Деньги под колёса. Кто ответит за дороги Украины
Этой весной дороги будут хуже некуда. Даже некогда сносные столичные магистрали теперь густо усыпаны колдобинами. На 80% украинских дорог есть ямы – такова официальная статистика после зимы. В Укравтодоре, как всегда, разводят руками…
Хотите увидеть дорогу без ям, выбоин и снега? Зайдите на сайт госкомпании «Укравтодор». На стартовой странице здесь красуется снимок безупречного отрезка трассы во Львовской области. Всё остальное – то, что в кадр не вошло, – ежедневно видит каждый водитель.
Не дают погонять. Гонщик Максим Балтер после поездки по Украине обнаружил, что колесо его машины стало квадратным. Фото: Дмитрий Стойков, Фокус
Деньги под колёса
На 80% украинских дорог есть ямы – такова официальная статистика после зимы. В Укравтодоре разводят руками: по дорогам, рассчитанным на обычные машины, ездят 40-тонные фуры. 75% украинских дорог не знали капитального ремонта со времени строительства, а это порой 30 лет.
Пресловутое недофинансирование действительно тормозит строительство и ремонт. В этом году из бюджета планируется выделить на дороги 14 млрд. грн., хотя потребность в деньгах – почти в два раза больше. Усугубляют положение и кредиты: по данным ревизоров Счётной палаты, к 2011 году каждая четвёртая выделяемая гривна будет идти не на отечественные дороги, а на погашение задолженностей.
Денежные вопросы в этой госкомпании, впрочем, обсуждают неохотно – чиновников регулярно уличают в злоупотреблениях и аудиторы, и пресса. В Укравтодоре продолжают настаивать: злоупотреблений нет. «В прошлом году мы построили и капитально отремонтировали 144 километра дорог. В этом – приведём в порядок ещё две сотни», – говоритФокусу замглавы Государственной службы автомобильных дорог Николай Березовский. На этот год планы наполеоновские: продолжение вечного ремонта трассы Киев – Чоп на участке Житомир – Броды, начало реконструкции дороги между Борисполем и Лубнами.
10 долларов за въезд на трассу
80 млрд. грн., два года и несколько платных дорог изменят ситуацию к лучшему, уверен бывший руководитель Укравтодора Владимир Демикшан. В мире более 140 тыс. километров платных дорог, некоторые весьма успешны. В Испании, к примеру, 46% национального дорожного бюджета составляет плата за проезд по концессионным дорогам. Цены разные: в Польше за идеальный участок длиной 90 км придётся выложить около 5 евро.
Киевлянин Максим Балтер не пожалеет $10 – он автогонщик и цену быстрой и безопасной езды знает. «Однажды, после того как я попал в яму на Харьковской трассе, одно из колёс у меня стало абсолютно квадратным», – вспоминает он. Вторая неприятность ждала его в Киеве: на гоночной машине он ударился днищем о выступающий люк и кусок снятого асфальта. «Машина проехала немного и остановилась – из-за вытекшего масла сломался двигатель, ремонт обошёлся в 2 тыс. долларов».
Его сверстник Глеб Кутепов давно учится в Германии и водит BMW 330. Последняя поездка по Украине Глеба шокировала. «По привычке разогнался до 140 и испугался – думал, взлечу. Ты будто герой фильма «Идеальный шторм» и пытаешься удержать штурвал корабля при 8-балльном шторме, – добавляет он. – Здесь не убирают снег, дороги в ямах, волнистые, а посреди трассы может лежать сломанное дерево. Украинские дороги – один сплошной стресс».
Причины плачевного состояния дорог – недофинансирование, низкое качество материалов, а порой и банальная халтура, говорит Валерий Вырожемский, первый замдиректора по научной работе Государственного научно-дорожного института им. Шульгина. «У нас отличные технологии укладки асфальта, зато хромает качество материалов и работы, – объясняет он. – Вспомните трассу от Киева до Борисполя, которой уже 7 лет.
Это пример хорошей работы – никаких уникальных технологий или рабочих, просто тотальный контроль за укладкой каждого сантиметра, недопущение халтуры – и вот результат». Современные технологии у нас тоже внедряются, но слишком опрометчиво. «Научились мы превращать цементобетон в щебёнку прямо на дороге. За границей так тоже строят, но не активно – присматриваются к технологии, чтобы оценить её спустя год-два-пять. У нас всё иначе: внедрили и давай применять везде, а там будь что будет».
В каждой стране – свои дорожные беды. В Финляндии бич – колея, которая возникает от колёс машин. В США постоянно образуются трещины в асфальте, но зато нет выбоин. «В отличие от Украины, в Штатах оперативно «залечивают» трещины, чтобы они не превратились в ямы. Мы с латанием трещин опаздываем в среднем на сезон», – говорит Вырожемский.
Обвиняются ямы
В борьбе за безопасность водителей Кабмин предложил законопроект, который ограничивает размещение рекламы вдоль украинских трасс. По словам главы Укравтодора Вадима Гуржоса, это уменьшит число дорожно-транспортных происшествий. О том, что около 20% всех аварий, то есть – каждая пятая, случаются из-за ям на дорогах, дорожники предпочитают молчать. «Слышите стук? Моя подвеска бьётся о выбоины.
А я, между прочим, на высоченном джипе! – негодует адвокат Вадим Володарский, эксперт в автомобильной тематике. – Снег ещё не сошел, а асфальт – уже». По его словам, в последнее время участились штрафы за езду в левом ряду при свободном правом. «Учитывая число ям у обочины, соблюдать это правило невозможно. Штрафуют даже мотоциклистов, для которых попасть в яму – особый риск», – говорит г-н Володарский. Он вёл одно из немногих дел против дорожной службы, когда удалось добиться возмещения ущерба, нанесённого автомобилю плохими дорогами.
«Мой клиент попал в аварию и разбил машину до невосстановимого состояния. Провели экспертизы участка дороги, на котором это произошло, и нам удалось доказать: причиной аварии стали ямы, – вспоминает адвокат. – Помимо того что водителю возместили ущерб – почти 10 тыс. долларов, к административной ответственности привлекли директора предприятия, ответственного за этот участок дороги».
Вадим Володарский убежден: в протоколе нужно указывать плохое состояние дорог, а в суде непременно заявлять ходатайство и назначать экспертизу дорожного покрытия. «Сколько мы таких экспертиз получили, всегда в ответ: меры приняты, меры будут приняты, меры не будут приняты – нет денег. Такого, чтобы дорожники отрицали наличие ям, ещё не было», – говорит он.
Деньги в пути
Николай Березовский, заместитель главы Государственной службы автомобильных дорог Украины:
О транспортном сборе
– С прошлого года мы не получаем транспортный сбор: согласно постановлению Кабмина он теперь перечисляется в местные бюджеты, а раньше давал нам дополнительные 600 млн. грн. в год. Местные бюджеты, по идее, тратят эти деньги на ремонт коммунальных дорог – не все трассы в нашем распоряжении.
О долгах Укравтодора
– Только в январе мы погасили полмиллиарда кредитов. Каков наш общий долг – не знаю, но деньги там большие.
О дорогах к Евро-2012
– Мы начали ремонт на участках дорог Киев – Чоп и Киев – Ковель, строим объездную в Донецке. За счёт международных финансовых организаций начинаем приводить в порядок трассу Киев – Харьков.
О платных дорогах
– Десять лет мы вынашивали проект строительства трассы Львов – Краковец за счёт концессионеров, но пока не известно, станет ли это шоссе первой платной дорогой в стране.
Евгения Даниленко, Фокус
Tweet