Харьковские «опыты»: мухоморы по-прокурорски
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…» – это еще почти сто лет назад было сказано. Но и сейчас это высказывание не утратило свою актуальность. Прокурорское перо, начертавшее отказ в возбуждении дела по организации массовых беспорядков в Харькове, оказалось чем-то вроде штыка, направленного против харьковчан. Требующих от нынешних властей немыслимого – здравого смысла в повседневной работе. На прошлой неделе прокурор области Василий Синчук озвучил прелюбопытнейшие вещи. Во-первых, смерть Евгения Кушнарева – результат убийства по неосторожности; лидер регионалов оказался на линии огня совершенно случайно именно в тот момент, когда Дмитрий Завальный выстрелил. Во-вторых, врачи, Кушнарева спасавшие, сделали все возможное и невозможное, а обвинения заместителя министра здравоохранения в обратном – не что иное, как результат неумеренного употребления им в пищу мухоморов. В третьих, массовое побоище, имевшее место 16 декабря на улице Клочковской областного центра, произошло абсолютно случайно. И поэтому дело об организации массовых беспорядков надлежит закрыть за отсутствием события преступления. И поскольку все три заявления касаются резонансных событий, давайте вспомним и те факты, которые в официальную прокурорскую версию не вписываются.
По смерти Евгения Кушнарева в смысле самого факта особых сомнений нет. Но вот попытки скрыть массу деталей, которые все равно стали известными, наводит на мысль, что не все там чисто. Так, отстреливать кабана, зайца, лисицу в тот день было нельзя. Разрешения на санитарный отстрел волков никто не выдавал. Тогда чем занимались охотники? И зачем понадобилось говорить, что их было всего пятеро, когда местные жители утверждают, что было несколько джипов и один грузовик, кузов которого был забит битком? А почему и куда исчез егерь, сопровождавший всю эту толпу? Кстати, и личность человека, объявленного убийцей, внушает некоторые сомнения. Почему им оказался самый молодой из присутствовавших? И как понять письмо нардепа Святаша на имя губернатора Харьковщины Арсена Авакова, в котором депутат резко выступает против родственников Кушнарева, если известно, что сей государственный муж никогда бы не отважился на подобный шаг, не зная, что судьба его руководителя уже предрешена? Он знал, что Кушнарева не будет еще за неделю до несчастного случая?
В то, что врачи сделали все, от них зависящее, сомневаться не приходится. С ранениями в живот обычно живут совсем недолго. Но слова о передозе заместителем министра мухоморов – это новый стиль официального заявления? Или горячее желание убедить всех, что так оно и есть? Тогда с чего бы прокурору нервничать?
Что же до прекращения дела об организации массовых беспорядков, то тут сомнений вообще видимо-невидимо. Прокуратура забрала дело из СБУ менее чем через месяц после возбуждения, когда опросить всех свидетелей и подозреваемых физически не было возможно. И выяснила – представляете, погромщики пришли на мирный митинг совершенно случайно… Они также случайно надели белые перчатки как опознавательный знак. Им совершенно случайно были выделены автобусы, снятые со 102 маршрута, который обслуживает частный предприниматель Руслан Алибаев. Заместитель начальника управления ЖКХ горисполкома Виктор Китанин совершенно случайно пригнал на место побоища кран для сноса забора, ставшего предлогом к началу действий. Совершенно случайно милиция, изначально сдерживавшая толпу, отошла после команды криминального авторитета «Гепы», который по совместительству подрабатывает секретарем горсовета. И уж никак между собой не связаны угрозы журналистам, снимавшим действо – со стороны директора Департамента горисполкома по взаимодействию с правоохранительными органами Андрея Стародубцева и погромщиков. А члены голубой «молодежки» вообще просто «мимо проходили». Ну, и всякие другие подобные мухоморы.
Дабы не плодить и далее случайности, рискну озвучить версию, отличную от прокурорской. Когда в городе начались собрания инициативных групп по проведению референдума о недоверию мэру, «Гепа» решил действовать. Председатель городского комитета по делам молодежи и спорта пан Хижняк по его указанию занялся привлечением бойцов. Часть набрали по его прежним спортивным знакомствам, часть – через райисполкомы, часть – методом шантажа спортклубов: не дадите бойцов – заберем помещение. Когда людей набрали достаточно, их отправили на боевое крещение, разгонять собрания инициативных групп. Несколько таких мероприятий прошли вполне успешно. А затем появилось желание продемонстрировать силу, что и было сделано на Клочковской. Непосредственный инструктаж погромщиков проводил давний знакомый Гепы бывший сотрудник УБОП, полковник милиции Иван Чекотило, правая рука тогдашнего начальника УБОП Станислава Денисюка. Когда же было возбуждено уголовное дело по массовым беспорядкам и следствие зашло слишком далеко, надо было как-то спасаться. В тот самый момент прокурор и озвучил версию об отсутствии злого умысла у погромщиков.
И дальше цепь случайностей продолжилась самым невероятным образом. Опять же, на прошлой неделе охрана «Гепы» хватает на улице человека, затаскивает в офис и обыскивает. Человек оказался сотрудником СБУ, отчего «Гепа» радостно завопил – мол, его несчастного преследует самая грозная спецслужба… За политику, разумеется.
На днях была сожжена машина, принадлежавшая Игорю Поддубному, редактору газеты «Пятница». Поскольку заподозрить поджигателей в корысти не получится – не с целью же угона они жгли автомобиль, остается версия мести за публикации. А в «Пятнице» их немало посвящали «Гепе», в частности, и местным «голубым» вообще. Вот и думаем, кому это выгодно…
И еще одна случайность: предводитель харьковских голубых Василий Салыгин, который подрабатывает председателем облсовета, высказал потрясающую идею, в тот же миг поддержанную голубым мэром Добкиным: на бедного «Гепу» слишком много нападок. Потому «регионалы» просто обязаны сказать свое веское слово в его защиту.
«Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо…» – это еще почти сто лет назад было сказано. Но и сейчас это высказывание не утратило свою актуальность. Прокурорское перо, начертавшее отказ в возбуждении дела по организации массовых беспорядков в Харькове, оказалось чем-то вроде штыка, направленного против харьковчан. Требующих от нынешних властей немыслимого – здравого смысла в повседневной работе. А потому у меня невольно возникает вопрос: а как сам прокурор насчет потребления мухоморов? Например, во время прекращения дела по беспорядкам?
Сергей Ермаков, Харьков, специально для «УК»