Угон авиа-такси из СССР в Турцию: как это было
Сейчас мало кто помнит, что в СССР, при довольно умеренной цене на билеты, существовали воздушные маршрутные такси. В 60-х годах это были, в основном, самолеты «Як-12А» с четырехместной кабиной, и они использовались для перевозки трех пассажиров, почты и грузов на коротких местных воздушных линиях.
После окончания Краснокутского летного училища, молодой летчик Эдик Бахшинян был направлен в малую авиацию и три с половиной года пролетал на «Як-12» различных модификаций над Арменией, распыляя удобрения, перевозя пассажиров, почту, продукты, медикаменты. И мечтая о штурвале настоящего большого лайнера и настоящей, большой авиации.
Ну совсем как Мимино в одноименном фильме Георгия Данелия.
«Як-12» на взлёте
И вот 52 года назад, 10 сентября 1961 года, 25-летний Эдик Бахшинян рано утром вылетел в свой очередной рейс «Ереван–Ехегнадзор» с тремя пассажирами на борту: ровесником пилота Генрихом Секояном, 18-летним студентом-первокурсником Ереванского университета Сержем Туманяном и 27-летним фарцовщиком Гарегином Мовсесяном.
Эти люди не были диссидентами, им просто надоел Советский Союз, и они решили захватить воздушное такси и угнать его в Турцию – благо расстояние от Еревана до турецкой границы составляет всего около 15-ти километров.
План захвата самолета был прост. По сигналу Секояна (он должен был снять солнцезащитные очки) Туманян и Мовсесян нападают на пилота, а Секоян, прошедший до этого курсы пилотирования при ДОСААФ, перерезает провода радиосвязи и садится за штурвал.
«Як-12» в полете
Самолет взлетел в сторону границы, набрал высоту и должен был сделать разворот, чтобы пойти по маршруту, когда пассажира подскочили, перерезали провода радиосвязи, схватили пилота за руки и скомандовали: «Не разворачивай. Давай прямо!». Эдик Бахшинян штурвала с рук не выпустил, и тогда ему нанесли несколько ножевых ударов, и стащили с кресла пилота.
Секоян сел за штурвал, но в спешке не заметил вытянутого рычажка руля высоты, и не смог выровнять самолет, который то забирал вверх, то нырял вниз. «Сука! Не умеешь!» – закричал один из террористов. Тогда Бахшинян сказал: «Он нас всех сейчас угробит. Давайте я поведу». Те посадили его в сиденье пилота и приставили ножи со словами: «Будешь дурить, убьем!».
Летчик сел, выровнял самолет, и когда угонщики немного успокоились, резко крутанул штурвал вбок. Самолет рвануло вправо, бандитов отбросило влево, и в то же мгновение пилот кинул самолет в пике, и бандитов бросило на пол. Перед самой землей Бахшинян рванул штурвал на себя, немного выровнял самолет, и смягчил удар.
«Як-12А» в винограднике, сентябрь 1961 года
Разваливаясь на части, «Як-12А» пропахал виноградники, встал на нос и перевернулся. К упавшему самолету поспешили колхозники-виноградари, и Бахшинян им заорал: «Это угон! Это бандиты!». По официальной версии один из угонщиков – Гарегин Мовсесян, погиб при ударе о землю. По неофициальной версии, при падении самолета он пострадал меньше всех, пытался бежать, и перепуганные колхозники его забили насмерть лопатами.
Но выжившие Секоян и Туманян пережили своего «подельника» всего на полтора года – Верховным судом Армянской ССР они были приговорены к смертной казни. И близкие Эдика Бахшиняна, еще долго потом сопровождали его в прогулках по Еревану, опасались мести со стороны родственников казненных.
О героическом поступке летчика написали тогда все советские газеты. Эдик Бахшинян в госпитале, октябрь 1961 года
Наземные станции засекли время падения время, когда с самолётом оборвалась связь – 8:05, и время падения самолета – 8:11. Таким образом это ЧП в воздухе продолжалось всего 6 минут. Но эти шесть минут перевернули всю жизнь Эдика Бахшиняна, чьи раны оказались не очень глубокими (ножи у террористов были перочинными).
В ноябре 1961 года, месяца Бахшиняна вызвали в Москву на XII Пленум ЦК ВЛКСМ, где вручили орден Боевого Красного Знамени. В ответном слове Эдик сказал: «Меня готовили к подвигу всю жизнь, и прежде всего это делал комсомол. Ему я и обязан своей наградой», и это были «правильные» слова.
В том же году Бахшиняна был переведен в большую магистральную авиацию. По официальной версии, рейс «Ереван–Ехегнадзор» 10 сентября 1961 года, должен был стать последним его полетом на «Яках» – буквально со следующего дня его, якобы, собирались перевести на дальние маршруты «Ил-14». По неофициальной версии, фиг бы Эдик в ближайшее время сел за штурвал большого лайнера, если бы не тот случай.
Впрочем, летчиком Бахшинян, действительно, оказался отличным. Через 13 лет, в августе 1974 года, он сумеет в аварийном режиме посадить в киевском аэропорту Борисполь пассажирский «Ил-18» без выпущенного правого шасси, не повредив при этом ни пассажиров, ни особо самолет.
Аварийная посадка Бахшиняном «Ил-18» рейса Ереван-Киев в августе 1974 года
В начале 80-х, Эдуард Мисакович Бахшинян был назначен начальником лётно-штурманского отдела Армянского управления гражданской авиации. Закончил Академию гражданской авиации. В 1983 году ему было присвоено звание Героя Социалистического труда.
В 1984 году Бахшинян был списан с лётной работы по состоянию здоровья, и назначен начальникам лётно-методологического центра. После распада СССР он будет долго работать на руководящих постах в авиации Армении, почти до самой своей смерти в 2002 году.
Эдик Бахшинян и Валико Мизандари по прозвищу «Мимино»
По большому счету, история Бахшиняна из жизни очень похожа на историю Мамино из данелевского фильма – им обоим волею случая удалось вырваться из малой авиации в большую. Но если киношный герой Вахтанга Кикабидзе не воспользовался предоставленным ему шансом, то реальный герой Эдик Бахшинян сумел использовать свой шанс, в виде попытки угона его самолета, сполна.
Мне иногда кажется, что кто-то там, наверху, не лишен чувства юмора…
Источник: oadam.livejournal.com
Tweet