Неизвестные пленные мировой войны

После терактов 11 сентября 2001 года США ввели в действие ранее невиданную тактику: они не считают лиц, подозреваемых в терроризме, уголовными преступниками и военнопленными. Фактически, подозреваемые в терроризме обрели некий новый статус, который не упоминается в международных конвенциях. США закон не писан?Одной из причин этого является беспрецедентный статус войны с террором, которую ведут в США. Традиционно предполагается, что война начинается после некоторых формальных действий. Война возникает по определенным причинам, она официально объявляется легитимной властью той или иной страны, она преследует конкретные цели, ее начинают, имея разумные шансы на успех и т.д. Именно в этом случае вступают в силу международные конвенции, которые защищают права пленных и гражданского населения. Однако в случае с террористами эти принципы не действуют: даже декларации лидеров террористических структур нельзя расценивать как формальное объявление войны, поскольку неизвестно, насколько реальна власть этих людей. Террористы имеют крайне мало шансов одержать военную победу над регулярной армией, а требования, которые они выдвигают – часто невыполнимы.

Для того, чтобы официально определить статус пленного, необходимо определить суть вооруженного конфликта: в первую очередь, носит от международный или внутренний характер. Если в войну вовлечены негосударственные вооруженные группы (например, сепаратисты, воюющие с правительственными войсками), то Женевская Конвенция не применяется, хотя правила защиты прав человека продолжают применяться. В Афганистане изначально был внутренний конфликт, сменившийся международным (когда в страну были введены советские войска), который вновь уступил место внутреннему (“Талибан” против “Северного Альянса”), а тот вновь – международному (в войну вступили США). Афганистан некогда присоединился к Женевской Конвенции. Однако правительство “Талибана” не было признано международным сообществом легитимной властью в стране, поэтому солдаты его вооруженных сил не считались военнопленными. В свою очередь, вооруженный конфликт между США и “Аль Каеда” имел международный характер, но структура, созданная Бен Ладеном, не является государством, поэтому ее члены военнопленными считаться не могут.

Первые заключенные на Гуантанамо появились в январе 2002 года, в результате операции в Афганистане. В феврале президент США Джордж Буш\George Bush издал меморандум, в котором декларировалось, что боевики “Аль Каеды” не попадают под защиту Женевской Конвенции. Впрочем, он требовал, чтобы вооруженные силы США обращались с арестованными (или пленными) гуманно. Изначально США утверждали, что террористы не могут считаться военнопленными, однако чуть позднее Буш несколько изменил акценты: он признал, что бойцы “Талибана” являются военнопленными, а члены “Аль Каеды” – нет. Однако и с талибами не обращались как с военнопленными, поскольку они не попадали под определение “законного комбатанта”, данного Женевской Конвенцией. В свою очередь, члены “Аль Каеды” не могли считаться военнопленными, поскольку эта организация не является государством.

С самого начала действия США подвергались жесткой критике, прежде всего со стороны ООН (в начале 2006 года эксперты ООН опубликовали доклад о Гуантанамо, в котором критиковали США за отсутствие юридических оснований для содержания заключенных под стражей, несоблюдение международных стандартов правосудия и т.д.), Европейского Парламента, правозащитных организаций и правительств многих государств, граждане которых попали в этот лагерь.

Логика властей США заключается в следующем: информация о террористических структурах добывается крайне трудно, спецслужбы не имеют права ее обнародовать (что требуется для ведения открытого судебного процесса), рискуя провалить своих агентов. Арестовать террориста крайне важно, поскольку строгое соблюдение традиционных юридических норм требует времени, что может позволить ему (или его сообщникам) организовать теракт. Если с террористами, являющимися гражданами США, известно как поступать, то с иностранцами ситуация намного более сложная и запутанная – для их ареста и содержания под стражей требуются длительные переговоры с иными государствами без всякой гарантии на то, что они завершаться успехом. Однако терроризм не признает государственных границ – абсолютно все участники терактов 11 сентября 2001 года не были гражданами США.

Именно поэтому появился лагерь на Гуантанамо. Администрация США называет этих людей “незаконными” или “враждебными комбатантами”,”лицами, воевавшими на стороне противника” или “террористами”, на которых не распространяются международные конвенции (некоторые высокопоставленные представители Администрации США указывали, что Женевская Конвенция устарела, поскольку не содержит никаких правил, касающихся обращения с террористами). Поэтому дела заключенных Гуантанамо рассматриваются военными трибуналами, а не судами; их можно содержать не в более-менее комфортабельных помещениях, а в тюремных камерах-одиночках; а международные гуманитарные организации не имеют права посещать их и т.д.

Однако в июне 2004 года Верховный Суд США\Supreme Court пришел к выводу, что суды на территории США имеют право рассматривать обращения заключенных Гуантанамо. В 2005 году Конгресс США\US Congress принял особый Закон об Обращении с Заключенными\Detainee Treatment Act, который установил правила содержания и ведения допросов этих людей – они имеют право обращаться с петициями и протестами, однако окончательное решение об их статусе и судьбе принимает вашингтонский Апелляционный Суд\D.C. Circuit Court of Appeals. Суд рассмотрел несколько десятков обращений заключенных: результаты одного из них стали известны – Салим Ахмед Хамдан, бывший телохранитель и шофер Бен Ладена, был признан военнопленным (что, автоматически, переводит его под защиту Женевской Конвенции) до тех пор, пока в его отношении не принято иное решение. США также обязались не применять к заключенным смертной казни в случае, если военный трибунал установит их вину; кроме того, было допущено, что осужденные могут быть переданы для отбывания наказания в свои родные страны. Тем не менее, юридический статус и права, которыми обладают эти заключенные, остаются неясными.

По данным правозащитной организации Amnesty International, примерно 550 человек, являющихся гражданами 35-ти государств, содержатся в заключении без доступа к судам, адвокатам и не имеют возможности встречаться с членами своих семей. Они не имеют информации о том, как долго может продлиться следствие. Amnesty International называет этот юридический парадокс “черной дырой”, поскольку в отношении заключенных, которых изначально признают террористами, не действует основополагающий принцип “презумпции невиновности”. Другая правозащитная организация – Human Rights Watch – отмечает, что в случае с Гуантанамо США нарушили существующие международные законы войны.

До марта 2006 года было неизвестно, кто содержится в Гуантанамо. Под давлением правозащитных организаций, выигравших судебный процесс против Министерства Обороны США\Department of Defense, был опубликован перечень из нескольких сот имен. Анализ, проведенный Human Rights Watch, показал, что многие из них могли попасть в заключение совершенно случайно. Менее половины заключенных были захвачены американскими войсками на поле боя в Афганистане, когда шли бои с “Талибаном” и “Аль Каедой”. Большинство было передано Пакистаном. Некоторые из них пострадали лишь потому, что жили в доме, используемом “Талибаном” или “Аль Каедой”. Тем не менее, Доклад Конгресса США\US Congress о терактах 11 сентября 2001 года был в значительной степени основан на материалах допросов лиц, заключенных в Гуантанамо.

За годы существования лагеря в Гуантанамо были выпущены на свободу около 270 человек, некоторые из которых немедленно обратились в суд с исками против США, требуя компенсаций за годы, проведенные в заключении, поскольку им не предъявлялись официальные обвинения, и даже предположительная вина в содействии террористам не была доказана.

Некоторые из заключенных Гуантанамо были переданы правоохранительным органам государств, гражданами которых они являются. Иногда это происходило в результате двусторонних государственных переговоров, иногда – иными способами. К примеру, в 2004 году Ясер Эсам Хамди (родился в США, родители – из Саудовской Аравии) захваченный в Афганистане отказался от американского гражданства и был депортирован в Саудовскую Аравию.

Питер Берковитц\Peter Berkowitz, преподаватель юридического факультета Университета Джорджа Мейсона\George Mason University, редактор книги “Терроризм, Законы Войны и Конституция”\Terrorism, The Laws Of War, And The Constitution: Debating The Enemy Combatant Cases, на основе анализа сложившейся ситуации, пришел к выводу, что в войне с террором, которая может затянуться на десятилетия, США обязаны соблюдать международные законы, поскольку от этого зависит национальная безопасность страны.

washprofile

You may also like...