Как глушили западные радиостанции в СССР. Часть 4

6 ноября 1954 года заместитель уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР Стрелков писал в ЦК КП Литвы товарищу Нюньке: «За последнее время усилилась антисоветская пропаганда по радио на средних волнах (частота 1195 кГц, языки: литовский, русский, польский, украинский и латышский), которые особенно прослушиваются в часы 18:00-22:00. Имеющихся специальных средств для борьбы с антисоветским вещанием на частоте 1195 кГц недостаточно…» Расскажем подробнее о технических характеристиках РПП дальней радиозащиты № 903 в составе радиоцентра Большаково Калининградской обл., введенного в строй в 1975 г. На данной РПП установили 9 связных передатчиков “Пурга” производства Красноярского радиозавода. Их мощность в режиме А3Е – около 50 кВт, в режимах ОБП и ТЛГ – до 80 кВт. Было смонтировано 9 антенн типа “СГДП” (на одну возможно сложение всех передатчиков), 2 антенны типа “СГДП 1/4” (сложение до 4 передатчиков), 14 ромбических антенн “РГЛ” и две “ВГДШ”. Азимуты антенн: 70°, 83°, 118° – на разные регионы СССР, 205° – на Польшу и Чехословакию, 245° – на ГДР. После прекращения глушения радиостанцию в 1989 г. начали использовать для иновещания на немецком (245°), польском (205°), французском (245°) языках, а также для трансляции “Маяка” (83° и 118°). Работали отдельные (60 кВт) и сдвоенные (120 кВт) передатчики.

Многие вещательные радиостанции были укомплектованы оборудованием для постановки помех. На главном литовском радиоцентре Cиткунай имелся спецприбор “Зенит-2” – ДСВ модулятор для передатчика “Вихрь” (“РВ-120”, 500 кВт). Получив указание от ККП каунасского объекта № 603, дежурная смена должна была перестроить передатчик на частоту радиоподавления. Это разрешалось только во время ночного перерыва трансляции I программы Литовского радио в 01:00-05:00. Подать звуковой сигнал для глушения могли либо с блока ГМД, либо с ККП (“Маяк” или речеподобный сигнал).

6 ноября 1954 года заместитель уполномоченного министерства Связи по Литовской ССР Стрелков писал в ЦК КП Литвы товарищу Нюньке: “За последнее время усилилась антисоветская пропаганда по радио на средних волнах (частота 1195 кГц, языки: литовский, русский, польский, украинский и латышский), которые особенно прослушиваются в часы 18:00-22:00. Имеющихся специальных средств для борьбы с антисоветским вещанием на частоте 1195 кГц недостаточно, для этой цели в гор. Вильнюс может быть использован средневолновый передатчик “РВ-92”, который в это время передает программу комитета Радиоинформации Литовской ССР. Прошу Вашего разрешения о использовании радиовещательной станции “РВ-92” ежедневно с 18 до 22 часов и снятии программы комитета Радиоинформации в эти же часы”. В просьбе было отказано. На письме поставлена резолюция: “Вопрос решен. Забивать другими средствами”.

В начале 60-х на вильнюсской р/с (Виршулишкес) установили 10-киловаттный связной передатчик “Ураган” промежуточного диапазона (1÷3 МГц), снятый с военного корабля. Он позволил глушить СВ трансляции BBC, VOA и радио Тираны. В 1965 г. передатчик модернизировали для трансляции программы “Маяк” на частоте 1430 кГц, но и после этого по требованию ККП его ежедневно перестраивали на частоту 1394 кГц для получасовых сеансов подавления радио Тираны.

В 1973 г. функцию СВ глушения перенял объект № 600. Четыре 5-киловаттных связных КВ передатчика “КВ-5” и “Вяз” на р/с Виршулишкес работали по заказу республиканского центрального телеграфа (90% времени), штаба гражданской обороны и только до 10 часов в месяц – в режиме постановки помех, когда на “600-ом” не хватало мощностей. Связь проводили с ромбической и дипольными, глушили – с дипольными антеннами “ВГДШ”.

Технический уровень сети радиоподавления был не на высоте. В 1975 г. ведомственная газетка “Кауно радистас” писала, что на объекте № 603 не хватает цоколей радиоламп ГУ-50, монтажного провода, измерительных приборов. Передатчики “КВ-5” почти четверть века идут без кап. ремонта, физически и морально устарели, часто ломаются, да и антенны нужно менять из-за многократных срывов проводов. Согласование с диполями “ВГДШ” давалось с трудом, вместо 5 кВт выжымали половину, а то и меньше. Даже в пределах города не хватало уровня помехи. На незакрытые частоты приходилось ставить по два передатчика.

Вспоминаются случаи, когда во время перегона видеоинформации из Каунаса в Москву объект № 603 давал наводку на аппаратуру союзной радиорелейной линии. Чтобы обеспечить качество телевизионной трансляции, приходилось временно отключать передатчики РПП. В 1958 г. здесь пришлось выключить передатчики глушения в диапазоне 13 метров, потому что их 3-я гармоника наводила помеху на слабый сигнал изображения Вильнюсской телестанции (в то время ретранслятора в Каунасе еще не было).

КГБ следил за чистотой эфира, до приема на работу проверял “идейно-политическую надежность” новых работников. Однажды выяснилось, что родители электромеханика после войны были сосланы в Сибирь. Человека перевели в другой цех. Персонал 603-го и ККП имел допуск (уровень секретности) третьей степени. Все знали, что среди сослуживцев есть стукачи. Раздражение КГБ и партийных органов вызывали “дыры” в эфире. Особенно плохо дела обстояли в сельской местности.

В середине 80-х в Литве собирались строить новые РПП в пригородах Вильнюса и Паневежиса, но был сооружен только последний. Несмотря на упущения, в целом эффективность системы радиоподавления была высокая. По сравнению с “Радио Свобода”, которую в СССР слушали более 7 млн. человек, у “Немецкой волны”, “Би-Би-Си” и “Голоса Америки” (в 1973-1980 г. они звучали в чистом эфире) аудитория была в 1,5÷3 раза больше. В 1991 г. после снятия помех популярность “Свободы” возросла в 4 раза и достигла 30 млн. слушателей.

По данным мониторинга западных экспертов, в июле-октябре 1981 г., когда все ниже перечисленные р/с подвергались глушению, их слышимость на территории СССР была такова (%):

Хорошая Средняя Плохая Не слышно
RFE/RL 1 6 20 73
VOA 3 31 45 22
BBC 1 14 27 58
DW 4 29 20 47

Как видим, в среднем в 28% случаев прием был значительно затруднен, а в 50% – невозможен. В соцстранах дела обстояли лучше. Ниже в таблице приводим данные 1977 г. об аудитории RFE/RL.

Страна % слушателей Наличие и характер помех
Румыния 57 Без помех
Венгрия 49 Помехи от одной украинской РПП
Польша 46 Дальнее глушение из СССР*
Чехословакия 34 Мощное глушение внутри страны и из СССР
Болгария 24 Мощное глушение внутри страны и из СССР

* Кроме диапазона 13 м

Для глушения использовались и вещательные передатчики – во время, свободное от трансляции радиопрограмм. Организационную структуру советской системы связи многократно меняли. Мощные РПП дальней радиозащиты, будучи в составе союзных узлов радиовещания и радиосвязи (СУР) или как отдельные радиоцентры, напрямую подчинялись союзному Минсвязи. Городские объекты, как правило, были составными частями (цехами) местных предприятий связи, подотчетных министерствам связи союзных республик.

До начала 60-х годов применяли выборочное радиоподавление: помехи включали только на определенные промежутки времени, иногда лишь на 1-2 минуты по нескольку раз в час, в зависимости от содержания текущей передачи. Москва круглосуточно слушала эфир и отдавала оперативные указания для РПП по телетайпу и КВ радиоканалам (эфирный маркер “У”). В командах указывались частоты и продолжительность сеанса постановки помех. По данным американской радиомониторной службы в Хельсинки, СССР выборочно глушил передачи VOA на русском и украинском языках с 16 апреля 1957 г. по 18 июня 1963 г. Такой сложный, трудоемкий метод не оправдал себя и от него отказались, когда Советский Союз впервые временно снял помехи с программ BBC, DW и VOA на языках народов СССР и стран Балтии. C той поры программы определенных зарубежных станций глушили на протяжении всего времени их работы в эфире и на всех частотах.

В зависимости от степени “враждебности” передач, cтанции, вещавшие на СССР, подразделялись на три категории:

(1) Радио “Свобода”, “Голос Израиля”, радио Тираны и “Свободную Россию” глушили электронным шумом ГМД, с 1976 г. – речеподобным сигналом. Звуковой сигнал ГМД состоял из шума I генератора (135 Гц), колебающегося на частоте II генератора (3 Гц), сложенного с шумом III генератора (320 Гц), колебающегося на частоте IV генератора (5 Гц);

(2) BBC, DW, VOA, радио Китая и радио Кореи: сначала их глушили электронным шумом, а с 3 августа 1964 г. – музыкально-информационной программой “Маяк”. Передатчики работали в режиме частотной телефонии F3, преимущество которого – широкая (16 кГц) полоса, высокий уровень модуляции и искаженный звук “Маяка” на бытовых приемниках;

(3) Р/с Швеции, Канады, Югославии, Франции, Египта, Италии и другие, в передачах которых не было острой критики в отношении властей СССР, после 1963 г. не подвергались глушению.

С 1976 г. ГМД постепенно заменили на “речеподобный сигнал”, смонтированный из коротких (0,5÷5 cек.) фрагментов мужского и женского голоса дикторов Всесоюзного радио. Его звучание напоминало рокот толпы. Для рассылки на все ККП сигнал тиражировали в ленинградском доме звукозаписи (ленты “типа 10” на лавсановой основе, ширина 6,25 мм, толщина 37 мкм, катушки № 15, скорость 9,53 см/сек, 1 дорожка, звучание 65 мин.). Так как имевшиеся на ККП жесткие трехмоторные магнитофоны “Тембр” быстро растягивали ленты, вместо их применили устройства “АПСВ”, где cпиральную магнитозапись с дорожки крутящегося диска считывали две магнитные головки на тонармах.

По сравнению с монотонным шумом ГМД “речеподобный сигнал” сильнее раздражал слушателей и не поддавался отфильтровке. Позднее сотрудник института общественных наук при ЦК КПСС В. Ярошенко предложил использовать в качестве помехи передачу накрываемой радиостанции с задержкой звука на несколько секунд. Минсвязи отвергло идею, опасаясь сложности приема и паспределения по РПП программ забиваемых радиостанций.

Дважды в минуту шум ГМД и речеподобный сигнал прерывался позывным, составленным из двух букв азбуки Морзе. Каждой городской РПП был присвоен индивидуальный позывной. До конца 60-х позывные меняли в полночь по московскому времени с 4 на 5 и с 19 на 20 число. Это начали делать после того, как узнали о существовании американского комитета ТЕАC (Technical Evaluation Advisory Committee) из представителей RFE, RL, VOA и ЦРУ. Комитет составил карту сети радиоподавления Советского Союза и соцстран. Западные радиомониторные службы зафиксировали более 500 позывных.

В 70-е позывные стали менять редко. Вильнюсский объект № 600 между 1976 и 1988 г. тоько однажды поменял позывной с “БЛ” на “ЛМ”. Позывные были нужны для опознания работы отдельных РПП. Операторы ККП докладывали центральному пункту управления о приеме сигналов РПП других городов. Например, Вильнюс мог зафиксировать позывной, по которому Москова определяла, что какой-нибудь украинский объект вовремя не сошел с частоты радио “Свобода” и cоздал помехи “Родине”. Это означало неприятности для смены провинившегося ККП.

Радиовещательным передатчикам присваивали позывные из серии “РВ” (в эфир они не передавались). Например, “РВ-848” был 200-киловаттный КВ передатчик типа “Снег-М” радиоцентра Поповка Ленинградской области. (Напомним, что отсюда в 1971-1988 г. вели радиоподавление польских передач RFE со позывным “1Г”). После снятия помех многим передатчикам бывших РПП выдали “гражданские” позывные. Так, “РВ-1291” обозначил 80-киловаттную “Пургу” на объекте № 903 р/с Большаково в Калининградской области.

Что касается позывных мощных “восьмисотых” радиоцентров, то есть два варианта: либо им давали общий для всех передатчиков позывной, либо – по отдельному для каждого передатчика. Позывные поступали на передатчики от электромеханических устройств. Крутящийся от электромотора диск с вырезами дважды в минуту замыкал контакты, прерывая шум ГМД (или речеподобный сигнал) и вставляя тон генератора двухбуквенного позывного. Такие устаревшие “машинки” потом заменили на более совершенные изделия с фотоэлементами.

До наступления времен спутниковой связи VOA посылал программы в ретрансляторы по КВ РРЛ через узловой радиоцентр Гринвилл в Северной Каролине. Передачи русской службы VOA выходили в эфир через р/с Вуфертон (Великобритания), Мюнхен-Исманинг (Германия), Kaвала (Греция) и Taнжер (Марокко). В Гринвилле шесть 50-киловаттных связных передатчиков работало в режиме двух независимых боковых полос с подавленной несущей.

Что касается вопроса, ставил ли СССР помехи на КВ радиорелейные линии, то мнения экспертов противоречивы. До 1975 г. для РРЛ VOA были характерны часто возникавшие шумы и обрывы, будь-то от искусственных помех или из-за слабого прохождения радиоволн над Атлантикой во время возмущений ионосферы. Русская служба VOA записывала концерты попмузыки на виниловые пластинки и рассылала их по ретрансляторам, чтобы адресаты в СССР могли слушать музыку без треска межконтинентальной РРЛ.

Первые признаки смягчения радиоцензуры появились в июне 1986 г., когда работавший “на экспорт” советский журналист Владимир Познер в одной из телепередач США заявил: “Глушение было контрпродуктивным”. В конце того же года на встрече в Исландии Михаил Горбачев предложил Рональду Рейгану нечто вроде обмена. Пусть коммерческие станции США начнут ретранслировать Московское радио на английском языке, а в ответ СССР снимет помехи с VOA (но не с RFE/RL). Идею пытались развить Александр Яковлев и Чарльз Уик, но у них ничего не вышло.

Еще раз вернемся к письму в ЦК КПСС Е. Лигачева и В. Чебрикова от 5 сентября 1986 г.: “Передачи неправительственных радиостанций “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, а также радиостанций “Немецкая волна” и “Голос Израиля” имеют откровенно антисоветский характер и изобилуют злобной клеветой на советскую действительность. Радиостанции же “Голос Америки” и “Би-Би-Си” подают свои материалы, как правило, тенденциозно, с антисоветских позиций, стараясь при этом придерживаться объективистского подхода к освещению событий и фактов международной жизни, политики, экономики и культуры. Пропагандистские материалы радиостанций “Радио Пекин” и “Радио Корея” недружественны по отношению к СССР, но мало убедительны, а подача их осуществляется предвзято и примитивно”.

Далее, ссылаясь на “проделанную значительную работу по расширению гласности” после апрельского (1985 г.) Пленума ЦК КПСС, рекомендуется прекратить глушение “Голоса Америки”, “Би-Би-Си”, “Радио Пекина” и “Радио Кореи”, а “высвобождающиеся при этом технические средства использовать для более качественного и надежного глушения радиостанций “Радио Свобода”, “Свободная Европа”, “Немецкая волна” и “Голос Израиля”. Представляется также целесообразным часть технических средств использовать для расширения советского вещания на капиталистические страны”.

Надо отдать должное М. Горбачеву, который на этом не остановился. Помехи покинули BBC 21 января 1987 г., VOA – 23 мая 1987 г. Генсек понимал, что политика гласности не вяжется с цензурой, и в ноябре 1988 г. добился решения Политбюро ЦК КПСС о полном снятии радиопомех. 8 декабря 1988 г. М. Горбачев на пленарном заседании ООН в Нью-Йорке заявил: “В контексте хельсинкского процесса рассматриваем и снятие помех для передач всех иностранных р/с, вещающих на Советский Союз”. Все советские РПП были выключены в полночь по московскому времени со вторника, 29 ноября, на среду, 30 ноября 1988 г. Интересно, что приказ министра связи СССР № 38с “О прекращении с 30 ноября 1988 г. глушения зарубежных р/с, ведущих вещание на Советский Союз” был подписан только 19 декабря , спустя 11 дней после выступления М. Горбачева и спустя 20 дней после прекращения глушения. Позднее еще наблюдались случаи применения “техники близкого прилегания” – вещания на частотах “Свободы” или на прилегающих к ним.

После 1989 г. некоторые передатчики бывших РПП арендованы для BBC, DW, RFE/RL и VOA. Часть радиосредств, использовавшихся для глушения, сейчас не работает, но содержится в хорошем состоянии. По сообщению “Фонда защиты гласности”, московское издательство “Палея” в ноябре 1997 г. направила на “Свободу” ультиматум: если радиостанция не перестанет “оскорблять национальное достоинство народов России”, то “Палея” начнет выборочное глушение в Москве и Санкт-Петербурге. В том же году американский ученый Джэми Метцл предложил создать мобильную службу радиоподавления при ООН. По мнению автора идеи, массовые убийства и зверства, совершенные в отношении руандийского народа тутси, подстрекались радиоголосом воинствующих хуту. Жертв было бы гораздо меньше, если бы международная общественность своевременно нейтрализовала подрывную станцию.

В октябре 2002 г. президент России В. Путин отменил указ президента Б. Ельцина от 1991 г., гарантировавший для радио “Свобода” предоставление “необходимых каналов связи”. Декрет В. Путина создал юридические предпосылки для упразнения лицензий ретрансляторам русской службы RFE/RL в России. Анонимная общественная группа в 2003 г. на интернетном сайте под лозунгом “Нет русофобии в России!” требует “закрытия штаб-квартиры радио “Свобода” в Москве, запрета трансляции на средних волнах передач радио “Свобода”, “Немецкой волны”, “Голоса Америки” и глушения всех антирусских передач во всех диапазонах”.

В 1997 г. мы обратились к заместителю председателя Государственного комитета по связи и информатизации Российской Федерации А. Батюшкину c просьбой рекомендовать экспертов по теме радиоподавления. К сожалению, таковых найти не удалось. Ответное письмо от 8 октября 1997 г. завершается словами: “B связи с принятием правительственных решений, работы по “радиоглушению” в 1988-1989 г. были закончены, объекты перепрофилированы, эксплуатационно-техническая и нормативная документация уничтожены, оборудование списано”.

Пытался ли кто нибудь в Советском Союзе протестовать против ограничений доступа к потоку международной радиоинформации? Ответа на этот вопрос следует искать в материалах Самиздата. При наличии эфирных помех советские граждане могли писать жалобы в инспекции электросвязи по месту жительства. Однако 5 пункт “Инструкции о порядке приема и рассмотрения заявлений на индустриальные помехи радиоприему” гласил, что “по заявлениям на помехи приему радиовещания в ДВ, СВ и КВ диапазонах меры по устранению помех принимаются в случае неудовлетворительного приема только тех р/с, которые предназначены для обеспечения вещанием зоны, в которую входит данная область (край, республика)”. Конечно, передачи западных станций и были предназначены для “обеспечения вещанием” большей части территории СССР, но жалобы на помехи зарубежным голосам означали неприятности для их авторов, в какой “зоне” они бы не жили.

ФОТОГРАФИИ, ЗВУКИ

Сокращения

АМ – амплитудная модуляция

АПСВ – аппарат подачи сигналов вещания

ВГД(Ш) – вибратор горизонтальный диапазонный (шунтовый)

ГМД – генератор мешающего действия

ДВ – длинные волны

КВ – короткие волны

ККП – контрольно-корректировочный пункт

ОБП – одна боковая полоса

ПКВ – передатчик коротковолновый радиовещательный

ПКМ – передатчик коротковолновый магистральной радиосвязи

РВ – радиовещательный

РПП – радиостанция постановки помех

РПУ – радиоприемное устройство

РРЛ – радиорелейная линия

р/с – радиостанция

СВ – средние волны, средневолновый

СГД – синфазная горизонтальная диапазонная антенна

ТЛГ – радиотелеграфный

УКВ – ультракороткие волны, ультракоротковолновый

BBC – British Broadcasting Corporation

DW – Deutsche Welle

IBB – International Broadcasting Bureau

RFA – Radio Free Asia

RFE, RL, RFE/RL – Radio Free Europe/Radio Liberty

RIAS – Radio in the American Sector

VOA – Voice of America

Римантас Плейкис министр связи Литвы в 1996-1998 г., член парламентского комитета нацбезопасности и обороны

You may also like...