Набор для атомной бомбы. Коллекция фактов
Ныне возможно говорить о существовании разветвленного «черного рынка» радиоактивных материалов и технологий. Это было доказано несколько лет назад, когда выяснилось, что Пакистан создал свое ядерное оружие при помощи игроков «черного рынка». Кто следующий? Запасами высокообогащенного урана обладают 43 государства мира (в том числе, 28 – развивающихся), плутония – 12 стран (существуют также серьезные подозрения о наличии запасов плутония еще у трех государств).
В 71 государстве мира существуют более 900 лабораторий и предприятий, использующих радиоактивные и ядерные материалы, которые могут быть использованы в качестве базиса для военных ядерных программ. Эти объекты контролируют лишь 250 международных инспекторов.
В 1946 году первая Генеральная Ассамблея ООН создала особую комиссию, которая должна была заниматься решением проблем, появившихся после создания ядерного оружия. В 1957 году было создано Международное Агентство по Атомной Энергии (МАГАТЭ)\International Atomic Energy Agency, которое занимается контролем над ядерными программами и материалами.
Процесс борьбы с распространением ядерного оружия и технологий регулируется фундаментальным международным соглашением: Договором о Нераспространении Ядерного Оружия. Договор был подписан 1 июля 1968 года и вступил в силу 5 марта 1970 года. Фактически, он разделил страны мира на две категории: страны, обладающие ядерным оружием, и безъядерные государства. Договор обязывает неядерные державы воздерживаться от производства и приобретения ядерного оружия, а также признать контроль МАГАТЭ над всеми своими атомными объектами. Ядерные державы, в свою очередь, обязались воздерживаться от передачи неядерным государствам технологий и материалов, которые могут быть использованы для создания атомного оружия, за исключением сделок, проходящих под контролем МАГАТЭ. Исключение сделано лишь для мирных атомных технологий. Изначально срок действия этого Договора определялся в 25 лет, но в 1995 году страны-участницы согласились бессрочно продлить срок его действия, пишет Washington Profile .
В Договоре, на сегодняшний момент, участвуют 188 государств мира. К нему не присоединились Пакистан и Индия, официально объявившие о наличии у них ядерного оружия (1998 год), Израиль, не признающий, но и не отрицающий наличие у него ядерного оружия, а также Куба, которая, впрочем, является участником международного соглашения, провозгласившего безъядерной зоной страны Южной, Центральной Америки и бассейна Карибского моря. Еще одним исключением является Северная Корея, которая стала единственной страной мира, которая дважды выходила из этого Договора о нераспространении ядерного оружия. В 2006 году Северная Корея провела успешный ядерный тест.
В 1980 году была подписана международная Конвенция о Физической Защите Ядерных Материалов, одной из задач которой является предотвращение краж материалов, пригодных для создания ядерного оружия. В 2004 году Совет Безопасности ООН принял резолюцию 1540, которая предписывает всем государствам принять меры для того, чтобы подобные материалы и технологии не попали в руки “негосударственных актеров” (подразумевались структуры, прежде всего, террористы, не подчиняющиеся государству).
Ядерное оружие считается наиболее мощным оружием, созданным человеком. Взрыв примитивной атомной бомбы, аналогичной сброшенной на Хиросиму, мгновенно уничтожит половину населения, проживающего на территории 30 кв. км. В то же время, ядерное оружие – наиболее сложное в разработке, производстве и применении. Для создания атомной бомбы требуются долговременные усилия государства, определенный уровень технологий и значительные средства.
Для создания атомной бомбы мощностью, равной той, которая была в 1945 году сброшена на Нагасаки, необходимо 8 кг плутония (плутоний-239) или 25 кг высокообогащенного урана (уран-235). Однако в современных ядерных зарядах используется намного меньше плутония и урана (Министерство Энергетики США\Department of Energy в 2001 году сообщило, что для этого достаточно 4 кг плутония или урана-233, или 12 кг урана-235). В современных ядерных зарядах обычно применяются уран и плутоний вместе. Для сравнения: бомба, сброшенная на Хиросиму, несла 64 кг урана, а бомба, сброшенная на Нагасаки – 6.3 кг плутония.
Уран и плутоний – не единственные радиоактивные материалы, которые можно использовать для создания ядерного оружия. К примеру, по предварительным оценкам (подобные эксперименты проводила, например, Франция), для создания ядерного заряда возможно использовать 73 кг нептуния-237 или 60 кг америция-241.
Ныне десять государств мира обладают ядерным оружием: США, Россия, Великобритания, Франция, Китай, Израиль (официально этого не подтверждает и не отвергает), Индия, Пакистан и Северная Корея.
По данным исследовательского центра Natural Resources Defense Council, США и Россия имеют в своем распоряжении по 10 тысяч ядерных зарядов, Великобритания и Китай – по 200, Франция – 350, Индия – 40-50, Пакистан – менее 50-ти, Израиль от 75-ти до 200, Северная Корея – менее 15-ти. Эти и иные оценки являются весьма условными, потому что достоверной информации о арсеналах Индии, Пакистана, Израиля и Северной Кореи не существует в открытом доступе.
Кроме ядерного оружия, высокообогащенный уран используется в корабельных и исследовательских реакторах. Примерно 95% подобного урана хранится и используется в России (большая часть) и США (меньшая часть). После окончания Холодной войны Россия объявила о наличии у нее примерно 500 тон высокообогащенного урана, США – о 198 тоннах. Из них к середине 2006 года Россия переработала примерно 275 тонн, США – 60 тонн.
Мировые запасы плутония оружейного качества составляют примерно 500 тонн. Большей частью, он находится в распоряжении государств, входящих в “ядерных клуб”. Однако подобные материалы есть также у Японии, Бельгии и Швейцарии. США, Россия, Великобритания и Китай в последние годы сообщали об остановке производства оружейного плутония.
Взрыв атомного заряда, изготовленного из 40 кг высокообогащенного урана, эквивалентен взрыву 15 тыс. тонн тротила. Его взрыв в центре крупного города способен вызвать мгновенную гибель 20 тыс. человек и смерть еще 120 тыс. человек в течение ближайших дней. Стоимость спасательных работ, дезактивации, вывоза мусора и т.д. составит примерно $50 млрд.
Взрыв атомной бомбы, аналогичной сброшенной на Хиросиму, мгновенно уничтожит половину населения, проживающего на территории 30 кв. км. Взрыв бомбы, начиненной зарином, уничтожит половину людей, проживающих на территории 4 кв.км.
Ныне возможно говорить о существовании разветвленного «черного рынка» радиоактивных материалов и технологий. Это было доказано несколько лет назад, когда выяснилось, что Пакистан создал свое ядерное оружие при помощи игроков «черного рынка». Кто следующий?
Джозеф Сиринсионе\Joseph Cirincione, автор книги “Смертельные Арсеналы: Слежка за Оружием Массового Уничтожения”\Deadly Arsenals: Tracking Weapons of Mass Destruction, пишет: “Пока нам, кажется, везло, и до сих пор радиоактивные материалы не попадали в руки террористов. Но совершенно точно мы этого не знаем. Что-то, может быть, к ним все-таки попало”. Джордж Банн\George Bunn, профессор Центра Международной Безопасности и Сотрудничества Стэнфордского университета\Stanford University Center for International Security and Cooperation, бывший высокопоставленный дипломат, считает, что технология создания простой атомной бомбы (наподобие той, которая была сброшена на Хиросиму в 1945 году) слишком хорошо известна. Сегодня главное препятствие для террористов и агрессивных государств – доступ к ядерным материалам соответствующего качества.
При этом существуют косвенные подтверждения того, что террористы обладают возможностями доступа к высоким ядерным технологиям. К примеру, в начале 1990-х годов преступники похитили уран из исследовательского реактора в Конго. Пропажа была обнаружена лишь в 1997 году. В 1998 году итальянская полиция арестовала членов международной преступной организации, у которых был обнаружен уран, похищенный из Конго. Однако, конфискованный уран уже был готов для производства атомного оружия – каким-то образом преступники смогли произвести его обогащение.
Кроме того, в последнее время все чаще поступают данные о том, что террористы собираются использовать, так называемую, “грязную бомбу” – обычное взрывное устройство, в которое добавлены радиоактивные материалы. Изготовление подобного устройства не представляет никаких сложностей. Взрыв “грязной бомбы” приведет к небольшим разрушениям и последующему радиационному заражению большой территории. Это однозначно – оружие террористов, а не военных. В годы Холодной войны США изучали возможность создания такого рода оружия, но отказались от этой идеи, как малоперспективной. Джессика Стерн\Jessica Stern, автор книги “Террор Во Имя Бога”\Terror in the Name of God: Why Religious Militants Kill, утверждает, что “терроризм – это форма психологической войны, для которой “грязная” атомная бомба может считаться идеальным оружием”.
По прогнозу Калифорнийского Технологического Института\California Institute of Technology, использование во взрывном устройстве одного грамма изотопа урана может вызвать радиоактивное заражение 1 кв. мили (1 миля = 2.6 кв.км.) территории. При этом серьезно возрастает риск приобретения онкологических заболеваний для 100 тыс. человек.
Существует еще один показательный пример. В сентябре 1987 года сборщики металлолома вломились в заброшенную клинику бразильского города Гояни и украли высокорадиоактивный источник. Они разбили на части 20-граммовую капсулу с цезием-137. Результат: 14 человек получили повышенную дозу облучения (четверо из них умерли), а 249 подверглись радиоактивному заражению. В процессе дезактивации 85 жилых домов пришлось снести. Психологический эффект от произошедшего был ужасен – население города несколько недель находилось в паническом состоянии.
МОДА НА ВОРОВСТВО УРАНА
Международное агентство по атомной энергии сообщило, что в 2006 году выявлено 149 случаев незаконной торговли ядерными материалами!
Несмотря на то что для охраны потенциально опасных объектов от хищения радиоактивных и ядерных веществ в мире делается вроде бы немало, выясняется, что для создания террористами ядерной или «грязной» бомбы есть все предпосылки.
По данным МАГАТЭ, в 2006 году «в 15 случаях незаконным оборотом опасных для жизни материалов занимались частные лица, которые пытались продать или незаконно перевезти эти материалы за границу. Шесть из этих случаев были связаны с ядерными материалами. Пять касались урана или обедненного урана, один случай был связан даже с высокообогащенным ураном».
По данным Washington ProFile, вооруженные силы США несколько раз «теряли» атомные бомбы. В 1956 году во время проведения тренировочного полета американский бомбардировщик случайно сбросил две атомные бомбы над Средиземным морем. В 1958 году американский бомбардировщик В-47 уронил атомную бомбу в русло реки Саванна (штат Джорджия). В 1965-м американский бомбардировщик, взлетевший с авианосца «Тикондерога», выронил атомную бомбу в Японском море. Во всех этих случаях снаряды, к счастью, не взорвались, но так и не были найдены. Где они сейчас и в каком состоянии — неизвестно.
Согласно статистике МАГАТЭ в 2006 году большая часть всех инцидентов с ядерными и радиоактивными материалами была связана с их утерей или воровством — 85 случаев. 75% пропавших в прошлом году материалов так и не было обнаружено. Особое опасение вызывают темпы роста подобных краж: за период с 1993 по 2002 год МАГАТЭ зафиксировало «всего» 191 попытку незаконного приобретения ядерных материалов.
Больше всего нареканий у экспертов вызывают страны бывшего Советского Союза. Дело в том, что после развала СССР заброшенными на долгие годы оставались весьма «привлекательные» объекты. Это и авиационные маяки, в которых компоненты источников питания содержат стронций-90, и исследовательские центры, а также предприятия, работающие с высокообогащенным ураном, который используется для военно-морских и гражданских судов. Некоторые объекты и сейчас охраняются плохо и входят в группу риска.
Некоторые эксперты заявляют, что, хотя вероятность попадания в руки экстремистов опасных веществ довольно велика, пока никому не удавалось совершать хищения таких материалов в больших количествах. Фактически на черном рынке циркулировало не более 2% веществ, необходимых для создания ядерного заряда. К тому же террористические организации не в состоянии самостоятельно создать атомную бомбу.
Однако было бы логично предположить, что люди, имеющие доступ к малым количествам радиоактивных или ядерных веществ, могут найти возможность выкрасть и большее их количество. Кроме того, нынешний черный рынок настолько обширен, что для мощной террористической организации не составит труда набрать «с миру по нитке» нужный объем радиоактивных материалов. К тому же данные МАГАТЭ вряд ли можно считать исчерпывающими, так как агентство обобщает информацию лишь о ядерных материалах, конфискованных правоохранительными органами.
Между тем, чтобы сделать бомбу, подобную сброшенной в 1945 году на Нагасаки, необходимо 8 кг плутония-239 или 25 кг высокообогащенного урана-235. Впрочем, специалисты утверждают, что для современного ядерного заряда достаточно всего четырех килограммов плутония. «Такое количество, — говорит сотрудник российского Центра ядерной экологии и энергетической политики Лидия Попова, — может уместиться на ладони». А для изготовления небольшой «грязной» бомбы достаточно и 100 г этого вещества.
Вопрос лишь в источнике качественного сырья. Но и с этим особых проблем не наблюдается. Запасами высокообогащенного урана обладают 43 государства мира, плутония — 12. В 32 странах действуют около 450 ядерных реакторов, в 71 — существуют более 900 лабораторий и предприятий, использующих радиоактивные и ядерные материалы, которые могут быть использованы в качестве базиса для военных ядерных программ. Контролируют же эти объекты всего 250 международных инспекторов.
Согласно данным одного из крупнейших ядерных исследовательских центров США Sandia National Laboratories, с 1992 по 2006 год стало известно о более чем 800 инцидентах с задержанием контрабандных ядерных материалов, многие из которых пригодны для создания ядерного оружия. При этом эксперты центра уверены, что это лишь малый фрагмент общей картины черного рынка. Реальные масштабы намного значительнее.
Еще в 2004 году исследователи из Стэндфордского университета подсчитали, что с 1994 года в мире было похищено по меньшей мере 40 кг урана и плутония, в том числе и с предприятий на территории бывшего СССР. Тогда же глава российского Федерального агентства по атомной энергии Александр Румянцев заявил, что ученые излишне оптимистичны: «Может быть, до 100 кг необогащенного урана было похищено людьми для продажи с целью личного обогащения, но только около 10% этих материалов было найдено».
В одном из своих докладов ЦРУ привело конкретные случаи таких хищений: в 1992-м — 1,5 кг обогащенного урана с объединения «Луч»; в 1993-м — 3 кг обогащенного урана в Москве; в 1998-м со склада под Челябинском пропало неустановленное количество радиоактивных веществ. Не осталась в стороне и Украина. К примеру, в 2002 году сообщалось, что группа злоумышленников попыталась сбыть в Белоруссии полтора килограмма урана, предположительно добытого на Чернобыльской АЭС.
А в феврале грузинские власти заявили о задержании на своей территории некоего Олега Хинцагова (гражданина России из Северной Осетии). Он и трое его сообщников (граждан Грузии) ввезли в страну 100 граммов высокообогащенного урана-235, который пытались продать за один миллион долларов. Россиянин якобы говорил покупателю (агенту грузинской спецслужбы), что у него во Владикавказе есть еще от 2 до 3 кг урана. И хотя российская сторона получила образец материала, Москва отказалась сотрудничать с Тбилиси в расследовании этого дела.
Мария Киселева, Комментарии