Украл? Прощаем! Или кому выгодна налоговая амнистия
В России нарушители закона – от знатоков схем «оптимизации» налогов до мздоимцев и содержателей притонов – получили шанс начать жизнь с чистого листа. Для этого им требуется прийти в любой российский банк, положить на свой личный счет преступно нажитые миллионы и, уплатив государству 13-процентный налог, превратиться в легальных бизнесменов и рантье, уважаемых людей. Конечно, если какая-нибудь из многочисленных силовых структур уличит нового толстосума в занятии преступным бизнесом, то его, конечно, привлекут по соответствующей статье. Но криминальная информация то ли когда-нибудь всплывет, то ли нет, а “отмыть” доходы эти люди смогут уже сейчас. В полном соответствии с вступившим в силу законом “Об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами”, который в обиходе именуют налоговой амнистией. По этому закону нельзя даже поинтересоваться у новоявленного рантье: откуда, мол, “дровишки”? Более того, если такие сведения каким-либо образом станут известны МВД, ФСБ, прокуратуре и т.д., их нельзя использовать в качестве доказательств по уголовным и административным делам.
Тут возникают сразу два вопроса. Первый и главный: зачем нам такая амнистия?
“Фискальный интерес” государства (мол, деньги нужны!) придется отбросить сразу. Потому что есть мировой опыт: ирландская амнистия принесла тамошней казне 0,7 процента ВВП, казахстанская – 0,5 процента ВВП, индийская – 0,1 процента ВВП. Исходя из прогнозируемого на нынешний, 2007 год объема ВВП в 31 трлн. 220 млрд. рублей, даже по “ирландскому варианту” российский федеральный бюджет в лучшем случае получит 218,54 млрд. рублей. А у нас бюджетный профицит (превышение доходов над расходами) на нынешний год запланирован почти в семь раз больше – 1,5 трлн. рублей, которые наш Минфин намерен отправить в Стабфонд на “стерилизацию излишней денежной массы”. То есть не в деньгах дело.
Но, может, власть просто желает “обелить” своих ранее заблудших сограждан, которые раскаялись в прежних прегрешениях (исключительно налоговых и более никаких!) и готовы возместить нанесенный стране материальный ущерб? Тогда почему бы им для очистки совести не рассказать, когда именно и какие доходы они утаили от государства?
А ведь им есть в чем сознаться. По различным экспертным оценкам, за минувшие полтора десятка лет из страны было незаконно вывезено от 400 до 600 млрд. долларов. Налоги с этой суммы даже по нынешней “плоской” 13-процентной шкале составили бы более 15 триллионов рублей – хватит на превращение Сочи в первоклассный горнолыжный курорт олимпийского уровня и еще на пару-тройку нацпроектов. Кстати, не на эти ли деньги ныне в одном только Лондоне шикует полмиллиона не самых бедных россиян, которые уже взвинтили до небес цены на местную элитную недвижимость?
Но мы-то с вами понимаем: эти люди никаких денег Родине не вернут.
Так для кого тогда амнистия? И почему она проводится именно сейчас – с 1 марта 2007 года до 1 января 2008 года? Ведь не для наркодилеров же и бандюганов всех мастей?
Есть на сей счет интересная версия. Сейчас наступает очень тревожное время для тех, у кого “рыльце в пушку”. Страну ожидают выборы высшей власти, и есть основания полагать, что после “смены декораций” не прежних, уже давно эмигрировавших, а нынешних забуревших чинуш вдруг спросят: откуда особняки на Рублевке? Элитные квартиры на Остоженке и в Замоскворечье? Коллекции картин и бриллиантов? Пакеты акций богатейших компаний?
М-м-да, за то, чтобы избавиться от подобных вопросов, можно и “откатить”. Государству. По дешевке: всего-то 13 процентов…
Прямая речь
Михаил Делягин, глава Института проблем глобализации:
– В принципе идея налоговой амнистии правильная. Конечно, крупный бизнес все равно останется при своих – он давно перевел капиталы в офшорные зоны. Но есть много представителей бизнеса рангом пониже, они неплохо заработали на “оптимизации” налогов и теперь боятся ответственности перед законом. Но есть одно “но”. Фискальные преступления, как правило, сопряжены с другими – например, с незаконным предпринимательством. Поэтому есть риск, что против граждан, которые решатся амнистировать свои капиталы, МВД и прокуратура возбудят дела за незаконный бизнес. От этого никто не застрахован.
А главное, зачем людям раскрывать свои доходы, если у нас нет никакого контроля над крупными расходами граждан. Кто их за язык тянет? Я бы сначала ввел такой контроль, напугал до смерти всех охотников покупать “Бентли” и особняки, а потом сказал: ладно, ребята, у вас было тяжелое время, но теперь давайте жить по правилам.
Или взять типичную ситуацию: работникам платят зарплату в конвертах. Я сильно сомневаюсь, что они решатся легализовать эти доходы, потому что автоматически подведут под судебное разбирательство своих работодателей. А это чревато потерей места.
Думаю, этот закон поможет легализовать накопления только одной категории – чиновникам. И тогда честность будет очередной их привилегией. Ну как же – люди делятся, когда берут. Поэтому защищены со всех сторон и уверены: против них ничего возбуждать не будут.
От народного обозревателя
Людмила Высоцкая, пенсионерка, Брянск:
– Лично я считаю эту налоговую амнистию сделкой с ворами. В приличном обществе прощать финансовые преступления недопустимо, однако у нас, очевидно, другая мораль. Когда мой сын жил в Копенгагене, я поехала к нему погостить. И как-то между делом попросила: мол, хочу поработать здесь хоть нянькой. Сын сразу руками замахал: “Ты что, у меня будут неприятности!” В Дании умеют считать деньги и все делают, чтобы они там оставались, а не вывозились. Там строгие законы любого отучают от желания мухлевать. А российские правила другие: наворовал – заплати за индульгенцию 13 процентов от наворованного. Такие инициативы только раздражают законопослушных граждан и еще больше развращают тех, кто однажды уже запятнал себя.
А ведь можно сделать иначе. Вы хотите возвратить наворованное? Восстановите в законе статью о конфискации имущества осужденных за коррупцию и наглухо перекройте каналы утечки валюты. Все просто и ясно. Но, видимо, простота и жесткость никого не устраивают.
Владимирова Елена , Проценко Александр, Труд