Хавала: финансовая система средневековья на службе терроризма

Основой международного оборота нелегальных ценностей в современном мире является система, известная в арабском мире под названием хавала. Также именуемая фэй чьен (фей-чиен) (Китай), падала (Филиппины), худж (Пакистан), хуи куан (Гонконг), кса-вилаад (Сомали) и фей кван (Таиланд). Новые, так называемые нетрадиционные угрозы глобальной безопасности – международный терроризм, незаконный оборот наркотических средств и человеческих органов, торговля оружием, людьми – требуют выработки принципиально новых подходов к их решению. Как показали события последнего десятилетия, эффективная борьба с источниками такого рода угроз невозможна без обеспечения действенного контроля над финансовой составляющей незаконной деятельности в данных сферах. И если контроль над легальными финансовыми институтами обеспечен в подавляющем большинстве стран, то неформальные системы расчетов, оперирующие сопоставимыми суммами, до недавнего времени находились вне поля зрения органов финансового мониторинга и спецслужб.

Одной из главных особенностей международных кредитно-расчетных систем, обслуживающих террористические сети и опийную наркоторговлю, является их архаичность и значительная степень изолированности от мировой банковской системы. Движение средств в таких системах осуществляется вне каких бы то ни было систем контроля финансовых потоков. Основой международного оборота нелегальных ценностей в современном мире является система, известная в арабском мире под названием хавала, также именуемая фэй чьен (фей-чиен) (Китай), падала (Филиппины), худж (Пакистан), хуи куан (Гонконг), кса-вилаад (Сомали) и фей кван (Таиланд).

Возрождение финансовой системы эпохи раннего средневековья в условиях современного глобализированного мира представляет собой интересный феномен, без изучения которого сложно понять закономерности движения материальных средств в рамках террористических и опийных сетей. Как же работает система хавала?

Она сформировалась в Индостане задолго до появления банковской системы западного типа и тем более распространения западного банковского дела на мусульманском Востоке. Слово “хавала” в переводе с арабского – вексель, расписка. Современное значение на арабском банковском жаргоне – “переводить” или “телеграфировать”. В египетском диалекте арабского языка “хавала” (или “макасса”) означает бартер, прямой обмен ценностями между людьми. В современном смысле этого слова оно может переводиться как “доверие”, так как отражает личную связь между участниками и доверительный характер финансовых переводов (то, что в экономике называется фидуциарный характер транзакций), которые не регистрируются обычными для кредитно-финансовых и банковских учреждений способами.

Система хавала основана на переводе денежных средств путем однократных уведомлений по электронной почте, факсу или телефонными звонками, называемыми “хунди”. Хотя система распространена во многих, в том числе и неисламских, странах, она традиционно ассоциируется с исламским банковским правом. Значительные материальные ценности в виде денег, золота и драгоценных камней перемещаются из страны в страну без сопроводительных финансовых документов. Учитывая, что все финансовые транзакции осуществляются в ходе своповых операций (методом взаимозачета) или при личных встречах (второе случается значительно реже), то отследить эти потоки государственные контрольные органы не в состоянии.

Особое развитие хавала получила в Индии и Пакистане. В Пакистане, к примеру, находится свыше полутора тысяч лавок хаваладас, обеспечивающих перевод денег от работающих за рубежом пакистанцев. В одной только Испании работает около 200 отделений хавалы, обслуживаемых в основном выходцами из Пакистана.

Подобное развитие хавалы в современном мире связано с целым рядом факторов. Основной причиной, вынуждающей иммигрантов из Южной Азии и Ближнего Востока отправлять денежные переводы, является низкая эффективность банковской системы стран региона , в частности Пакистана и Индии. Неразвитость кредитно-финансовой системы и отсутствие конкуренции между банковскими учреждениями приводит к формированию высоких комиссионных ставок.

Кроме того, хавала – традиционная система денежных расчетов для выходцев из многих стран третьего мира, переносящих привычный им порядок хозяйственной деятельности на новую родину. Да и официальные банковские учреждения не в состоянии обеспечить требуемую скорость денежных переводов; так, например, денежный перевод, отправленный из Лондона, дойдет до Исламабада через семь-десять дней, а до конечного получателя в провинции Пакистана – через две недели. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов фактор стоимости транзакций. Если международные системы перевода денег взимают комиссионные в размере 10-15%, то комиссия пакистанских банков доходит до 20-25, а иногда и до 30%, тогда как хаваладас (хаваладас или хаваладар – финансовый оператор хавалы) берут со своих клиентов всего 1-2%. Важным фактором является и то, что хавала обладает разветвленной сетью филиалов и обеспечивает перевод денег в мелкие населенные пункты, не имеющие банковских учреждений; помимо этого хаваладас (хаваладар) предоставляют более выгодные обменные курсы при выдаче получателю денежного перевода в местной валюте.

Как работает хавала? Как и в случае с легальными системами денежных переводов, здесь не происходит непосредственного перемещения денег и других материальных ценностей – транзакции осуществляются на основе своповых сделок (своповая сделка, swap deal – обмен информацией о перемещенных ценностях и их взаимозачет), основанных на взаимном доверии.

Давайте рассмотрим работу хавалы на конкретном примере. Иммигрант, проживающий в западной стране, назовем его Абдулла, хочет перевести деньги своим родственникам на родине. Для этого он обращается к хаваладас (хаваладар) – нелегальному брокеру, имеющему, как правило, официальное прикрытие в виде ювелирной лавки, уличного продавца цветов, овощей, фруктов, держателя закусочной и т.д., хотя существуют и брокеры, не имеющие официального прикрытия своей деятельности. Найти хаваладас (хаваладар) – незаконного оператора – несложно. В Интернете и газетах можно найти объявления: “The Best Money Transfer Service to Pakistan in Greater London. Cheap and Fast. Call 123-456-789. Ask Halid”. Позвонив по указанному телефону, Абдулла договаривается о встрече с Халидом. Хаваладас (хаваладар) принимает от Абдуллы наличные, не спрашивая документов и не задавая лишних вопросов по поводу происхождения денег.

После получения от Абдуллы наличных Халид отправляет пакистанскому хаваладас (хаваладару – своему партнеру в Пакистане) по телефону, электронной почте или факсом сообщение (“хунди”), содержащее имя получателя платежа в Пакистане и условное слово, код (чаще всего порядок цифр на купюре) или определенную последовательность рукопожатий (очень распространенный способ в регионах с большой долей неграмотного населения). Получив сообщение об отправке денег, пакистанский партнер Халида выплачивает в местной валюте (в нашем примере это пакистанская рупия) оговоренную сумму жене Абдуллы. Для получения денег ей достаточно пойти на рынок или в лавку местного хаваладас (хаваладара) и назвать указанное выше слово и код или воспроизвести определенное действие (например, последовательность рукопожатий).

Такая схема перевода денег оказывается выгодна всем сторонам: Абдулла (отправитель) сэкономил на сборах за перевод денег, никто не узнал о его источниках дохода; лондонский хаваладас (хаваладар), избавленный от каких бы то ни было расходов, получил свой процент от сделки; пакистанский хаваладас (хаваладар – партнер Халида из Пакистана) заработал на обменном курсе (деньги он отдал в местной валюте, хотя перевод пришел в долларах); получатель (жена Абдуллы) получила деньги в своей деревне практически мгновенно без необходимости ехать в банк в городе (при этом ни британские, ни пакистанские власти ничего не узнали о доходах ее мужа).

Важным фактором, определяющим популярность хавалы, является то, что эта финансовая система функционирует независимо от рабочего времени банков и ее сеть покрывает все страны и регионы, во многих из которых сеть финансово-кредитных учреждений не развита или вообще отсутствует. В нашем примере Абдулла отправлял деньги из Лондона. Однако в каком бы европейском или американском городе он ни находился, все равно его хаваладас (хаваладар) связался бы с посредником в Лондоне или Дубае. Эти города являются неофициальными центрами хавалы – все финансовые расчеты так или иначе проходят через эти два центра. В Лондоне или Дубае также происходят и взаимозачеты (клиринговые операции) между хаваладас (хаваладарами) – погашение разницы между переведенными и полученными суммами. Наличие таких единых расчетных центров удобно тем, что хаваладас (хаваладары) могут урегулировать свои отношения наиболее традиционным для Востока способом – золотом и драгоценностями.

Система хавала тесно взаимодействует с исламскими банками по всему миру, а также связана с торговлей основными сырьевыми товарами (прежде всего золотом) в Южной Азии. Только в США таких банков более 200, всего же в мире их несколько тысяч: в Европе, Северной и Южной Африке, Саудовской Аравии и странах Персидского залива (особенно в свободных зонах Дубай и Бахрейн), Пакистане, Малайзии, Индонезии и других странах Юго-Восточной Азии. По разным данным, только официальные транзакции (т.е. незначительная их часть) составляют от 150 до 250 млрд. долларов ежегодно. Средства, переводимые банками через систему хавала, направляются в первую очередь на лизинг промышленного оборудования, кредиты на строительство промышленных объектов и торговой недвижимости, пополнение оборотных средств предприятий и скупку основных сырьевых товаров, в первую очередь золота. Обычно для проведения таких сделок образуются консорциумы, называемые “мудараба”.

Учитывая, что денежные средства (как переводы мигрантов, так и оплата за поставленные наркотики) движутся преимущественно в одном направлении – из развитых стран с высоким уровнем жизни в развивающиеся государства Азии и Африки, возникает необходимость в наличии развитой системы урегулирования позиций (встречных обязательств), так как однонаправленное движение денежных средств делает невозможными прямые взаимозачеты. Клиринговые операции (клиринг – урегулирование встречных обязательств или взаимозачет) между хаваладас (хаваладарами) осуществляются несколькими способами.

Наиболее традиционным способом проведения взаимозачетов является расчет золотом и драгоценными камнями, крупнейшими мировыми центрами таких расчетов являются Дубай и Лондон. Драгоценные камни и золото контрабандно перевозятся курьерами хавалы. Монетарная роль золота, утраченная им в западной системе финансовых расчетов, сохранилась на Арабском Востоке, где оно по-прежнему является основным расчетным инструментом.

Хавала представляет собой не единую систему, а сеть, состоящую из отдельных ячеек, объединенных по национальному признаку. В подавляющем большинстве случаев хаваладар действует в одиночку, а не в качестве элемента большой организации. Поэтому, даже если один из пунктов и закрывается, все остальные продолжают нормально функционировать в прежнем режиме. Предполагается, что всего в мире действует около 5000 брокерских пунктов хавалы. Спецслужбы и официальные банковские структуры оказались не способны не только контролировать нелегальные методы финансовых расчетов, но и составить сколько-нибудь целостное представление о масштабах деятельности хавалы и суммах, обращающихся в этой сфере.

Не подлежит сомнению, что на сегодняшний день хавала является повседневной бизнес-практикой для любой развитой страны мира, а нелегальные методы международных финансовых расчетов – важным элементом мировой экономической системы. По данным ФАТФ (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – The OECD’s Financial Action Task Force (FATF), “хавала остается важным методом перевода финансовых средств и приобретения золота для значительного числа бизнес-структур разного масштаба и физических лиц… Причины популярности хавалы состоят в низкой стоимости услуг по переводу средств в сравнении с банковской системой, а также в режиме работы – 24 часа в сутки без выходных, абсолютной надежности сделок и отсутствии документального оформления”.

Как правило, денежные переводы осуществляются между хаваладас одной национальности – у пуштунов, белуджи, таджиков и т.д. существуют собственные сети, включенные в глобальную систему хавала. При построении системы по этническому и территориальному признакам хавала хорошо защищена от мошенничества и недобросовестных участников сделок. Если такой появляется, информация распространяется мгновенно, и хаваладар выбывает из экономических отношений в рамках этой сети навсегда.

Как было сказано выше, система хавала сформировалась в Индостане в эпоху раннего средневековья, когда наличие развитых торговых связей потребовало появления системы денежных расчетов, призванной уберечь купцов от грабежа на транспортных маршрутах, в первую очередь на Великом шелковом пути. Изначально этот традиционный исламский метод денежного обращения был распространен на Ближнем Востоке и в Северной Африке, однако по мере роста мусульманской диаспоры распространился на Америку и Европу, в том числе и Россию. До 60-х годов ХХ века хавала действовала преимущественно на Аравийском полуострове, в Южной и Восточной Азии, Индии и Пакистане, но, начиная со второй половины 70-х годов, операции в рамках системы приняли мировой характер.

В силу каких факторов столь архаичная система, относящаяся к эпохе раннего средневековья и функционировавшая лишь в отдельных регионах земного шара, оказалась столь конкурентоспособной в условиях глобального мира, что сумела вытеснить современные кредитные структуры из целых секторов рынка? Почему хавала получила вторую жизнь именно во второй половине XX – начале XXI в.? Можно выделить несколько взаимодополняющих факторов.

Во-первых, оживлению хавалы способствовала контрабанда золота в 1960-1970-е годы из Южной Азии в Дубай и Абу-Даби, служившие крупнейшими центрами ювелирной торговли. Самым быстрым, безопасным, а главное – невидимым для национальных и международных служб финансового мониторинга способом получения оплаты за поставленный товар оказалась хавала.

Во-вторых, с ростом трудовой миграции во второй половине XX в. (только по официальным данным в 2006 г. более 200 млн. человек, или 3% мирового населения проживало вне своей исторической родины) возникла потребность в эффективной и дешевой системе переводов доходов трудовых мигрантов на родину. Миллионы пакистанцев, бангладешцев и индийцев, работающих за границей, отправляют заработанные деньги своим семьям через хавалу. Так, в одной только Испании более 100 тыс. проживающих в стране мусульман из Южной Азии и Ближнего Востока, ежегодно отправляют на родину порядка 300 млн. евро по каналам хавалы. Хавала особенно распространена в странах Персидского залива, где работают несколько миллионов выходцев из Индии, Пакистана, Шри-Ланки, Бангладеш, Афганистана.

При этом, вопреки сложившимся стереотипам, большая часть этой сети контролируется не арабами, а экспатриантами и иммигрантами из Индии и Пакистана, работающими преимущественно в странах Персидского залива, Юго-Восточной Азии, США, Великобритании и Швейцарии. А близость Пакистана и Индии к центрам производства опийных и каннабиоидных наркотиков и развитая банковская, а также финансовая инфраструктуры Объединенных Арабских Эмиратов сделали “треугольник хавалы” крупнейшим финансовым центром, обслуживающим международную наркоторговлю. Учитывая тесные связи международной опийной наркомафии с салафистскими террористическими организациями, нетрудно предположить роль, которую хавала играет в финансировании международного терроризма.

Третьим фактором стал значительный рост национального богатства стран Азии, связанный как с нефтяными кризисами, сопровождавшимися ростом цен на нефть, так и с появлением “азиатских тигров” (в Индии, Китае, Южной Корее, Таиланде, Сингапуре, Малайзии, Индонезии и других странах региона).

В-четвертых, важную роль в распространении системы хавала в странах Запада сыграла готовность западных компаний сотрудничать с исламскими финансовыми институтами в разработке нефтяных месторождений и добыче нефти, развитии новых отраслей производства и в сфере сельского хозяйства. Работа в исламских странах с местными финансовыми институтами неизбежно сопровождается сотрудничеством с системой хавала, так как в силу специфики общественно-экономических отношений бывает сложно провести грань между официальным банковским институтом и теневой сферой. Большинство ведущих западных юридических и финансовых компаний, таких как Norton Rose, Freshfields, Clyde and Co. и Clifford Chance, имеют отдельные подразделения, специализирующиеся на особенностях исламской банковской системы (так называемые Islamic Finance teams).

В-пятых, востребованность хавалы в современном мире связана с экономическим фактором – комиссионные, взимаемые хаваладас за проведение финансовых операций, на один-два порядка ниже, чем при переводе денег через Western Union или в рамках другой аналогичной легальной банковской системы. Перевод значительных сумм обходится еще дешевле (десятые доли процента). Хаваладас не несут практически никаких накладных расходов; необходимое “банковское” оборудование ограничивается столом в подсобном помещении продуктовой или цветочной лавки, подключенным к Интернету ноутбуком и мобильным телефоном. Хаваладар не платит налогов, таможенных пошлин, а в случае отправки денег, а не золота также избегает взяток при пересечении границы.

Также немаловажную роль в снижении операционных издержек, а следовательно, и стоимости финансовых транзакций для клиентов играет тот факт, что большинство операторов хавалы осуществляет трансфертные операции наряду с основным бизнесом, т.к. почти все они являются владельцами мелкого и среднего бизнеса и используют систему также для нужд собственного бизнеса, покупая валюту по выгодному курсу и реинвестируя собственный капитал в валютно-дилинговые операции.

В любом случае, хаваладар участвует в игре на валютно-дилинговом рынке в том смысле, что зарабатывает на колебаниях курсов, связанных с колебаниями спроса на различные валюты. Это позволяет им, с одной стороны, получать дополнительную прибыль от международных финансовых транзакций, с другой – предлагать своим клиентам лучшие обменные курсы, чем банки. Устные договоренности между участниками сделок позволяют избегать необходимости официального оформления сделок, уплаты таможенных пошлин, налогов на потребление и других торговых расходов. Поставщики предоставляют импортерам более низкие цены и получают оплату за товар через хавалу. Таким образом, именно незаконный характер финансовых операций и уклонение от таможенных пошлин и налоговых платежей являются определяющими факторами исключительной экономической эффективности этой “банковской” системы.

Конечно, не все хаваладары – мелкие лавочники, для которых денежные трансферты и конверсия валют – побочные операции. Существуют крупные хаваладас, имеющие целые сети обменных пунктов, но это, скорее, исключение, чем правило. “Чит” (устное соглашение) в условиях хавалы заменяет документальное оформление финансовых операций в традиционных банковских структурах. При осуществлении крупных сделок в операции участвуют свидетели, которые выступают в роли арбитров при возникновении спорных случаев.

Учитывая, что системой хавала пользуются главным образом мигранты, значительная часть которых работает нелегально, а многие вообще не имеют права находиться в стране своего пребывания, важным фактором является то, что неформальные схемы перевода денежных средств проходят без документального оформления и данные не сохраняются в базах данных налоговых и таможенных служб. В большинстве случаев у эмигрантов не остается иного выбора, кроме как воспользоваться услугами хаваладас.

События осени 2001 г. – террористическая атака против Америки и начало контртеррористической операции США, Великобритании и их союзников в Афганистане – сделали актуальной проблему борьбы со всей системой, обеспечивающей финансовую подпитку международных террористических сетей, в первую очередь, конечно, салафистской сети Усамы бен Ладена Аль-Каида аль-Сульбах. Борьба с нелегальными системами международных денежных трансфертов сталкивается с рядом трудностей. Помимо уже упоминавшихся выше скрытности и дисперсности хаваладас и отсутствия какой-либо документальной фиксации совершаемых сделок, значительную роль играет объем сделок в рамках таких систем – по разным оценкам от 200 до 500 млрд. долларов. Хавала играет важнейшую роль в экономике слаборазвитых стран, обслуживая денежные переводы мигрантов своим семьям. В одном только Пакистане через эту систему проходит от 2 до 5 млрд. долларов в год. Заместитель министра финансов Пакистана Шаукат Азиз, бывший исполнительный вице-президент нью-йоркского отделения Citibank, в 2001 г. заявил, что, по оценкам его ведомства, из 6 миллиардов долларов переводов, поступающих в страну ежегодно, через официальные банки проходит 1,6 млрд. долларов. Согласно его данным ежегодный оборот пакистанских ячеек хавалы составляет до 5 млрд. долларов.

Важным фактором устойчивости этой системы является и низкий уровень банковских институтов и государственных органов контроля финансового сектора в развивающихся странах. Попытки полностью вывести хавалу из тени неизбежно сталкиваются с сопротивлением со стороны местных жителей, опирающихся не только на многовековые культурные традиции своего народа, но и соображения коммерческой выгоды. Для значительной части населения бедных стран переводы родственников, работающих на богатом Западе, – единственный источник доходов. Легализация хавалы сделает ее более дорогой, что негативно скажется на положении самых бедных жителей планеты.

Игорь Хохлов, ВПК

You may also like...