Служебный рок-н-рольный фотоархив КГБ. «Тогда это было нужно кому-то одному – теперь, нужно всем»

Проникшись проявлением всенародной любови к рок-музыканту, бывшие сотрудники 5-й Службы УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области, на плечах которых некогда лежал – ой какой тяжкий! – груз ответственности за «контрразведывательную работу по борьбе с идеологическими диверсиями», любезно передали журналистам  свой немаленький служебный рок-н-рольный фотоархив.

 21-го июня вся прогрессивная отечественная рок-молодежь и ей сочувствующие отмечали день рождения своего кумира – Виктора Робертовича Цоя. И хотя дата была не круглая — концертов, сюжетов, статей и просто ностальгических посиделок в этот день случилось великое множество. Причем, по всему постсоветскому пространству.

Проникшись таким вот проявлением всенародной любови к рок-музыканту, бывшие сотрудники 5-й Службы УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области, на плечах которых некогда лежал тяжкий груз ответственности за «контрразведывательную работу по борьбе с идеологическими диверсиями», любезно передали журналистам издания «Фонтанка» свой немаленький служебный рок-н-рольный фотоархив. Действуя из принципа «Тогда это было нужно кому-то одному – теперь, видимо, нужно всем».

Переданные нам фотографии были сделаны в восьмидесятые годы прошлого столетия. Причем в качестве «идеологических противников» на них запечатлены не только Таланты питерского рок-клуба, но и их многочисленные Поклонники. Ряд фотографий снабжен опознавательными подписями, так как, в отличие от тех же поклонников, далеко не все сотрудники КГБ знали тогдашних ленинградских рок-кумиров в лицо. Более того – на обратной стороне некоторых фотокарточек нанесена даже первичная оперативная информация. Например, такая как:

– Фирсов Сергей (Курит, распростран. записи, фарцовка);
– Бугаев (фиктивный брак с Липовской);
– Руководитель гр. «Нате» (курит анашу, сожитель Марины «Маленькой») и т.д.

Бесценный дар от людей, порвавших со своим чекистским прошлым, еще ждет своего осмысления и анализа. Пока же, навскидку, мы лишь попытались определить основные источники поступления фотоматериалов в оперативную диверсионную фотобазу. И таковых, навскидку, выделили четыре. Итак:

1. Материалы наружного наблюдения за рок-музыкантами и их связями:

(подпись на обратной стороне снимка: «1. Курехин, 2. Бугаев, 3. Хренов»)

(подпись на обратной стороне снимка: «1. Курехин, 2. Бугаев, 3. Хренов»)

2. Изъятые у поклонников фотосессионые материалы рок-музыкантов, которые в ту пору активно копировались, имели хождение среди фанатов и стоили неплохих денег:

 подпись на обратной стороне снимка: «гр. Кино»)

 подпись на обратной стороне снимка: «гр. Кино»)

3. Фотографии, сделанные непосредственно на выступлениях коллективов (разрешенных ли, подпольных ли)

3. Фотографии, сделанные непосредственно на выступлениях коллективов (разрешенных ли, подпольных ли)

4. Фотографии, изъятые у людей, входящих в ближний круг рок-музыкантов, и соответственно, имевших доступ в святая святых (в гримерки, в студии, на квартиры и т.д.):

 (надпись на обратной стороне снимка: «1. Цой; 2. Гурьянов; 3. Акопян; 4. жена Цоя»)

 (надпись на обратной стороне снимка: «1. Цой; 2. Гурьянов; 3. Акопян; 4. жена Цоя»)

«Фонтанка.ру» дает обещание всем поклонникам Ленинградского рок-клуба в ближайшем, а потому – обозримом будущем, сделать все переданные ей фотоматериалы достоянием общественности.

А пока – смотрим на эти четыре снимка, ностальгируем и включаем что-нибудь из ленинградского рок-наследия. Да вот хотя бы БГ:

«… Панки любят грязь, а хиппи – цветы,
И тех, и других берут менты.
Ты можешь жить любя,
ты можешь жить любя,
но – если ты не мент, возьмут и тебя…»

Автор: Евгений Вышенков, Игорь Шушарин, «Фонтанка.ру»

You may also like...