Украинский забой: метан – взрыв – трупы… Где выводы?!

Украина на своих ошибках не учится… И, как в известном фразеологизме, снова и снова натыкается на одни и те же грабли. Поэтому встречает новую неделю очередным трауром – и вновь по горнякам, погибшим во время взрыва метана на донецкой шахте им. А.Засядько. То есть, на том самом угольном предприятии, которое уже десять лет держит за собой «славу» самого кровавого в Украине. Конечно, можно объяснять причины воскресной трагедии, унесшей жизни нескольких десятков шахтеров, словами Премьер-министра Виктора Януковича. Прибывший в Донецк для изучения обстоятельств аварии и ликвидации ее последствий, глава правительства не стал дожидаться результатов расследования и сходу заявил представителям средств массовой информации: «Я думаю, что от подобных случаев в угольной промышленности не застрахована ни одна шахта в мире. Все аварии, которые происходят на шахтах, связаны с ведением горных работ, а стихия никого не щадит, она беспощадна… Эта авария в очередной раз напомнила о том, что человек перед стихией бессилен».

Совершенно другого мнения придерживается лидер Независимого профсоюза горняков Украины Михаил Волынец, который в аварии винит, в первую очередь, игнорирование мировой практики угледобычи. В частности, в интервью корреспонденту он заявил, что на глубине, близкой к горизонту в 1078 метров (на которой шахта им. Засядько «отметилась» взрывами не только на этот раз, но и в 2006 и в 2002 годах), работы не ведутся ни в одной стране мира. «На таких тонких пластах добыча угля не ведется нигде, кроме Германии. Да и там объемы добычи ограничиваются 30-тью миллионами тонн в год, в то время как Украина, за вычетом зольности, приближается к уровню в 65 миллионов тонн. Но если в Германии гибнет один шахтер – это общенациональная трагедия. А для нас сотня шахтеров в год – нормальное явление».

«История» шахты им. Засядько это мнение подтверждает. Только в так называемых «массовых» горных трагедиях и только на горизонте «1078» на этом угольном предприятии погибли более 30 человек: в 2002 году горизонт стал роковым для 20 горняков, в 2006 – для 13. Страшную традицию смертельная глубина продолжила и в этом году. «Еще не полностью изучено, как ведут себя угольные массы на таких глубинах. Там бывают непрогнозируемые гидроудары, газовые выбросы, смещения пород. Вот в последнем случае, скорее всего, к аварии привел выброс метана, в котором приняли участие угольные массы. Но окончательные выводы сможет сделать только комиссия», – объясняет М.Волынец.

Если смотреть на проблему с моральной стороны, то «статистика» шахты им. А.Засядько, равно как и упорное игнорирование ее «смертельных предупреждений», вообще ставит под вопрос целесообразность ее дальнейшей эксплуатации. Конечно, в Украине привыкли тонны угля измерять в человеческих жизнях, вот только на этой донецкой шахте «черное золото» в прямом смысле слова окрашено в красный цвет.

20 сентября 2006 года – на шахте им. Засядько на глубине 1078 метров произошел выброс угольно-газовой смеси. Погибли 13 шахтеров.

31 июля 2002 года – все на том же горизонте в 1078 метров погибли 20 горняков. Причина – взрыв метано-воздушной смеси.

19 августа 2001 года – на горизонте 1300 метров шахты имени А.Засядько произошел взрыв метано-воздушной смеси, усложненный пожаром. Общее число погибших – как непосредственно на месте трагедии, так и позже в больницах – достигло 55 человек.

24 мая 1999 года – от взрыва метана на шахте имени А.Засядько погибли 50 шахтеров.

Опуская вопросы морального плана, стоит перейти к уголовной составляющей «засядькинских» трагедий. Тем более, что этот вопрос более чем болезненный для сотен пострадавших, которые так и не добились наказания виновных в гибели шахтеров. Именно так: ни один из весомых руководителей угольного предприятия не понес серьезной ответственности за человеческие жизни, унесенные «беспощадной стихией».

В этом контексте особенно показательным является взрыв 2002 года, по результатам расследования которого было возбуждено, расследовано и направлено в судебные органы уголовное дело о нарушении правил техники безопасности.

С тех пор прошло уже пять лет, а суды по-прежнему предпринимают попытки отойти от окончательного решения – и его нет до сих пор. Первоначальное обвинение было предъявлено шести должностным лицам шахты им. А.Засядько. 22 февраля текущего года все они были осуждены к лишению свободы на срок от двух до трех лет. С учетом отсутствия судимостей – …условно.

Осужденные вину не признали, – в прямом смысле слова сославшись на всю ту же «разбушевавшуюся стихию», – и обжаловали решение суда. Тому же примеру последовали и потерпевшие. В результате виновные по-прежнему гуляют на свободе.

«Виновными в таких авариях всегда делают «стрелочников». А руководители не только не несут наказания, но еще и получают государственные награды», – заявил корреспонденту М.Волынец. На вопрос, почему Независимый профсоюз горняков не добивается привлечения виновных к ответственности, он ответил: «Я поднимаю этот вопрос на всех комиссиях, на всех уровнях. Но это бесполезно, пока общество принимает подобные вызовы. Мне, кстати, стараются даже не сообщать об авариях, а в комиссии по их расследованию я буквально с боем пробиваюсь».

Вот и вчера Президент Украины Виктор Ющенко потребовал от Виктора Януковича создать правительственную комиссию для расследования причин аварии на шахте им. А.Засядько. По результатам проведенного расследования он настаивает на привлечении виновных в аварии к ответственности. Уголовное дело по факту взрыва уже возбуждено. Но будут ли наказаны виновники? Вопрос более чем риторический. Особенно в контексте заявлений, звучащих с места трагедии, о том, что жизни шахтеров забрала «беспощадная стихия».

О том, как «бушевала стихия» на шахтах Украины в 2007 году, свидетельствуют следующие данные:

28 октября – на шахте имени 50-летия СССР (ОАО «Краснодонуголь») в результате обвала породы погибли четыре горняка.

28 октября – на шахте имени Фрунзе (ГП «Ровенькиантрацит») в Луганской области была проведена экстренная эвакуация 555 горняков после того, как на горизонте 870 метров произошел пожар, причиной которого стало возгорание деревянной растяжки.

27 октября – на шахте имени Гагарина в Горловке – пожар, вызванный возгоранием деревянного переключателя.

24 октября – на шахте имени Гагарина в Горловке в воздухоподающем стволе N3 на горизонте 830 метров произошло возгорание высоковольтного кабеля. В момент аварии в выработках шахты находилось 137 человек, все они выведены на поверхность.

23 октября – пожар на шахте имени «Известий» (ГП «Донбассантрацит»), приведший к обвалу кровли на горизонте 295-ти метров в 10 метрах от лавы. Работающие на тот момент под землею 114 человек выведены на поверхность, после чего в шахте загорелся метан.

2 июня – на шахте «Юбилейная» (ОАО «Сухая Балка», Кривой Рог) на горизонте 1180 метров во время проведения работ по демонтажу бурового оборудования произошло внезапное провисание потолка. На месте происшествия были найдены без признаков жизни четверо горняков 1978, 1984 и 1986 годов рождения, смертельно травмированные сильной воздушной волной.

9 мая – на шахте «Краснолиманская» (ГП «Краснолиманскуголь») на горизонте 900 метров в 7-й южной лаве во время проведения буровых работ произошел выброс метана с последующим горением, в результате чего погибли двое горняков, 13 шахтеров с травмами разных степеней тяжести госпитализированы. Один из травмированных умер позже в медицинском пункте, еще один от ожогов скончался в больнице.

16 апреля – на шахте имени 50-летия Советской Украины (ГП «Антрацит») на горизонте 422 метров произошло обрушение породы, в результате чего 4 горняка погибли и 2 пострадали. Пострадавшие госпитализированы в реанимацию Луганской областной больницы.

1 марта – на шахте имени Кириллова (ГП «Макеевуголь») в наклонном вентиляционном стволе на горизонте 190 м вследствие обрушения породы под завалом оказались три горняка. Через несколько часов двое горняков были подняты на поверхность в удовлетворительном состоянии. Еще один шахтер, которого удалось извлечь из-под только через пять часов, от полученных травм умер в больнице.

13 февраля – на шахте имени Бажанова (ГП «Макеевуголь») произошел выброс угольно-метановой смеси, повлекший за собой обвал, который похоронил под собой троих горняков. Еще 55 шахтеров, находившихся в момент инцидента под землей, выведены на поверхность.

Валерия Кондратова. Лига

СПРАВКА

Если в начале 90-х украинская статистика свидетельствовала: миллион тонн угля на-гора – один горняк на кладбище, то сейчас тот же миллион тонн «черного золота» обходится в две-три шахтерские жизни.

Шахта им. Засядько — одна из крупнейших угольных шахт Украины, ежегодно она производит до четырех миллионов тонн угля. Ее эксплуатацию усложняют чрезмерно высокие объемы подземного метана, представляющего опасность для жизни шахтеров. Если концентрация этого газа в воздухе достигает 25%, смесь взрывается.

Если посмотреть на то, что происходит в мире, становится очевидным, что некогда опасная отрасль в настоящее время таковой уже не считается. За последний период крупнейшие мировые угольные компании добились снижения количества человеческих жертв более чем в 15 раз. Если всего 10–20 лет назад статистика бесстрастно фиксировала, что каждый миллион тонн угля оплачивается одной-двумя жизнями, то сейчас в промышленно развитых странах такое количество несчастных случаев приходится на 100 млн. т. И это при том, что добыча угля в мире неуклонно растет.

В США, по данным Бюро статистики труда, сегодня в первую десятку самых опасных профессий входят следующие: лесорубы, пилоты гражданской авиации, моряки рыболовного флота, строители, мусорщики, фермеры, кровельщики и даже таксисты, а вот профессия шахтера в этой десятке отсутствует. В Великобритании шахтеры в печальную десятку тоже не попали.

В качестве наиболее наглядного примера можно привести опыт Китая, где ежегодный прирост добычи угля составляет почти 200 млн. т (это, между прочим, сопоставимо с совокупным объемом угля, добываемого в России). В 2005 году Поднебесная, на тот момент лидировавшая в мире по аварийности в отрасли, жестко обозначила задачу: добиться быстрого и существенного уменьшения числа смертельных случаев. И китайцы своего добились: всего через год, в 2006-м, этот показатель снизился по сравнению с прошлым годом более чем на 25%.

Украина занимает восьмое место в мире по уровню запасов метана в угольных шахтах. По самым скромным оценкам, местные угольные пласты (Донецкий и Львовско-Волынский бассейны) содержат около 8 трлн кубометров метана. Максимальные оценки указывают на наличие в пластах до 22 трлн кубических метров опасного газа. Для обеспечения безопасности угледобычи его необходимо извлекать из пластов, причем делать это нужно не только в забое, а еще до разработки угольных пластов. Как пишет журнал Эксперт почти 90% украинских шахт ученые классифицируют как взрывоопасные. В Украине утилизируют лишь 4% метана, выделяемого в забоях. Сегодня только 42 шахты из 160 оснащены системами дегазации, однако лишь одиннадцать шахт используют добытый метан в качестве топлива для котельных.

Метан является одним из основных видов парниковых газов, который за столетний период способен удерживать тепло в атмосфере в двадцать один раз больше, чем углекислый газ. В течение последних двух столетий концентрация метана в атмосфере Земли увеличилась более чем вдвое. В основном это произошло в результате добычи угля. В мире интерес к добыче метана появился в начале 80-х годов прошлого столетия. Лидер в этой области — США, где добывают около 40 млрд кубометров метана (около семи процентов общей добычи газа). В этой стране предусмотрены значительные льготы для компаний, добывающих метан из угольных пластов. Кроме того, его извлечением занимаются также в Австралии, Китае, Канаде, Польше и Великобритании. Промышленной разработкой альтернативного вида топлива намерены заняться и на российском Кузбассе. Для этих стран метан угольных месторождений давно уже стал альтернативным энергоресурсом.

Начиная с 1979 года, в Украине произошло около сотни взрывов, спровоцированных метаном, в результате которых погибли более восьмисот шахтеров. По мнению экспертов, причины задержки освоения перспективных залежей этого газа кроются в отсутствии соответствующей нормативно-правовой базы.

You may also like...