Грядет бой с «тенью». Победителей – не будет

В будущем году украинцев ждёт давно запланированное повышение подоходного налога, при этом власти в который раз попытаются «вынуть» зарплаты из конвертов. Но бизнесмены считают, что попытка снова будет безуспешной. Если только сами работодатели и их сотрудники не захотят «обелить» доходы добровольно. С 1 января гражданам придётся платить больше налогов — ставка подоходного налога повышается с 13% до 15%. Это закреплено законом, принятым ещё 2 мая 2003 г., который предусматривал, что единая ставка подоходного налога с 1 января 2004 г. составит 13%, а с 1 января 2007 г. будет увеличена до 15%. Четыре года назад на повышение мало кто обращал внимание, ведь главным новшеством закона была не сама ставка, а введение так называемой плоской шкалы налогообложения, когда независимо от величины дохода ставка не изменяется. До этого в Украине действовала прогрессивная шкала, при которой ставка подоходного налога варьировалась от 10% при доходе 17-170 грн./мес., до 40% при месячных заработках более 1700 грн. Основной причиной введения единой ставки был вывод доходов из тени. Идея проста: для самых богатых украинцев налоговая ставка снижалась сразу на 27 процентных пунктов, что, по идее, не могло не заставить толстосумов легализовать свои капиталы.

В поисках миллионеров

Считается, что затея удалась: по итогам 2004 г. количество официальных миллионеров в Украине удвоилось — с 876 до 1871 человека. А в 2005 г. впервые в стране появились официальные гривневые миллиардеры. Повысились и поступления от налога на доходы граждан: если в 2004 г. в бюджет попало 13 млрд. грн., то по итогам 2005-го — уже 18 млрд. грн. Правда, налоговики всё же признали, что реальных миллиардеров в стране больше, и даже пообещали с ними «поработать», чтобы они декларировали свои доходы и не уклонялись от уплаты налогов. Для этого у налоговой есть свой метод: оценка доходов по расходам. Его суть состоит в сопоставлении стоимости покупаемого налогоплательщиком имущества и размеров задекларированных им доходов.

Собственным примером пыталось призвать вывести доходы из тени предыдущее правительство. Все его члены опубликовали декларации о своих доходах за 2005 г. в официальной прессе. По результатам «массового отчёта» среди министров оказалось два миллионера — экс-министр промышленной политики Владимир Шандра с доходом более 6 млн. грн. и экс-министр экономики Арсений Яценюк, заработавший более 3 млн. грн.

Но несмотря на, казалось бы, бесспорные успехи, плоская шкала не находила однозначной поддержки среди властей. Так, уже через год после введения 13-процентной ставки — в январе 2005 г. — Министерство экономики под руководством Сергея Терёхина предложило вернуть системы дифференциации налоговых ставок для физлиц. Верхний потолок, правда, предлагали сделать не 40%, как раньше, а 20-23%. Мотивация была проста: единая низкая ставка защищает прежде всего самые богатые слои населения и усугубляет классовый разрыв в доходах украинцев. Широкомасштабную легализацию теневых доходов в Минэкономики сочли «экономически неоправданным ожиданием», поскольку за 2004 г. потери бюджета от снижения ставки налога составили порядка 1-1,5% ВВП.

Теперь, когда до повышения ставки подоходного налога осталось меньше месяца, председатель финансового комитета Верховной Рады Пётр Порошенко призвал сохранить 13-процентную ставку во избежание снижения реальных доходов населения. Но первый вице-премьер, министр финансов Николай Азаров как всегда непреклонен: ставка налога повысится. «Это — норма закона, а значит, она должна вступить в силу, и она вступит в силу», — сказал он.

Между тем, опрошенные Фокусом налогоплательщики утверждают, что повышение ставки их не пугает. «Особых проблем при уплате налогов у меня нет, и увеличение подоходного налога до 15% не будет для меня обременительным», — поделился с Фокусом заместитель председателя правления ПриватБанка Юрий Кандауров. Не видит больших проблем в уплате налогов и председатель наблюдательного совета «Трест Киевгорстрой-1 им. Загороднего» Алексей Омельяненко.

Главной проблемой бизнесмены называют не размер налоговых ставок, а прозрачность и предсказуемость самой системы. Ведь во многих странах Запада ставки подоходного налога существенно выше украинских 15%. Так, в соседней с Украиной Венгрии максимальная ставка подоходного налога достигает 36%, а во Франции — даже 56,8%. «Просто стимулом уплаты налогов является не их размер, а равенство всех перед законом. Когда система прозрачна, когда ты можешь просчитать себе бизнес-план, и знаешь, что любые другие платежи, связанные с коррупцией, не вылезут, ты доведёшь бизнес-план до конца», — сказал Фокусу глава Комитета предпринимателей Львовщины Ярослав Рущишин. А Омельяненко считает, что пока не будет сформировано понимание необходимости уплаты налогов, повышение ставок будет неэффективным и нецелесообразным. «Сейчас заканчивается период накопления капитала средним классом. После завершения этого этапа властям будет проще проводить реформу налогообложения», — утверждает он.

В своих официальных комментариях представители бизнеса выражают готовность соблюдать законы и платить налоги в полном объёме. Естественно, никто из них не признаётся в том, что платит сотрудникам зарплаты в конвертах. Однако во время бесед при выключенном диктофоне коммерсанты сетуют на высокие налоги, которые, дескать, вынуждают бизнес уходить в тень. «Иного пути нет», — говорят бизнесмены. Однако они лукавят. Ведь привыкшие к неприлично высокой по западным меркам норме прибыли, они не готовы уменьшать свою маржу. Собственно, ради её сохранения бизнес и пускается во все тяжкие, уклоняясь от налогов. Ведь игра стоит свеч: рентабельность отечественных мобильных операторов оценивается в 30%, а участников рынка недвижимости — 60%, тогда как, скажем, для США рентабельность в 10% считается неплохим результатом.

Между тем, нельзя сказать, что на Западе смирились с высокими налоговыми ставками. Их результатом стал отток бизнеса в оффшоры и страны третьего мира. Поэтому власти в борьбе за налогоплательщиков могут пойти на уступки бизнесменам. Так, президент США Джордж Буш во время недавнего визита в Эстонию остался в восторге от местной системы взимания подоходного налога — плоской шкалы с единой ставкой 23%. И хотя никаких конкретных заявлений о планах перенять прибалтийскую налоговую систему Буш не сделал, всё же он отметил, что эстонский опыт достоин зависти. Поэтому не исключено, что и американскую налоговую систему в обозримом будущем ждут изменения, внедрённые в Украине четыре года назад.

Четыре в одном

Но не подоходный налог главное «налоговое зло». Бичом отечественного бизнеса предприниматели единогласно признают систему социальных сборов. Хотя их платят работодатели, а не физические лица, именно чрезмерная нагрузка на фонд заработной платы является основной причиной нежелания работодателей «светить» «белую» зарплату. Сейчас из фонда заработной платы взимаются сборы в Пенсионный фонд (37,5%), в Фонд страхования в связи с временной потерей трудоспособности (2,9%), в Фонд страхования на случай безработицы (1,9%) и в Фонд страхования от несчастного случая на производстве (ставка сбора зависит от отрасли). В итоге сумма для выплаты зарплат сотрудникам после честной раздачи всех податей может «похудеть» более чем на 50%. «Это безумие — отдавать 60% на фонд заработной платы!», — возмущается председатель Украинской международной фондовой биржи Владимир Коваленко.

Идея объединить все взносы в один обсуждается в Украине давно — парламентские слушания о едином социальном взносе прошли более 10 лет назад. Но в будущем году идею обещают довести до конца. Причём вопрос единого взноса стал одним из немногих, в котором правительство нашло взаимопонимание с Президентом. Виктор Ющенко пообещал сделать всё возможное для объединения четырёх фондов, а правительство даже подало в парламент соответствующий законопроект. Четыре нынешних взноса планируют объединить «под крышей» Пенсионного фонда. Результатом должно стать сокращение бюрократического аппарата фондов, а значит и расходов бухгалтерии на отчётность перед ними. Кроме того, слияние фондов призвано бороться с коррупцией. «В фондах социального страхования существует коррупция. Государство осуществляет надзор, каждый год идёт ротация, но коррупции достаточно. Потихоньку «дерибанят» все эти фонды. Я знаю, что и под выборы из фондов деньги скачивались», — сказал Фокусу народный депутат, председатель Независимого профсоюза горняков Михаил Волынец.

Но главный вопрос, волнующий бизнесменов, — какой будет ставка единого взноса. Ведь от простого механического слияния фондов без снижения суммарных выплат легче не станет, и без снижения ставки, по словам бизнесменов, зарплаты в конверте не побороть. «Я до сих пор нигде не видел, какой будет ставка. В основном только разговоры о том, как это хорошо и замечательно», — отметил Фокусу директор компании Tax Consulting U.K. (Украина) Ярослав Ломакин.

Примечательно, что не знают этого и сами законодатели. Хотя в парламенте кроме упомянутого правительственного зарегистрированы ещё два законопроекта. Один из них внёс депутат-«регионал» Виталий Хомутынник, второй — его коллеги по фракции Ярослав Сухой и Вячеслав Богуслаев. Правительственный законопроект предполагает, что ставка, скорее всего, будет дифференцированной, а её размер будет вноситься в парламент Кабмином отдельно. Хотя ранее Президент Виктор Ющенко, говоря о едином взносе, называл цифру 20%, но ни в один из законопроектов она не попала.

Бизнесмены считают, что выведение зарплат из тени может произойти и при более высокой ставке. «Размер взноса не должен превышать 30%. Возможно, в первые полгода налоговая бы недополучила поступлений, но затем за счёт выхода из тени поступления в бюджет значительно бы увеличились», — говорит Владимир Коваленко. Но даже такого снижения ожидают не все. «Исходя из статистики, когда у нас на одного пенсионера всего 1,1 работающего, понятно, что ставки не могут быть низкими», — заключает Рущишин.

Кроме того, внедрение единого взноса может затянуться из-за того, что в Украине планируется пятый вид обязательного социального страхования — медицинское, выплаты по которому тоже придётся «вливать» в единый фонд.

Дело рук самих утопающих

И всё же бизнесмены уверены: простым снижением налоговых ставок зарплаты из конвертов не выведешь. Дело в психологии как работодателей, так и наёмных работников, фактически становящихся соучастниками налоговых преступлений. «Как показывает практика, это (детенизация доходов — Фокус) зависит не от законов, а от уровня развития общества. Общество, которое от президента до тюремного зэка считает, что законы можно не исполнять, это больное общество», — горячится Ярослав Ломакин.

Поэтому инициатива по борьбе с конвертами должна исходить снизу. «Мы объясняем работникам, что ни в коем случае нельзя соглашаться на выплату зарплаты в конвертах, поскольку потом очень сложно доказать, что человек работал, имел трудовой стаж», — говорит Михаил Волынец. Но проблема в том, что на многих частных предприятиях профсоюзов вообще нет. Или созданы так называемые «жёлтые» профсоюзы, которые обслуживают интересы не работников, а работодателей.

Но если в 90-е форма выплаты зарплаты мало кого волновала, то сейчас работник при трудоустройстве практически всегда интересуется, какая часть его заработков будет «белой». Ведь смешная сумма официального дохода может стать серьёзным препятствием на пути получения банковского кредита или визы для въезда в страны Евросоюза, что для многих гораздо более веский аргумент, чем выигрыш от неуплаты налогов. Кроме того, компании дорожат своей репутацией. «Практику выплаты зарплат в конвертах используют те компании, которые плохо представляют себе своё будущее», — отмечает Юрий Кандауров из ПриватБанка.

Но больше всего заинтересовать работника в «белой» зарплате мог бы переход от солидарной системы начисления пенсий к накопительной схеме, при которой работник уверен, что его взносы пойдут не в общий котёл, а на его личный пенсионный счёт. «В этом случае удалось бы повернуть психологию нашего работника, который думает, что ему государство сейчас платит. А он должен знать, что сам собирает себе на пенсию. После этого он будет думать о том, чтобы в государстве была стабильность — чтобы держать в банках и фондах вклады», — говорит Рущишин.

А если повысить сознательность бизнесменов и наёмных работников с помощью «пряника» не удастся — украинские власти могут обратиться к опыту России, которая готовится применить метод «кнута». К слову, перенимать налоговые новации северного соседа — довольно популярная у нас практика. Ведь россияне раньше Украины внедрили и плоскую шкалу подоходного налога с единой ставкой 13%, и единый социальный взнос. Меры помогли лишь отчасти: около 6 млн. россиян по-прежнему получают зарплату ниже 2 тыс. руб. (около 330 грн. — Фокус) и, по мнению властей, львиная доля этих «бедняков» является таковыми лишь на бумаге. Поэтому правящая партия «Единая Россия» собирается прибегнуть к последнему аргументу — уголовному наказанию за «зарплату в конверте». По нынешнему законодательству привлечь предприятие к ответственности можно только в том случае, если претензии предъявит сам работник, чего он по понятным причинам не делает. Теперь эту норму предлагают исключить и даже пойти дальше, наказывая не только работодателя, но и сотрудника, соглашающегося получить «конверт».

Виталий Атанасов, Юрий Сколоздра, Дмитрий Слинько, ФОКУС

You may also like...