Как одурачивают любителей дешевизны

Пожилая сельчанка из Голопристанского района Херсонщины, приехавшая с жалобой в областное управление по делам защиты прав потребителей, чуть не разрыдалась в кабинете. И было отчего горевать: на попечении старушки внук-инвалид, чтобы перебраться поближе к опытным врачам и современному медицинскому оборудованию, она решила купить квартиру в Херсоне…

ОБЪЯВИЛАСЬ и фирма, согласившаяся подыскать недвижимость в областном центре по божеской цене, да еще с выплатой в рассрочку. Покупательница с легким сердцем подписала предложенный договор, внесла стартовые 3700 гривен и потом каждый месяц аккуратно перечисляла еще по 500 грн. Только когда сумма взносов перевалила за 12 тысяч, а никакой квартиры не было видно даже в отдаленной перспективе, обеспокоенная женщина выбралась посоветоваться со специалистами.

Прочитав договор, они ахнули: в уклончиво составленном документе, изобилующем юридически безупречными, но туманными по сути формулировками, шла речь не о приобретении жилья, но об «оказании услуг» по его приобретению!

Фирма не брала на себя никаких конкретных обязательств о сроках передачи квартиры или об ответственности за проволочки. Зато обязательства покупателя были выписаны почти с военной четкостью — особенно по срокам внесения взносов и добровольном (!) отказе от их возвращения. Самое интригующее, что по договору клиент обязывался не обращаться ни в обычный суд, ни в организации по защите прав потребителей, а исключительно в суд третейский, причем к конкретному судье!

Эксперты облуправления по делам защиты прав потребителей говорят: обращения к ним с жалобами, подобными той, с которой приезжала пожилая сельчанка, в последнее время участились. В разработанных ушлыми знатоками хозяйственного и гражданского права договорах может говориться о покупке машин либо недвижимости, мебельных гарнитуров либо долгосрочной аренде гостиничного номера на престижном заграничном курорте — эти детали не столь уж важны. Общим признаком таких документов является то, что цены на товары и услуги называются более чем сходные. Но с условием, что товар, на который претендует группа плательщиков взносов, не предоставляется им в строго определенный срок, а разыгрывается между ними по мере поступления.

Попался на аналогичную удочку и херсонский строитель по имени Андрей. Он вступил в «группу», сформированную обществом с ограниченной ответственностью, имеющим киевскую прописку. Кое-кто из ее участников и впрямь быстро получил заказанную легковушку, не преминув поделиться радостной вестью с другими. Те с еще большим энтузиазмом кинулись перечислять взносы и ходить на ежемесячные собрания, где представители фирмы аккуратно делились информацией о титанических усилиях, предпринимаемых для автомобилизации своих клиентов. Только вот через несколько месяцев эти приятные свидания прекращались, а в офисе фирмы начинали ссылаться на «объективные обстоятельства», препятствующие доставке вожделенной легковушки в обозримом будущем. И что характерно — в договоре, который подписал горожанин, описывались «информационные», «административные», «консультационные» услуги, которые ему оказывают, но не было ни слова о простой вещи: передаче денег взамен

машины.

А НЕ ПОШЛИ БЫ ВЫ… В СТОКГОЛЬМ?

— Для тех, кто подписал такие договора, даже в суде добиться справедливости очень проблематично. Во-первых, такая фирма, как правило, зарегистрирована по юридическом адресу в другом городе, и подавать на нее иск надо в суде по месту ее расположения. А это и времени занимает больше, и обходится дороже — возрастают издержки на транспорт и проживание. Во-вторых, очень сложно доказать, что услуги не оказывались, и деньги потрачены зря. Фирма всегда может предъявить и протоколы собраний, и переписку с производителями товаров, сославшись на то, что все это бумаготворчество стоит денег, — комментирует заместитель начальника управления по делам защиты прав потребителя в Херсонской области Лариса ХАБРАТ.

— Единственное, о чем можно говорить со всей определенностью, так это о том, что содержащиеся в таких договорах запреты на обращение в нашу службу или в обычные суды можно проигнорировать — они вступают в грубое противоречие с действующим законодательством, гарантирующим право каждого на поиск защиты в соответствующих органах.

Мошенники, маскирующиеся под оптовых торговцев дорогостоящими товарами, всегда очень точно учитывают особенности массовой психологии. Дешевизна, обусловленная «акциями», «крупнооптовыми закупками» или «прямыми связями с производителями» (чаще всего не подтвержденными никакими контрактами), настолько привлекательна, что потребитель поддается тщательно подогреваемым ажиотажным настроениям и стремится быстрей подписать любую бумагу.

Вдобавок этих бумаг может быть несколько — договора и контракты «с двойным дном» обычно представляют собой до десятка страниц мелкого компьютерного текста с назойливыми повторами, ничего не значащими формулировками, между которыми спрятаны кабальные пункты, лишающие потребителя права отстаивать свои права на качественный товар и его получение в срок. Ну, например, при покупке набора из кухонных кастрюль за 500—600 гривен спорные вопросы предлагается решать «в торговом арбитраже Стокгольма». Мало кому известно, что одно обращение в такие международные инстанции влечет за собой многотысячные издержки, не сравнимые со стоимостью тех «ценностей», которые жулики «впарили» облапошенному ими покупателю.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБМАНА

По словам работников контролирующих ведомств, куда обращаются жертвы «оптовиков», наиболее распространены две схемы одурачивания любителей дешевизны. Схема первая и самая примитивная: зарегистрировать на подставное лицо ООО, объявить о сборе взносов на машины (или квартиры, или летнюю аренду гостиничных номеров на курортах и т. д.). За счет части взносов запросы первых «партнеров» удовлетворяются и они становятся наглядным подтверждением добросовестности фирмы. Дальше деньги со счетов обналичиваются и перекачиваются в карманы «учредителей концессии», а плательщики взносов остаются ни с чем и выстраиваются в очередь безнадежных неудачников перед кабинетами следователей и прокуроров. Это классическая пирамида, не слишком отличающаяся от приснопамятной МММ господина Мавроди.

А вот схема вторая, куда более утонченная. С вас опять-таки собирают взносы на «информационно-консультативные» услуги, но заказанный вами товар вы все же получаете — хотя с огромным опозданием и потратив куда больше средств, чем если бы вы купили машину в обычном автосалоне или квартиру в новом доме у предприятия-застройщика. Это значит, что потребителя «развели культурно». Одну часть его взносов потратили на организационные расходы типа аренды офиса, регистрацию фирмы, а другую — на прокрутку в банках или вложения в реальные коммерческие проекты, сулящие быструю отдачу, но только не вам.

По сути, одураченный клиент своими деньгами прокредитовал чей-то бизнес и потерял вместо того, чтобы приобрести. Ведь можно было те же деньги поэтапно откладывать на личный депозитный счет в каком-нибудь банке, и проценты по вкладу позволили бы поскорее накопить ту сумму, которой недостает на желанную покупку. А так деньги в банк за вас отнесли ушлые «фирмачи». И они же воспользовались выгодами от пользования ими. Потребитель же после многомесячной волокиты, жалоб и судов остается рад-радешенек, если получает давно оплаченный им товар. Ему уже не до выяснения отношений — хорошо уже то, что выскользнуть из толково расставленного капкана удалось с минимальными потерями!

СПРАВКА

Приметы завуалированного мошенничества в ходе приобретения дорогостоящих товаров:

— договор купли-продажи подменяется договором услуги или каким-то другим;

— отсутствие в договоре ссылок на конкретные сроки поставки товара и механизм его получения;

— наличие в договоре массы ничего не значащих пунктов с чрезмерно сложными формулировками — в них определенно прячется подвох;

— отсутствие в договоре упоминаний об ответственности фирмы за невыполнение ею своих обязательств или порядок разрешения споров, противоречащий отечественному законодательству.

Сергей ЯНОВСКИЙ, «ВЕДОМОСТИ»,Херсон

You may also like...