Этой осенью страховщики водителей «разуют»

Осень традиционно приносит автолюбителям головную боль из-за возобновления безумных пробок на городских дорогах. Осенние месяцы 2008 года запомнятся многим автомобилистам еще и ростом цен на полисы КАСКО. О своем намерении увеличить стоимость этого вида страхования уже заявили компании «Провидна», «Универсальная», «Нова», «АИС-Полис». А некоторые страховщики еще до начала осени подняли цены на КАСКО. К примеру, в конце августа компания «Вексель» увеличила стоимость этой услуги на 10%. «По итогам первого полугодия мы провели детальный анализ убыточности КАСКО и пришли к неутешительному выводу: стоимость этой страховки нужно повышать», — объясняет генеральный директор этой компании Василий Фурман.

По оценкам экспертов, в большинстве компаний цены на автострахование по итогам 2008 года вырастут минимум на 15-25%. «Сейчас средний тариф КАСКО по рынку — 5,5-6,5%. До конца года он, скорее всего, будет уже не менее 7-8%», — прогнозирует андеррайтер СК «Allianz Украина» Игорь Запорожец. Для некоторых же (наиболее убыточных) категорий клиентов стоимость КАСКО уже выросла до 10%.

Подкачали банки

За теперешнее повышение тарифов по КАСКО автолюбители должны «благодарить» проблемы украинской банковской системы и высокую убыточность этого вида страхования.

Весенне-летний кризис ликвидности отечественной финансовой системы вынудил банки значительно ужесточить условия автокредитования. По данным компании «Простобанк Консалтинг» средние процентные ставки по автокредитам в гривне с начала года выросли на 6,5 процентных пунктов (п.п.), в долларах — на 2,8 п.п. Если учесть, что через банки в прошлом году страховщики собрали 90,5% премий по КАСКО (по данным журнала «Страхова справа»), то «пересыхание» такого канала, как банкострахование, весной-летом этого года не могло не отразиться на объемах продаж автострахования.

«Сегодня в рамках глобального финансового кризиса мы видим спад на рынке кредитования. В связи с этим, естественно, наблюдается уменьшение объемов продаж страховых продуктов, которые осуществляются через банки», — говорит директор департамента банковского страхования компании «Универсальная» Юлия Пухкало.

По ее мнению, объемы автокредитования за весну-лето 2008-го снизились приблизительно на 18-20%. А объемы страхования — на 20-25%, так как на этот показатель существенно влияет фактор сезона отпусков.

Еще весной руководитель одного из лидеров по продажам КАСКО в Украине — «Дженерали Гарант Страхование» — Юрий Лахно прогнозировал осеннее повышение цен на этот вид страхования. При этом он не исключал даже банкротства небольших «околобанковских» страховщиков. По итогам лета пока что до банкротства дело не дошло, но на цену КАСКО банковский кризис все-таки повлиял.

«Снижение объемов автокредитования для потребителей страховых услуг имеет один существенный минус — автострахование будет дорожать», — констатирует Юлия Пухкало. Зато есть и плюсы. Страховщики вынуждены будут отказаться от привязки к одному банку и начнут выходить на открытый рынок, что заставит их формировать тарифы без дополнительных, агентских надбавок или комиссий. А клиенты будут выбирать страховщика по своей воле, а не по убедительной рекомендации, как это сейчас бывает.

Автолюбители и дороги

Однако, по утверждению страховщиков, главной «бедой», которая вынуждает компании повышать стоимость КАСКО, являются сами автовладельцы. «Тарифы повышаются в связи с ростом количества ДТП и бездеятельностью ГАИ», — утверждает заместитель директора «ВиДи-Страхование» Владислав Борец. «В последнее время все больше происходит тяжелых ДТП с большими убытками, что влечет за собой большие выплаты», — дополняет коллегу начальник управления автотранспортного страхования компании «Провидна» Юлия Очеретяная.

По ее словам, на увеличение количества аварий непосредственно повлиял и бум автокредитования: «Многие молодые люди смогли позволить себе приобрести «железного друга» в кредит, а вот научиться ездить — времени у них не было. Как результат — рост числа аварий», — констатирует Очеретяная.

«Если в Европе автовладельцев, которые не приносят убытков страховым компаниям, насчитывается 60-70%, то в Украине таких водителей всего 3-4%. Остальные же хотя бы раз в год, но попадают в аварию. И это просто какой-то ужас!» — жалуется на недисциплинированность украинских водителей председатель правления страховой компании «ПЗУ-Украина» Яцек Аустен.

Повышение с секретом

Несмотря на жалобы страховщиков (мол, терпим значительные убытки от КАСКО), еще ни одна компания публично не отказалась от этого вида страхования. Конкуренция на рынке КАСКО по-прежнему очень высока, и многие компании с целью захвата рынка даже демпингуют. Потому вполне логично, что страховщики неохотно делятся информацией о повышении цен на услугу.

Более того, чтобы не отпугнуть клиентов возросшими тарифами, они активно пользуются системой бонус-малус, переделывая ее каждый на свой лад. К примеру, в компании «Вексель» повысили тарифы на 10% не для всех клиентов, а только для тех, у кого убыточность в год составляет 200-300% (то есть выплаты превышают стоимость страховки в 2-3 раза).

В то же время для более дисциплинированных водителей цены по КАСКО оставили прежними. В «ПЗУ-Украина» тарифы подняли на 10-20%, однако для тех клиентов, кто ездил безубыточно, их снизили. Например, ездил водитель четыре года без аварий, покупай полис КАСКО на 40% дешевле, три года — на 30% и так далее.

Используют страховщики и другие способы заманивания автомобилистов. Например, предлагают комплексный договор страхования (КАСКО, добровольная гражданская ответственность, страхование от несчастного случая), который обойдется клиенту дешевле, чем если бы он покупал эти продукты по отдельности.

Есть и более оригинальные акции: к примеру, один из страховщиков планирует раздавать рекламные флаеры со скидкой в 5-10% на полисы КАСКО. Впрочем, как признаются сами страховщики, подобные акционные скидки в 99% случаев не более чем маркетинговый ход.

Татьяна Павлюченко, «Дело»

Читайте также: