Карл фон Осецкий: как журналист ответил за раскрытие военных секретов
23 ноября 1931 года в Германии осудили левого либерала, пацифиста, издателя газеты Weltbühne и будущего нобелевского лауреата Карла фон Осецкого. Приговор — полтора года тюрьмы — был вынесен за «выдачу военной тайны». Интересно, что, согласно Версальским соглашениям, никаких «военных» тайн у проигравшей Первую мировую войну Германии быть не могло.
Осецкий сел за чужую статью
Статья (ее оригинальный немецкий текст доступен здесь), за которую осудили Осецкого, рассказывала о том, как Германия тайно создает военные самолеты. Ее автором был другой человек, однако, согласно канонам тогдашней, да и современной журналистики, ответственность за выход материала должен был понести главный редактор и издатель, который благодаря этому громкому делу стал одним из самых известных пацифистов.
Осецкий был убежденным пацифистом еще в
Осецкий еще до выхода злополучной статьи прославился принципиальностью и неподкупностью. В своих публикациях (почти все они собраны здесь) он последовательно выступал против милитаристских замашек Германии. Вилли Брандт, будущий канцлер ФРГ, в 1971 вспоминал в своей нобелевской речи: «Осецкий мужественно, при помощи печатного слова сражался с милитаризмом и национализмом. Еще в 1921 году он написал: „Многие нации воевали друг с другом, однако это привело лишь к кровопролитию и смерти невинных граждан Европы“. Эти слова оказались пророческими»…
В статье, за которую Осецкому пришлось предстать перед судом, осуждались незаконные военные разработки и трата столь необходимых лежащей в руинах Германии денег на укрепление военной мощи, тогда как Версальский договор прямо запрещал это. В отместку в марте 1929 года, сразу же после выхода материала, поставленные в неудобное положение немецкие власти инициировали судебное разбирательство против издателя Weltbühne.
Процесс по делу Осецкого сделали закрытым из-за возможности международного скандала
Гособвинитель по делу Осецкого планировал потребовать от суда двухлетний срок для обвиняемого. В середине ноября 1931 года процессу дали старт. Однако суд столкнулся с серьезной проблемой: как классифицировать разглашение военной тайны, которой, согласно Версальскому договору (подробности здесь), у Германии просто не могло быть? Это грозило международным скандалом. Решение напрашивалось само собой: процесс сделали закрытым, а все его участники поклялись ни при каких обстоятельствах не предавать огласке его детали.
Судебные эксперты: публикация Weltbühne — правда
Тем не менее, история сохранила некоторые интересные детали судебного расследования. Показательно, что эксперты признали, что фактический материал, лежащий в основе публикации Weltbühne, — чистая правда. То есть Германия признала, что под видом гражданской авиации разрабатывала и испытывала военные самолеты «в интересах немецкого народа и обороноспособности страны» (так сказано в судебных документах).
Приговор Осецкому вызвал волну возмущения во всем мире
23 ноября 1931 года, буквально через несколько дней после начала процесса, был оглашен приговор: Осецкого признали виновным в разглашении военной тайны, и назначили ему полтора года тюремного заключения. Сам Осецкий несколькими днями позже написал в одном из эссе: «Я иду в тюрьму не из-за того, что считаю себя виновным, а из-за того, что находясь там, я буду крайне неудобен немецким властям».
Эти слова начали сбываться уже сразу же после суда. Вся интеллектуальная элита тогдашней Германии собралась, чтобы проводить Осецкого до ворот тюрьмы, где тот должен был отбывать заключение. Самые влиятельные литераторы, журналисты и публицисты выступили в поддержку Осецкого, подав властям прошение о помиловании. Зарубежная пресса тоже отреагировала на эти события, поместив информацию о приговоре на своих страницах.
Амнистия и новые преследования
Осецкому не суждено было отбыть весь срок заключения: он был амнистирован. Однако власти поставили условие: журналист не имел права пророведовать свои пацифистские взгляды на страницах немецких газет.
После прихода к власти нацистов Осецкий и вовсе оказался persona non grata. В ночь, когда загорелся Рейхстаг, его арестовали и отправили в концлагерь, где подвергли пыткам.
Присуждение Нобелевской премии мира
Европейские интеллектуалы выступили в поддержку Осецкого и стали добиваться для него Нобелевской премии мира в надежде, что, если исход будет благоприятен, нацисты не решаться на преследование журналиста. Усилия увенчались успехом: в 1936 году Осецкий получил Нобелевскую премию (сообщение об этом на сайте Нобелевского комитета смотрите здесь).
Под давлением общественности нацисты были вынуждены отпустить к этому моменту смертельно больного Осецкого из концлагеря и поместить в клинику, сохранив за ним негласное наблюдение. Сегодня известно, что такое решение было принято не сразу: поначалу власти Рейха пытались силой принудить Осецкого отказаться от Нобелевской премии.
4 мая 1938 года Осецкий умер от туберкулеза, полученного в концлагерных застенках.
Автор: Александр Московкин, Право.ру
Tweet