Операция «Лунное сияние»: в Европе становится крайне опасно
Поступает все больше сигналов о том, что «Аль-Каида» намеревается действовать и в Европе. Бомбы йеменского производства показывают, насколько опасной остается эта террористическая организация. Правительство Германии настаивает на резком ужесточении проверки авиагрузов. Получается, что для «Аль-Каиды» даже и не так важно, взорвались ли на самом деле посылки с бомбами.
Как обычно, были сигналы, предупреждения, наводки. В июле разведка Саудовской Аравии связалась с немецкими коллегами и сообщила, что «Аль-Каида» намечает нанести удар с использованием самолетов и что коснуться эта акция может и Европы. Подробности? Их нет.
Специалисты из Федерального ведомства криминальной полиции (BKA), Ведомства по охране Конституции и Федеральной разведслужбы собрались в правительственном Центре по борьбе с террором и склонились над текстом сообщения. Реальных мер они не намечали – да и что можно предпринять по таким туманным сигналам?
Лишь спустя недели, 9 октября, поступило второе предупреждение, на сей раз более конкретное. Саудовские контрразведчики пригласили к себе уполномоченного BKA по связям, работающего в Эр-Рияде, и рассказали ему, что существует детально разработанный план теракта.
Саудовцы сообщили, что 5 октября завершена разработка плана террористической атаки с использованием одного или двух самолетов, которая должна вызвать большой резонанс. Сообщалось, что акция намечена на ближайшую неделю. Помимо немецкого были извещены правительства ряда других европейских стран, в том числе и английское.
По прошествии трех недель, в ночь на пятницу 22 октября, смертоносный груз был обработан в аэропорту Кёльн/Бонн. Он при-был из столицы Йемена Саны и был отправлен дальше в Чикаго. По чистой случайности он не взорвался уже в немецком аэропорту. Это были уже не домыслы и слухи, как говорят следователи. Это была посылка с пентритом, крайне опасной взрывчаткой, применяемой и военными. В позапрошлую пятницу группа «Аль-Каида на Аравийском полуострове» взяла на себя ответственность за пересылку груза.
Данные о том, что «Аль-Каида» намечает масштабную акцию, поступали уже в течение нескольких месяцев. Германия входила в число стран, которые могли стать целью теракта. Спецслужбы убеждены, что лидеры «Аль-Каиды» решили нанести удар в Европе. Якобы сам Усама бен Ладен одобрил план и обещал дать под него денег.
В связи с обострившейся угрозой правительство Германии стало принимать меры. Министр внутренних дел Томас де Мезьер (ХДС) до сих пор придерживался более сдержанного тона, чем его предшественник Вольфганг Шойбле (ХДС), во всеуслышание предупреждавший о террористической угрозе.
И что теперь? Почти каждый день в Берлин поступают предупреждения разведок об угрозах. Ангела Меркель зарезервировала эту тему для себя и настаивает, что нужны более решительные действия. На позапрошлой неделе она потребовала «введения во всем мире более строгих проверок, которые позволили бы предотвратить террористические акты». Весьма похоже, что и де Мезьер откажется от своей сдержанной тональности.
Службы безопасности ожидают серьезных неприятностей, де Мезьер заслушивает доклады об обстановке по нескольку раз в неделю. Для противодействия террору Федеральное ведомство криминальной полиции (BKA) основало специальный отдел под кодовым названием «Звезды». Ведомство по охране Конституции в рамках операции «Лунное сияние» обрабатывает все сведения. Добрых два месяца в Берлине проводятся регулярные совещания, на которых ситуация анализируется совместно с представителями американских разведок – внешней ЦРУ и военной РУМО.
Речь там ведут о бомбах из Йемена, о терактах такого масштаба, как в индийском городе Мумбаи в 2008 году. Обсуждают и показания двух исламистов, являющихся гражданами Германии, – Ахмада Сидики, 36 лет, и Рами М., 26 лет.
Сидики, давний сторонник вооруженного джихада, был знаком с пилотами, совершившими теракт 11 сентября, и имел активные контакты с обитателями «общины террористов» на гамбургской улице Мариенштрассе. В начале марта 2009 года он уехал из Германии и примкнул к отрядам боевиков, действующих в районе афгано-пакистанской границы. В июне нынешнего года американские спецназовцы арестовали его в Кабуле. Теперь он сидит в американской тюрьме Баграм и дает показания. Сейчас Сидики – самый ценный свидетель в деле о планах терактов в Европе.
Исламист рассказал о некоем шейхе Юнисе аль-Мауретани, якобы являющемся третьей фигурой в иерархии «Аль-Каиды». Он, сообщает пленник, задумал крупную акцию на старом континенте. Шейх Юнис набрал добровольцев из западных стран. Когда аль-Мауретани весной в маленьком пакистанском городке встретил Сидики вместе с приятелем из Гамбурга Рами М., он заговорил с ними: «Вы – то, что надо, именно такие люди, которых я искал!»
Шейх Юнис посвятил обоих «немцев» в свой план совершить теракт в Европе или в США и попытался завербовать Сидики: по сценарию этой акции смертник не нужен, исполнитель останется в живых. Атаке должны подвергнуться центры финансов и экономики.
Показания Сидики сходятся с тем, что рассказывает Рами М., арестованный в июне, когда он шел в немецкое посольство в Исламабаде. Шейх Юнис собирается «создать сеть из людей, разбросанных по всей Европе», рассказывает Рами М.
Признаний обоих граждан Германии с исламскими корнями вполне достаточно, чтобы встревожить органы безопасности. Но потребовалось сообщение американского правительства, чтобы вызвать у общественности настроение, близкое к тому, что было перед 11 сентября 2001-го. Практически в те же дни, когда давал показания Сидики, американская администрация обнародовала данные о том, что существует еще один террористический проект, предусматривающий нападение в стиле Мумбаи-2008. Тогда в крупнейшем индийском городе несколько групп террористов штурмовали гостиницы и брали заложников. Кровопролитие длилось 60 часов, погибло 175 человек.
Американские источники сообщают, что сейчас в Европу пробираются 25 боевиков, разделившихся на несколько групп. Все нити операции держит в своих руках 46-летний Ильяс Кашмири.
«Он один из самых опасных людей на земле», – уверен американский эксперт по террору Брюс Ридель. Американский журнал Newsweek недавно назвал его «гением зла». Этот одноглазый бородач – легенда джихада. Он действовал против Советов в Афганистане, устраивал взрывы на своей родине в Кашмире, где его противником было индийское государство.
По данным следственных органов, он в прошлом году уже пытался взорвать здание газеты Jyllands-Posten в Копенгагене. Задумано было взять заложников и казнить их. План сорвался. Но Кашмири от этой идеи не отказался. «Я не проповедник, я обхожусь без лозунгов, – говорит он о себе. – Как военный командир, я говорю: для каждой цели есть свое время и свои причины».
Кто знает, сколько в этих заявлениях серьезных намерений, а сколько – работы на публику. И шейх Юнис, и Кашмири могут оказаться просто любителями блефа, решившими спровоцировать несколько громких заголовков в европейских газетах и тем укрепить свою репутацию в Пакистане. Но йеменские бомбы, перехваченные три недели назад, – это уже не просто сценарии. Они – реальность, которая резко меняет подход к проблеме, в том числе и в Берлине.
Абстрактный замысел превратился в реальную угрозу, заставившую несколько оперативных групп немецкой полиции по крупицам собирать информацию в разных странах. При сложении сведений, полученных от американских и английских спецслужб, от разведок Саудовской Аравии и Дубая и данных немецкой криминальной полиции, скла-дывается достоверная картина того, что было задумано.
Первая бомба-посылка была передана в компанию по экспресс-доставке почтовых отправлений UPS в середине позапрошлой недели в столице Йемена Сане. За посылку расписалась женщина, назвавшая себя Суад Али Кассим Сафед, в качестве отправителя она указала Йеменский Американский институт – Yemen American Institute. Не скрыла она и получателя посылки: Диего Деза, Barry Street, Chicago, USA.
По этому адресу человек с таким именем не проживает. Но имя выбрано со смыслом: Диего Деза – так звали одного из Великих инквизиторов, известного своей жестокостью и преследовавшего мусульман на Иберийском полуострове. UPS снабдила посылку номером 1Z20001 V66809 43792, бомба под этим кодом отправилась путешествовать вокруг земного шара.
Вторую бомбу сдала в Federal Express женщина, назвавшаяся Ханан Мохаммед Али аль-Самави. Содержимое посылки она описала так: «Печатная продукция/Печатное устройство», ценность посылки – $360. В качестве получателя указан Reynaldkrak, адрес: бульвар West Pratt. И в этом случае не обошлось без исторической символики: имя Рейнальд Крак носил французский рыцарь, известный необычайной жестокостью по отношению к мусульманам. Посылка получила в отделении грузоперевозчика FedEx номер 873447 901 730. Теперь вокруг света летели уже два самолета с взрывчаткой на борту.
Посылки находились в воздухе, когда спецслужба Саудовской Аравии опять пригласила на беседу представителя BKA в Рияде. Утром в пятницу немцы узнают, что теперь на счету каждая минута.
Спустя чуть более получаса сотрудник BKA покидает офис саудовских коллег и связывается с Германией. Посылка, идущая по почте UPS, в 22.56 местного времени уже прибыла в Кёльн/Бонн и бы-ла переадресована на рейс, следующий в Америку. В тот момент посылка уже находилась на английском аэродроме East Midlands. BKA передает сообщение англичанам, которые вскоре обнаруживают бомбу.
В руки английских контр-разведчиков попала бомба замысловатой конструкции с таймером-взрывателем. Он срабатывает по сигналу тревоги, поступающему от подключенного мобильного телефона. Диод начинает светиться, его температура повышается, азид свинца возгорается, что приводит к взрыву пентрита – смертельно опасная цепная реакция. Британские кри-минологи отметили, что это взрывчатка чрезвычайно высокой концентрации. Факт изготовления устройства в Йемене «предполагает материально-техническую базу, которой могут располагать только государственные учреждения», – говорится в отчете экспертов.
Вторая бомба была выловлена уже в регионе Персидского залива. В ней тоже использованы деталь шприца с азидом свинца для инициирования взрыва и примерно 300 граммов пентрита. Но в этой конструкции детонацию должна была вызвать нить лампы накаливания.
Специалисты уверены, что обе бомбы созданы одним из самых изощренных изобретателей бомб в «Аль-Каиде», которого зовут Ибрагим аль-Асири. Этот 29-летний уроженец Саудовской Аравии однажды приладил взрывчатку к кальсонам нигерийца Умара Фарука Абдулмуталлаба. В декабре 2009 года тот должен был взорвать самолет, направлявшийся в Детройт.
Асири входит в группу «Аль-Каида на Аравийском полуострове», возникшую в результате слияния саудовской и йеменской ячеек. В ее рядах есть и ветераны Афганистана, и бывшие заключенные Гуантанамо, преисполненные неутолимой ненависти к США. Медийное подразделение группы выпускает видеоматериалы, печатную продукцию и аудиопослания на английском и арабском языках.
В сентябре американский Центр по борьбе с терроризмом заявил, что «Аль-Каида на Аравийском полуострове» представляет собой серьезную угрозу безопасности страны. «Само обилие проектов нанесения террористических ударов по США заставляет считать вероятным, что один из этих замыслов удастся претворить в жизнь», – писал бывший сотрудник ЦРУ Филип Мадд в августе. И добавлял: «Пограничный регион между Афганистаном и Пакистаном в будущем уже не будет ни единственным, ни главным источником этих угроз».
Посылки с взрывчаткой из Аравии – хотя бомбы, в них спрятанные, не взорвались и не унесли человеческих жизней – изменят всю систему воздушного сообщения. До сих пор почтовые и прочие грузы не подвергались серьезной и всеобъемлющей проверке. В начале прошлой недели в Брюсселе встречались министры внутренних дел ЕС. Они, в частности, обсуждали, какие уроки необходимо извлечь из этих едва не случившихся терактов.
Де Мезьер привез план из пяти пунктов. Самым проблемным из них является требование Берлина предоставить службам безопасности доступ к банкам данных международных перевозчиков типа FedEx и UPS, что позволило бы им выявлять посылки, кажущиеся подозрительными. Правда, это можно трактовать как посягательство на тайну почтовых отправлений, защищаемую Основным законом.
Кроме того, правительство Германии предложило подвергать грузы из кризисных регионов, таких как Йемен, усиленной проверке. Министры транспорта и внутренних дел подумывают о введении черного списка, в который включались бы аэропорты, проводящие меры контроля лишь поверхностно.
Летом 2011 года на рассмотрение бундестага должен быть внесен новый закон о безопасности воздушных перевозок. Правящая коалиция решила до истечения нынешнего года откорректировать отдельные положения закона. «Если окажутся необходимыми изменения или дополнения – мы готовы в кратчайшие сроки их включить», – заявил министр транспорта ФРГ Петер Рамзауэр (ХСС).
«Недопустимо, чтобы авиапассажиры, которых подвергли многократному контролю, досмотру и сканированию, сидели в самолете, а в грузовом отсеке под ними провозились опасные грузы, не прошедшие никакой проверки», – заявляет министр юстиции Сабина Лёйтхойзер-Шнарренберг (СвДП). Тем самым она как бы невзначай наносит удар де Мезьеру: «Силы и время лучше было израсходовать на проблему проверки грузов, вместо того чтобы тратить их на уязвимые с точки зрения конституционного права и технически сомнительные разработки, вроде сканеров тела».
Но в главном вопросе де Мезьер, кажется, уже настоял на своем: в споре о том, кто должен отвечать за безопасность в воздухе. Министр внутренних дел хочет передать надзор за безопасностью авиаперевозок федеральной полиции. «Все должно быть в одних руках» – его главный тезис и основной аргумент для переговоров в Брюсселе. Рамзауэр уже дал понять, что в принципе не возражает: «Если мы увидим, что другие структуры работают эффективнее, никакого ведомственного эгоизма не будет».
Подозреваемый в создании бомб Асири уже может радоваться новому крупному успеху. После попытки теракта в Детройте в 2009 году в аэропортах многих странах внедряются сканеры, просвечивающие пассажиров до самой кожи.
А после недавнего происшествия с йеменскими бомбами будет много перемен и в сфере грузоперевозок. Получается, что для «Аль-Каиды» даже и не так важно, взорвались ли на самом деле посылки с бомбами.
Матиас Гебауэр, Йон Гётц, Петер Мюллер, Яссин Мушарбаш, Бритта Зандберг, Хольгер Штарк, Фольхард Виндфур. Перевод: Андрей Батрак, ШТЕРН / ПРОФИЛЬ
Tweet