Спам умер? Да здравствует спам!
В марте этого года после трёх лет заключения был досрочно освобождён американец Роберт Алан Соловэй (Robert Soloway), своего рода гений криминальной интернет-коммерции. Соловэя прозвали Королём спама: он был одним из пионеров массовых интернет-рассылок и буквально купался в деньгах на заре спам-индустрии, в середине 90-х.
Однако на скамью подсудимых попал, собрав пёстрый букет обвинений от вымогательства и кражи личности до мошеннических действий и неуплаты налогов.
Биография Роба Соловэя без сомнений однажды станет основой кинохита. Он начал карьеру спамера тинейджером, отправил триллионы писем с домашней PC и заработал миллионы долларов. За почтовые подвиги пришлось, правда, отсидеть, но такого рода детали только добавляют героям привлекательности (фото Wired)
Что заставило его выйти за пределы сравнительно безобидного электронно-почтового бизнеса и пуститься «во все тяжкие»? По собственным словам Роберта, если бы он начинал карьеру сегодня, то не стал бы тратить и время на спам — ещё пять лет назад ставший невыгодным.
За последние дни его авторитетное мнение подтверждено несколькими крупными исследователями, нарисовавшими приятную сердцу каждого сетянина картину: масштабы спамерской деятельности резко уменьшились, по причинам в основном экономического характера.
Цифры, опубликованные Cisco, Symantec, McAfee и Spamhaus на первый взгляд ужасны. Доля спама в общем объёме ежесуточной электронно-почтовой корреспонденции на планете составляет сейчас около 80%. Примерно 40 миллиардов несанкционированных рекламных сообщений оседает каждые сутки на фильтрах интернет-провайдеров, операторов почтовых служб и в ящиках рядовых пользователей Сети.
Наиболее остро проблема стоит в Саудовской Аравии и России, вслед за которыми идут США, Канада, Великобритания. Россия и Украина делят также первое место по количеству самых активных спамеров. Но всё познаётся в сравнении. Только представьте, что ещё год назад мир был вынужден переваривать ежесуточно по 300 миллиардов спам-единиц!
Эксперты называют несколько причин ослабления спам-активности. На первом месте стоит совершенство фильтров, обойти которые (и Соловэй с этим согласен) трудно или невозможно. Вторая причина кроется в уничтожении крупнейших, включавших сотни тысяч персоналок, бот-сетей, посредством которых действуют современные спамеры (бот-сети составляются из инфицированных вирусами PC, владельцы которых как правило ни о чём не подозревают).
С ней непосредственно связана и причина номер три: законодательная поддержка антиспамерских операций, имеющаяся теперь во всех развитых странах. Как результат, наиболее масштабные спам-проекты закрыты или обезглавлены (Rustock, Spamit), новые не появляются, а существующие (Bagle) в разы снизили масштаб операций.
Электронная почта официально по-прежнему остаётся самым популярным из цифровых инструментов. Ею пользуются свыше 80% сетян во всех возрастных группах. Однако перечисленные выше сложности плюс растущая роль социальных сетей и интернет-пейджинга, увеличение времени, проводимого сетянами за чистым веб-сёрфингом, провоцируют смещение приоритетов. Выросший на ниве e-mail, спам осваивает смежные территории.
Часть приёмов давно известна, но ещё не утратила эффективности. К ним относится, например, проникновение в верхние строчки результатов работы интернет-поисковиков. Комбинируя методы поисковой оптимизации с массовой публикацией ссылок в комментариях к блогам, спамеры обеспечивают нужным веб-ресурсам внимание публики. По данным Barracuda Networks, только за последние полгода число таких спам-страниц в индексных базах поисковых машин удвоилось.
Но тяжелей всего приходится социальным сетям. Посмотрите на любой популярный топик в Twitter: две трети сообщений произведены пользователями, замаскированными под симпатичных особей женского пола, и при ближайшем рассмотрении оказываются ничем иным как рекламой. Спам отправляют и под видом «сообщений от друзей», используя захваченные аккаунты (пароли крадутся вирусами).
Двенадцать месяцев из жизни спам-индустрии. Резкие провалы совпадают по времени с уничтожением крупных спам-проектов: бот-сетей и посреднических предприятий
Здесь же проявляются и принципиально новые виды несанкционированных рассылок. Так пару дней назад действия администрации Facebook вызвали бурю возмущений со стороны пользователей и разработчиков приложений, использующих API этой социальной сети. Facebook без предупреждения отключила десятки программ, в основном небольших, имеющих всего несколько тысяч пользователей.
Причина, как выяснилось, связана с всплеском application-спама: некоторые приложения пользуются предоставленным им доступом к социальным функциям для назойливой рекламы. В ответ Facebook реализовала автоматическую блокировку приложений с большим процентом негативных откликов, а под горячую руку попали и вполне полезные разработки (KIPI, GoodReads, Social Interview и др.).
Вынужденные включить фантазию, спамеры абстрагируются от электронной почты, расширяя свою деятельность на всё новое, интересное большинству. Так экспансия смартфонов привела к тому, что две трети владельцев мобильных телефонов уже столкнулись с нежелательной рекламой (данные Cloudmark). А читатели цифровых книг вынуждены бороться со спамакулатурщиками (см. «Как пишут десять книг в день…»).
Но и антиспамеры заняты тем же: к примеру, основанный выходцами из Yahoo! стартап Impermium трудится над универсальным веб-сервисом, который сможет определять спам-сущность любого абстрактного цифрового объекта.
Будущее без сомнения откроет для спамеров новые возможности. Чего стоит одна только миграция на IPv6, теоретически, позволяющая лучше маскировать бот-сети. Но большинство экспертов уверены, что эпоха массовых рассылок пройдена. Завтрашний день — это мошеннические кампании с прицелом на небольшую аудиторию, участников которой обманом склоняют к покупкам, либо выманивают у них ценные сведения личного характера.
Скромное количество жертв компенсируется повышенной финансовой отдачей: персонализированные атаки способны принести десятикратно больше грубых почтовых бомбардировок. Спам-фильтры тут не спасают, да и особых сетевых мощностей не требуется. Неудивительно, что только за последние двенадцать месяцев число таких атак выросло втрое.
Что до Соловэя, ищите его в социальных сетях. В интервью Wired, сразу после освобождения, он сказал, что никогда не был на Фейсбуке, но слышал, что это клёво..
Автор: Евгений Золотов, iBusiness
Tweet