ДЕЛО «ОБОРОТНЕЙ». КТО «ЗАКАЗАЛ» ГЕЛЬФАНДА?
Дело о похищении и убийстве бизнесмена Михаила Гельфанда стоит особняком в списке деяний банды «оборотней», о которой мы продолжаем рассказывать. Должны признать, что наши данные по «Делу Гельфанда» значительно разнятся с официальной информацией следствия, которая последовательно отражается на страницах украинской прессы. Также мы еще раз подчеркнем: все вышеизложенное не могло быть в достаточной мере проверено автором – в виду разных причин. Тем не менее, все что будет изложено ниже, по нашему мнению может служить веским основанием для отработки еще одной – приоритетной – версии в расследовании дела об убийстве бизнесмена Гельфанда. Также, надеемся, это поможет следствию четче представить: что представляла банда «оборотней» и какие роли исполняли ее отдельные участники.38-летний киевлянин Михаил Гельфанд делал успешный туристический бизнес, его турфирма, что на углу улиц Коцюбинского и Хмельницкого процветала, он являлся совладельцем элитного спортклуба. Его родители, их дети и жена Михаила перебрались на жительство в Германию. Сам Михаил продолжал заниматься бизнесом в Украине, поддерживая контакты с родней, часто наезжая в гости. Его бросились искать через три дня после пропажи: тот имел привычку каждый день звонить в Германию, беспокоился о здоровье отца-инвалида. И вдруг –как отрезало. Обзвон друзей не прояснил ситуацию. Это случилось 31 августа 2000 года. Уже в декабре милиция якобы задержала убийцу. Месяц назад останки Гельфанда были захоронены. Но по сей день следствие не может связанно объяснить многочисленные противоречия этого запутанного дела.
Так, похитители почему-то вернули документы и недешевый джип-мерседес (он достался киднепперам вместе с его владельцем Гельфандом), потребовав всего лишь 15.000 долларов выкупа. Следователи удивляются: даже похищая куда менее успешных предпринимателей, члены банды требовали отнюдь не столь «скромные» суммы. Они для чего-то дали родственникам номер банковского счета, на который следовало перечислить деньги. Но это гарантировало им провал: при получении денег злоумышленников наверняка бы взяли. Что удивительно вдвойне: члены банды прекрасно знали, как избежать встречи с милицией и не могли не предвидеть, что им не дадут снять деньги со счета. Но денег они снимать не стали, а поменяли условия, предложив весьма безопасный для себя вариант. Но дело даже не в этом: денег наверняка могли требовать больше, а главное – не следовало убивать бизнесмена.
Повторимся: следствие ответов на эти «непонятки» не дает. Зато многое, если не все разъясняет версия событий, которую выдвигает наш источник. Из этических и иных соображений мы не можем называть некоторые фамилии и обстоятельства этого дела, но – «понимающему достаточно».
Итак, из имеющейся в нашем распоряжении информации, заказ на убийство (именно убийство, но отнюдь не похищение с целью выкупа) поступил от группы товарищей. Да-да именно товарищей и… не только. Здесь мы умолкаем – по упомянутым выше причинам. Преследовались две цели: завладение бизнесом Гельфанда и значительной страховой суммой. Заказчики авансом выплатили «гонорар» Олегу Свердлову, который по имеющимся у нас сведениям, являлся фактическим руководителем «оборотней». Как оговаривалось, все должно было выглядеть тривиальным похищением с целью выкупа.
Рядовые исполнители ничего не знали о конечной цели заказчиков. Свердлов сообщил членам банды, что Гельфанд задолжал деньги его знакомому. Посему следует действовать по отработанной схеме: провести похищение под видом задержания сотрудниками милиции, а далее – вымогать возвращение долга.
Первый этап прошел без сучка-без задоринки. Гельфанда задержали «сотрудники милиции» на Подоле, около дома, где проживает некая певица. С этой дамой у бизнесмена складывались близкие отношения, он якобы даже собирался разводиться с проживающей в Германии супругой Светланой.
По прошествии некоторого времени Свердлов, осуществлявший непосредственное руководство операцией, сообщил подельникам, что получить деньги не представляется возможным, посему заложника следует убрать. Убийство было поручено члену банды наркоману и киллеру Юрию Нестерову, что тот и сделал, получив за «работу» деньги.
На деньги, полученные за убийство Гельфанда, Свердлов приобрел новый дом в Броварах и квартиру в Москве, намереваясь выехать из России в Германию. По задумке Свердлова (и заказчиков?), этим убийством беды семейства Гельфандов не должны были закончиться. Свердлов планировал продолжить вымогательство денег у родителей Гельфанда за убитого к тому времени сына. Причем, он надеялся на содействие в этой операции Нестерова, у которого в Германии был свой весьма оригинальный бизнес (об этом мы расскажем позже).
Родители, естественно, не на шутку встревожились. Но, по-началу им не говорили правду, о произошедшем узнала супруга Светлана, которая уже через несколько дней была в Киеве и начала затяжные переговоры с похитителями. Когда страшная весть докатилась до родителей, они вышли на тогдашнее руководство УБОПа. По некоторым сведениям, для «активиации» деятельности УБОПовцев, руководству была плачена внушительная сумма. Очевидно, это принесло некоторый результат. Так, в декабре 2000 года сотрудники УБОПа задержали жителя Броваров Радченко. Но, поскольку не все жители Броваров входили в банду Свердлова, этот человек оказался совершенно «не при делах». Но доблестному УБОПу нужен был результат. И они его «сделали». Получение признательных показаний сопровождалось, как это нынче принято в милиции, жестокими избиениями (у Радченко даже была сломана нога – не иначе, как поскользнулся в камере на банановой очистке). Администрации СИЗО №13 следует проследить, чтобы в камере № 260, где содержится Радченко впредь на полу не валялся мусор, дабы с Радченко не приключилось еще одного, не дай бог – летального, падения.
Задержание Радченко несказанно обрадовало Гайдая и Свердлова. Они надеялись, что следствие, увлеченное ошибочной версией, никогда не выйдет на истинных организаторов и исполнителей страшного заказа. Но их мечтам не суждено было осуществиться. В действительности, дело Гельфанда стало началом конца банды «оборотней». Впрочем, не всех. После убийства Гельфанда Свердлов распустил банду и съехал в Москву. Позже он был задержан и помещен в СИЗО СБУ. В ходе следствия Свердлов идет на все, дабы предстать в глазах следствия в роли рядового бойца банды.
К слову, в 1998 году Свердлов проходил по уголовному делу, которое расследовало Ленинградское РУВД Киева. Его арестовали, он оказался в изоляторе, но вскоре счастливо освободился. По некоторым сведениям, это случилось после выплаты «отступного» следователям городской прокуратуры. Дело было необоснованно закрыто. Эта блестящая операция была проведена не без содействия уже знакомого нам следователя ГУВД Киева Василия Гайдая.
Сегодня Гайдай и Свердлов лелеют надежду, что им удастся проделать тот же трюк и на этот раз. Правда, вряд ли в этом случае речь может идти об освобождении. Но если им удастся убедить следователей, что они лишь исполнители-«невинные жертвы», попавшие под влияние лидеров, то это с большой долей вероятности поможет им получить вместо пожизненного заключения 15 лет лишения свободы. А чтобы членам следственной группы легче было усвоить их версию распределения ролей в банде, близкие Свердлова и Гайдая ищут финансовые и иные подходы к следователям.
Продолжение следует
Суши Камикадзе, специально для «УК»