ООН загнали в тупик сексуальной морали
По стандартам Запада нет хуже преступления, чем дружба солдата с девушкой – а вдруг она отдается ему за банку консервов? А вдруг она напугана его формой или болтающимся сбоку автоматом? И, вообще, – зачем они туда приехали – оберегать местное население или заниматься с ним сексом? Первое в принципе исключает второе, ибо последнее – не что иное как «сексуальная эксплуатация».
Карающая длань западного общественного мнения
Я уже писал в «Часкоре» в связи с делом Стросс-Кана о кардинальной смене парадигм сексуальной морали на Западе. Непонимание и недоучет новых реалий в этой сфере могут вести порой к трагическим последствиям. Случай с российскими сотрудниками авиакомпаний – из их числа.
Как сообщают информационные агентства, «ООН временно заморозила контракты с двумя российскими авиакомпаниями («Ютэйр» и «Нефтеюганский объединённый авиаотряд»), сотрудников которых обвиняют в изнасилованиях. Об этом сказал представитель Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ) Организации Объединенных Наций. Авиакомпании осуществляли авиаперевозки для миротворческих миссий ООН в Судане и Демократической Республике Конго.
Выдвинуты «чрезвычайно серьезные обвинения» и как итог – «сотрудничество с двумя российскими авиакомпаниями приостановлено, а сотрудники, обвиняемые в преступлениях, уволены и отстранены от дальнейшего участия в любых миссиях ООН». Ооновцы напомнили, что «в целях предотвращения участия персонала ООН в сексуальной эксплуатации и злоупотреблениях проводится независимый контроль за компаниями, сотрудничающими с ООН».
Успели высказаться по ситуации и американцы – заместитель посланника США в ООН Джо Торселла, заверил Рейтер, что «любой случай сексуальной эксплуатации и злоупотреблений в миротворческих миссиях ООН является неприемлемым». Информагентства разъясняют, что «миссии ООН по поддержанию мира в последние годы столкнулись с большим количеством обвинений в сексуальных преступлениях в адрес своих сотрудников, работающих в зонах конфликтов».
Тушить конфликты в Африке набирают «голубые каски» из Бангладеш, Пакистана и т.п. подобных стран, граждане которых рассматривают миротворческий тур как возможность заработать серьезные,по тамошним меркам, деньги. Западные государства на Черный континент своих солдат не посылают – платить им надо много, а общественность не поддержит участие своих войск в неопределенно долгих миссиях, да еще, не дай Бог, с жертвами. Азиатские же правительства не столь щепетильны и довольны, что их солдаты гастарбайтерствуют в Африке, зарабатывая денежку не только себе, но и государству.
Но миротворцы из Третьего мира несут с собой вполне традиционную мораль – Третьего же мира. Мораль эта вековая, не ведающая о революционных скачках и сменах парадигм в западной этике. Однако высшие ооновские чиновники руководствуются именно последней, или, по крайней мере,зависят от мнения людей, ее придерживающихся. В результате происходит столкновение двух этносов – традиционно-консервативного и политкорректно-модернистского.
Бангладешские и пакистанские солдаты из «голубых касок» ведут себя также, как вели солдаты на протяжении столетий и даже тысячелетий – дружат с местными девчонками, пользуются услугами туземных проституток. Более того, приезжая в Конго или Южный Судан из исламской среды, где «дружить с девчонкой» нельзя, а можно только жениться, они особенно ценят и наслаждаются прежде недоступной свободой отношений с противоположным полом.
И вот тут-то их настигает карающая рука западного общественного мнения, формируемого самыми разными правозащитными, феминистскими и тому подобными группами. По их стандартам нет хуже преступления, чем дружба солдата с девушкой – а вдруг она отдается ему за банку консервов? А вдруг она напугана его формой или болтающимся сбоку автоматом? И, вообще, – зачем они туда приехали – оберегать местное население или заниматься с ним сексом? Первое в принципе исключает второе, ибо последнее – не что иное как «сексуальная эксплуатация».
В этом смысле отношения между миротворцами и населением аналогичны отношениям между полицией и гражданами, между учителем и учениками и т.п. Секс однозначно трактуется не как нечто радостное и приятно волнующее в отношениях между мужчиной и женщиной, а априорно рассматривается с подозрением, как несущее угрозу, вызывающее беспокойство и страх. Все точь-в-точь как средневековых монастырях.
Поэтому ооновцы срочно занялись переписыванием инструкций и требований для «голубых касок». Если еще лет пятнадцать назад ооновский персонал в Камбодже обязывали использовать презервативы при употреблении местных проституток, то сегодня каждый военнослужащий миротворческих частей Организации Объединенных Наций дает письменное обязательство перед отправлением в горячую или остывающую точку, не вступать в сексуальные контакты с местным населением.
Решение гениальное по своей простоте, нет секса – нет и проблем, чем-то напоминающее запрет в советской армии купаться солдатам в речке – вдруг утонет кто-нибудь, а командиру – по шее. Для несогласных ООН в своей инструкции прямо разъясняет – «если вас не устраивают наши требования, вы можете искать счастья в другом месте». Относительно Африки антисексуальность объясняется еще и тем, что во время двух гражданских войн в Конго за последние пятнадцать лет было изнасиловано (не миротворцами) до двух миллионов женщин, и тема эта особенно болезненна в этом регионе, плюс не забудем про панфариканскую эпидемию СПИДа.
Но вернемся к россиянам. Для большинства из них происходящие на Западе процессы в сфере сексуальной морали – нечто совершенно далекое и абстрактное. Актуальности новой парадигмы межполовых отношений потому многие еще не понимают, и не удивительно, что с ним приключаются казусы, подобные вышеупомянутому.
Термин «культура изнасилования» вызывает у столкнувшихся с ним шоковую реакцию, что, наверное, соответствует сути того явления, которое он обозначает. Это прямая калька с английского: rape culture — явление, уже давно и часто описываемое в западном феминизме. Он используется в рамках гендерных исследований для описания культуры, в которой распространены изнасилование и другие формы сексуального насилия (обычно против женщин) и в которой преобладают мировоззрение, нормы, практики и подача материалов в СМИ, которые нормализуют, оправдывают или поощряют сексуальное насилие. Предположительно термин появился сначала в форме «культура, поддерживающая насилие» в книге Сьюзен Браунмиллер «Против нашей воли: мужчины, женщины и насилие» (1975).
Что особенно интересно, попадаются не только простые соотечественники типа рядовых сотрудников авиакомпаний, подрядившиеся работать в тропической жаре и малярии, чтобы наколымить для семьи. Возьмем беднягу Прохорова – миллиардер на честно заработанные деньги привез девушек в куршевельское шале. Все по-честному, и в России всем понятно – для чего иначе зарабатывать, как не для того, чтобы потом спускать на прекрасных дам?
Но на Западе, особливо в США, миллиардер обязан подавать пример – быть беспредельно верным жене, или, за отсутствием таковой, своей постоянной подружке. Промискуитет беспощадно преследуется и осуждается, тем более в исполнении богатых людей. Вспомним Тайгера Вудса, казалось бы – молодой еще мужик, симпатичный, фантастически популярный спортсмен, к тому же заработавший миллиард зеленых своим собственным горбом.
Такому только надо успевать обслуживать женщин, стекающихся к нему на славу и громкое имя. Но нет – бедного мужика затравили, разорвали с ним все контракты, подвергли самому настоящему «моббингу» через СМИ, сломали в итоге, заставив, подобно Галилею, выступить перед инквизицией телекамер со слезливым покаянием.
Брак его с какой-то шведкой с подиума это, конечно, не спасло, но Вудс сыграл по принятым правилам, и в итоге его «помиловали», и он вернулся к участию в турнирах. Случай же Прохорова усугубила явная коммерческая составляющая в мотивации его эскорта. Любое соприкосновение денег и секса, власти и секса (как раз на днях президента Израиля Моше Кацава отправили в тюрьму) воспринимается на Западе особенно подозрительно, и рассматривается через лупу.
Что касается наших сотрудников авиакомпаний, то, скорее всего, они вели себя в Африке, как вели бы себя при командировке в какой-нибудь российский регион. «Девчонки, давайте познакомимся», «а зайдем к нам в номерок, пивка попьем», шуры-муры и т.п. Но не учли, что «здесь вам не тут» и такие номера тут не прокатывают либо прокатывают со скрипом. Вряд ли они хватали на улице африканок и тащили их насиловать под кусты.
Разница между современным западным «изнасилованием» и тем, что под «изнасилованием» понимают в России – велика. А поскольку в делах, связанных с сексуальным домогательством истину найти сложновато, и все сомнения толкуются в пользу предполагаемой жертвы, то совет российским специалистам, отправляющимся в командировку будет такой же как и голубым каскам – не вступайте в сексуальные отношения вообще. Возможно, вскоре это будет прописываться в контрактах.
Увы, но не мир идет к нам, а мы – к миру, и потому приходится приспосабливаться. Совет Макаревича не прогибаться под его изменчивость не подойдет. Западный мир стремительно движется в сторону тотальной асексуальности. Можно смело сказать, что викторианские нравы XIX века кажутся весьма вольными на фоне современных строгостей. Однако этого почему-то не понимают в России даже те, кто часто бывает за рубежом. Взять того же Виктор Шендеровича, упомянутого в предыдущих текстах. Вроде бы он призывает к американским стандартам поведения и жизни, но не отдает себе отчет, что в США на его карьере давным-давно был бы поставлен жирный крест. Его жизнелюбие моментально вступило бы в конфликт с тамошней пуританской моралью.
Вспоминается рассказ на одном из форумов российской дамы, живущей в Исландии. В порту Рейкьявика ей повстречались наши матросики, которых отпустили на берег после долгого плавания и они искали «веселый дом». Россиянке пришлось разочаровать морячков – в Исландии проституция запрещена. При всей ее феминизации, которой она пропиталась на ледяном острове, она честно призналось, что парней ей было искренне жаль. Но в ООН с такими проблемами – лучше не обращаться. Жалеть не будут.
Автор: Максим Артемьев, Частный корреспондент
Tweet