Об этом в интервью «
Преступности.НЕТ» рассказал известный в Николаеве адвокат Владимир Тимошин, который представляет интересы родных умерших, у которых были изъяты биоматериалы.
– Умирает человек. Первое, что делают близкие, – звонят по телефону «103». Практически одновременно, а в некоторых случаях и раньше, с бригадой скорой помощи прибывает представитель Бюро ритуальных услуг, назовём его «Агент». Бригада скорой помощи фиксирует факт смерти и уезжает. «Агент» поясняет, что необходимо трупп доставить в СМЭ для производства вскрытия и «Агент» берёт это на себя. Далее приезжает машина, трупп отвозят в СМЭ, а «Агент» с близкими едет в своё бюро, где помогает выбрать гроб и всё необходимое для похорон, – рассказал Владимир Тимошин.
– Затем, вместе с родственниками, едут на кладбище, где предлагается несколько вариантов мест захоронения. Естественно, «старается во всём помочь» и организовать похороны «в лучшем виде». Войдя в полное доверие к убитым горем родным покойного, предлагает проехать в СМЭ, т.к. якобы об этом очень сильно просил заведующий моргом, – описал схему адвокат потерпевших.
В морге родных умершего «психологически обрабатывают», рассказывая, что в анатомических материалах умершего нуждается больной ребенок или еще кто-то. Зачастую такое психологическое воздействие склоняло людей давать согласие на изъятие биологических материалов и подписывать необходимые документы.
– По прибытию в бюро СМЭ происходит психологическая обработка родных умершего. Тут несколько вариантов. Например, сообщают, что в ожоговом отделении находится грудной ребёнок, которому срочно нужна помощь в виде биоимплантантов, которые изготавливаются из сухожилья умершего человека. Поэтому есть необходимость извлечь фрагмент сухожилия, который возьмётся из-под колена умершего. Всё это будет сделано аккуратно. Что на всё это будет благословение священника. Что этим вы поможете выжить ребёнку (в других случаях говорили о ребёнке, который болен детским церебральным параличом). Некоторые люди, входя в положение, с целью оказания помощи больному ребёнку соглашались на это. В этом случае, тут же им предлагалось поставить подпись на бланке «Згода на взяття анатомічних утворень, тканин, їх компонентів та фрагментів». Нужно сказать, что этот бланк разработан МОЗ Украины и является дополнением №1 к «Інструкції щодо вилучення анатомічних утворень, тканин, їх компонентів та фрагментів у донора-трупа», – пояснил Владимир Тимошин.
– Люди были шокированы, когда после проведенных СБУ мероприятий в СМЭ, предъявили родственникам умерших акты об изъятии анатомических образований, ткани и т.д., в которых зафиксирован перечень изъятого. Выяснилось, что изымался не фрагмент сухожилья, а все суставы (тазобедренные, локтевые, плечевые, голеностопные), хрящи, берцовые кости, все мышцы и сухожилья, перикард (мешочек сердца) и т.д..
Напомним, как сообщалось, в феврале в Николаеве сотрудники Службы безопасности Украины разоблачили «черных трансплантологов».
В свою очередь руководство николаевского областного управления здравоохранения самоустранилось от проблем в областном бюро судебно-медицинской экспертизы.
Примечательно, что официальная позиция областного управления здравоохранения была озвучена не начальником Светланой Хотиной, ни даже, как это часто бывает, ее заместителем Юрием Дячуком. Следовательно, руководство ведомства не посчитало нужным развеять сомнения общественности и СМИ и оправдывается неведением и неосведомленностью в ситуации.