Наказать государство за ямы! Как подать иск и получить компенсацию
На днях в СМИ появилась информация о немногочисленных счастливчиках, сумевших получить компенсацию за плохие дороги. Но главное не это. Куда больше поражает, что за 2012-2013 гг количество подобных исков можно пересчитать по пальцам. Автовладельцев устраивает качество дорого в Украине?
Безусловно, нет. Однако, менталитет украинцев таков, что мало кто хочет доказывать свою правоту через суд и добиваться справедливости. Куда проще действовать по принципу «моя хата з краю…». Вот только на этом краю сегодня оказались все – от владельцев советских ВАЗов до обладателей Бентли.
АвтоПортал не призывает всех без исключения судиться с «дорожниками», но мы считаем своим долгом поведать о том, как получить компенсацию за ямы на дорогах. Ведь мы платим налоги и сборы (причем немалые), поэтому имеем полное право требовать отчета о распоряжении ими – в виде нормальных дорог. Конечно, каждый сейчас подумал, мол, не в нашей стране. Но нет – именно в нашей! Доказать свою правоту можно. Причем для этого вовсе не нужно быть юристом, но определять определенным багажом знаний необходимо.
Сошедший с асфальтом снег
Еще даже не весна, а дороги в Украине – нет. В буквально смысле. Не соврем, если скажем, что подобного в нашей стране еще не было. Достаточно вспомнить одну только Одесскую трассу, превратившуюся в танковый полигон.
На этой трассе стало нормальным явлением, когда на обочине стоят машины на домкратах. Но нередко происходит и так, что автовладельцы не только повреждают колеса, но еще и гнут пороги, повреждают амортизаторы и вообще подвеску. Да и аварии, случившиеся из-за ям, тоже происходят все чаще. А восстановление авто – удовольствие не из дешевых. Как быть?
Независимо от того, влетел в яму только ваш автомобиль или вы зацепили другой автомобиль, объезжая яму, в любом случае это ДТП. Следовательно, если хотите претендовать на компенсацию – нужно действовать строго по закону.
Порядок действий
Итак, вы попали в яму, в результате чего ваш автомобиль получил повреждения. Что делать?
1) Вызвать ГАИ
После попадания в яму лучше сразу остановиться и включить «аварийку»
Это необходимо для фиксации дорожно-транспортного происшествия. Следовательно, ни в коем случае не нужно куда-то отъезжать, перемещать автомобиль . Это важно, поскольку в противном случае смысла вызывать ГАИ не будет. После попадания в яму лучше сразу остановиться, включить «аварийку» и выйти посмотреть на состояние машины. Есть повреждения – установите знак аварийной остановки и ждите ГАИ. Если яма стала причиной ДТП с участием другого (других) автомобиля(ей) – тем более, нельзя перемещать автомобили.
2) Вызвать страховую компанию
Если у вас КАСКО – позвонить в страховую компанию (СК) можно (и нужно) в независимости от серьезности ДТП и количества участников. Цель – зафиксировать факт ДТП. Если у автовладельца есть лишь полис ОСАГО – вызывать СК целесообразно лишь в том случае, если был нанесен ущерб третьим лицам.
3) Оформить ДТП
ГАИ очень редко признает факт некачественного дорожного покрытия
Вот тут нужно быть предельно внимательным и щепетильным. Надо помнить, что сотрудники ГАИ не будут на седьмом небе от счастья из-за того, что вы вызвали их лишь потому, что попали в яму. Да и если вы при этом повредили другой автомобиль – им все равно. Их задача – максимально быстро и просто оформить ДТП. Без вашего участия они, скорее всего, напишут, что вы не выбрали безопасную дистанцию, превысили скорость и вообще нарушили ПДД. Ямы, гололед – их не волнует. Чтобы не стать очередным участником ДТП, который не только не сможет претендовать на компенсацию, но еще может быть оштрафован и лишен водительского удостоверения, нужно четко следовать пункту №4…
4) Замеры ям и указание состояния дорожного полотна
В схеме ДТП нужно указать размеры ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений
В обязательном порядке должно быть указано состояние дорожного покрытия – размеры ямы, отсутствие дорожных знаков и ограждений. Нужно настоять на том, чтобы при вас измерили глубину и ширину ям(ы). Эти данные надо отразить в схеме ДТП или своих пояснениях – для эксперта, который будет восстанавливать истинные причины ДТП. Кроме того, напомните инспектору о ПДД, где сказано «…в случае возникновения опасности для движения или препятствия, которое водитель объективно способен обнаружить…». Ключевое слово здесь «объективно»!
Если ям было слишком много и/или они были залиты водой, да и если это произошло в темное время суток – водитель (то есть вы) никак не мог объективно обнаружить «препятствие», ставшее причиной ДТП. Очень желательным было бы настоять на том, чтобы сотрудник ГАИ указал, что вы, например, не смогли «объективно обнаружить яму по причине…».
Избегайте того, чтобы сотрудник ГАИ указывал в протоколе о несоблюдении вами дистанции, превышении скорости и пр. В 90% случаях ГАИ так и пишет, руководствуясь ПДД. Конечно, непросто убедить инспектора в том, что вы ничего не нарушали, а попросту не могли избежать ДТП из-за плохой дороги. Но все мы знаем, как это можно сделать. Это крайний случай. Сотрудники ГАИ тоже люди и они понимают, что такое патрулировать по ямам. Давите на понимание.
5) Сфотографировать все и вся
Фото- и видеофайлы должны храниться на устройстве, с помощью которого они были сделаны
Не поленитесь сфотографировать поврежденный(е) автомобиль(и) и дефектный участок дороги. Благо, фотокамеры сегодня есть почти во всех мобильных телефонах (да и видеорегистраторы могут сыграть важную роль).
Тем более, что пока приедет ГАИ, времени на фотосессию будет предостаточно. Важно отметить, что ни в коем случать нельзя удалять снимки из телефона/фотоаппарата/видеорегистратора, поскольку в силу нашего законодательства, фото- и видеофайлы имеют силу только в том случае, если демонстрируются с устройства, с помощью которого они были сделаны. Желательно сфотографировать не только авто и ямы крупным планом, но и сделать несколько фото общей картины – чтобы было понятно место. Желательно, чтобы и время съемки было указано. Но это сложно.
Как себя перестраховать, АвтоПорталу рассказал правозащитник и автор книг «100 аргументов против штрафов ГАИ», «Аргументы Караваева против штрафов ГАИ» Владимир Караваев:
«К фотографиям следует приложить акт, в котором указывается дата и место составления, список присутствующих – не менее 3-х человек, дата и места фотографирования, дата и место фотографий, опись изображения, подписи и данные свидетелей».
6) Требовать указания ст. 140 КУоАП
Убедитесь, что в протоколе об административном правонарушении сотрудниками ГАИ указана статья 140. Ключевым в этой статье является ответственность «дорожников» за «нарушение правил, норм и стандартов в содержании дорог, непринятие мер по поводу своевременного запрета или ограничения движения или обозначения на дорогах мест проведения работ».
Для общего развития (вряд ли об этом знает даже треть автовладельцев) ознакомьтесь с нормативами по устранению ям.
Ровность покрытия дорог должна соответствовать следующим требованиям ДСТУ 3587-97:
Категория и группа улиц и дорог |
Повреждение (наличие ям) не более |
Срок ликвидации повреждений, суток, не более |
|
категория |
группа |
||
I |
А |
0,3 (1,5) |
1 (5) |
II |
Б |
0,5 (3,0) |
1 (5) |
III |
В |
1,0 (5,0) |
3 (7) |
IV – V |
Проезды |
3,0 (7,0) |
5 (10) |
|
7) Составить список свидетелей, очевидцев произошедшего, записать их показания
Это нужно для того, чтобы легче было доказать свою правоту в суде. К тому же, было бы излишне оптимистичным предполагать, что сотрудники ГАИ сделают все так, как бы хотелось вам. Так что показания свидетелей лишними не будут. В особенности это касается случая составления заявления об административном правонарушении (об этом ниже)
8) Вызвать собственника дороги
Протокол, составленный на дорожную службу, является основанием для формирования дальнейших исковых требований
По словам Владимира Караваева, после приезда ГАИ, нужно настоять на вызове собственника дороги. Вероятность того, что он оперативно приедет (да и приедет в принципе) невелика. Но этот момент очень важен, хотя задача не из легких.
«Если вы собираетесь возлагать ответственность за ДТП на собственника дороги, добейтесь у сотрудника ГАИ его вызова на место ДТП. Потому что протокол, составленный на дорожную службу, является основанием для формирования дальнейших исковых требований. Это пригодится, если дорожная служба, получив информацию из ГАИ, попытается немедленно устранить недостатки – залатать ямы, установить предупреждающие знаки и т.п. Доказать их вину потом будет достаточно сложно», – рекомендует правозащитник.
Если дождаться собственника дорог не удалось, нужно выяснить, в чьей зоне обслуживания находится тот участок дороги, на котором произошло ДТП.
9) Составить акт обследования участка
Если ответственный за участок дороги таки снизошел и приехал на место ДТП, обязательно настаивайте на составлении акта обследования участка улично-дорожной сети с замерами и схемой. Стойте у него над душой и руководствуйтесь тем, что собственники дорог несут ответственность за создание безопасных условий движения на дорогах, в том числе и уголовную, если дорожно-транспортное событие произошло по их вине.
Можно пригрозить и тем, что за ненадлежащее обслуживание дорог должностных лиц может ждать арест на срок от 5 до 10 дней, а если есть пострадавшие или погибшие – исправительные работы на срок до 2 лет либо ограничение свободы сроком до 5 лет или лишение свободы сроком до 5 лет – ст. 288 Уголовного Кодекса Украины.
10) Составить протокол против собственника дороги
Для Украины практика нераспространенная, поэтому не удивляйтесь, если, услышав подобную просьбу, сотрудник ГАИ очень удивиться. Хотя на самом деле этого его прямая обязанность. Если он откажется (а так, скорее всего, и будет) – действуйте иным методом.
Если ответственный за участок дороги не приехал, а инспектор отказывается составлять протокол против организации, ответственной за состояние дороги, нужно узнать у него ФИО начальника подразделения, в котором этот инспектор работает и верное название самого подразделения. После – составить заявление на это подразделение с просьбой инициировать административное дело против организации, ответственной за состояние дороги.
Возбуждение дела по факту административного правонарушения органами ГАИ
СКАЧАТЬ пример заявления в ГАИ об административном правонарушении
Данное заявление нужно подавать в ГАИ на имя начальника подразделения
Самостоятельное возбуждение дела по факту административного правонарушения
Данный иск нужно подавать по месту регистрации ответчика
Возмещение материального ущерба
СКАЧАТЬ пример «Позовна заява про відшкодування матеріальної шкоди»
Данный иск нужно подавать в суд по месту регистрации ответчика или по месту причинения ущерба
ПРИМЕЧАНИЕ: документы приведены для приблизительного понимания формы, без конкретизации и привязки к какому-то городу, месту и пр.
Общественность и страховщики
АвтоПортал решил выяснить, насколько часто обращаются украинские водители в страховые компании (СК) с просьбами выплатить премии за нанесенный автомобилям ущерб. Как показал опрос восьми СК, очень нечасто. Точнее, почти никогда. И в страховой компании «PZU-Украина» нам объяснили корень проблемы:
«Страховых событий, причиной которых прямо названо некачественное состояние дорог, – очень немного – не более 1-2% из общего количества убытков. Но не потому, что у нас дороги хорошие, а потому, что, как правило, протоколы о ДТП составляет ГАИ. ГАИ очень редко признает факт некачественного дорожного покрытия или ненадлежащим образом обозначенного места дорожных работ. Практически во всех случаях виновен в ДТП водитель ТС, т.к. в ПДД есть пункты, обязывающие его выбрать правильную дистанцию, принять меры для предотвращения, выбрать безопасную скорость и т.д. и т.п. Влетел в яму – значит, быстро ехал и не принял меры. Но для нас, как для страховой компании, причины убытка нашего клиента не имеют особого значения при урегулировании. Если клиент застрахован по соответствующему риску, вовремя заявил об убытке, подал все необходимые документы, – мы всегда выплачиваем. Даже если причиной ДТП стало некачественное дорожное покрытие. Конечно, в случаях, когда в убытке виновна третья сторона, у страховой компании есть возможность предъявить ей регрессный иск. Но получить такую выплату, например, с Автодора, – нереально. В нашей практике есть только несколько таких случаев. По одному из них судебное разбирательство длится с 2010 года».
Сколько может длиться процесс рассмотрения дела действительно предугадать сложно. Точнее, невозможно. Но в любом случае никогда не сдвинуть камень, если не пытаться это делать. И если камень тяжелый, один человек его никогда не сдвинет. Если десять – шансов больше. Если сто – вероятность высока. Если тысяча – очень высока. Разделяют это мнение и активисты "УкрЯмы", которые всячески проявляют гражданскую активность, считая, что ямы на дорогах дело не только правительства, но и рядовых граждан.
Если же заниматься разглагольствованием и обвинять всех и вся, сидя на стуле – никогда ничего не изменится. И дороги лучше не станут. Примером того, как общество может влиять на ситуацию, служит горький опыт с эвакуацией и блокираторами при Черновецком. Одни исправно платили штрафы, другие – заполняли бланки об отказе уплачивать мзду. Третьи – судились. Что интересно, в выигрыше были вторые и третьи…
Автор: Алексей Черняк-Самойленко, АвтоПортал
Tweet