Каждый покупатель – потенциальный вор. Россияне ежегодно воруют из магазинов на 4 миллиарда долларов
Подавляющее большинство мелких магазинных краж вообще остаются незамеченными. Между тем ежегодно россияне воруют из магазинов товаров на сумму порядка 4 млрд долларов, и эта сумма продолжает расти.
Недавно Следственное управление СКР по Иркутской области приступило к доследственной проверке в отношении одного из сотрудников полиции, пытавшегося украсть из супермаркета крем для бритья стоимостью 300 рублей. Этот случай скорее всего никогда бы и не стал достоянием общественности, если бы магазинный воришка не пошёл на дело в полицейской форме. Подавляющее большинство мелких магазинных краж вообще остаются незамеченными. А между тем ежегодно россияне воруют из магазинов товаров на сумму порядка 4 млрд долларов, и эта сумма продолжает расти.
Случай в Иркутске можно назвать скорее исключением из сложившейся практики, поскольку, как правило, рассказы о магазинных воришках не попадают не только на страницы СМИ, но даже и в полицейские отчёты. По российскому законодательству за мелкое воровство в магазине ответственность (да и то только административная) наступает, в случае если причинённый ущерб составляет более тысячи рублей. Другими словами, украсть какой-нибудь шоколадный батончик за несколько десятков рублей можно практически безнаказанно.
Другое дело, что в иркутском инциденте главным действующим лицом оказался полицейский, который не только был сильно пьян, но и, очевидно, забыл переодеться после работы, а потому оказался в магазине, что называется, в полном обмундировании. «Сотрудник полиции в форме пытался совершить кражу предметов личной гигиены. Это заметил по монитору охранник магазина, на выходе из торгового зала он остановил полицейского. Стоимость похищенного товара составила около 300 рублей», – говорится в официальном сообщении Следственного управления СКР.
Каждый покупатель – потенциальный вор
Мелкие кражи в магазинах – бич ретейлеров всего мира. Все крупные торговые сети при планировании своих экономических показателей непременно закладывают 1–1,5% на так называемые усушки и утруски. В эти потери, впрочем, входит не только то, что украдут покупатели, но и естественные потери магазинов. Например, просроченный товар, который не успели продать вовремя, или мясные изделия, которые во время рабочего дня на витрине «теряют в весе», поскольку сотрудники магазина должны обновлять срез, дабы колбаса или ветчина постоянно имели товарный вид.
«С точки зрения экономики гипермаркета потери в 1–1,5% – это огромные деньги. Средняя суммарная торговая наценка, например, «Ашана» и «Метро» колеблется в районе 10–12%. То есть собственник магазина разрешает списать одну десятую часть от этой суммы», – комментирует директор по маркетингу мясного бизнес-направления компании «Русагро» Сергей Лищук.
На практике, впрочем, российским ретейлерам далеко не всегда удаётся уложиться в отведённые проценты потерь. Оно и неудивительно: наша страна уверенно входит в «тройку призёров» в мировом рейтинге по воровству в супермаркетах. Два года назад Британский центр исследований в сфере торговли составил соответствующий рейтинг, в котором были представлены данные из 43 стран мира.
Опередить нашу страну удалось только Индии, где на воровство и ошибки персонала списывают 2,38% от объёма продаж. В России этот показатель составил 1,74%. Всего же, как подсчитали исследователи, в 2010 году наши соотечественники украли из магазинов товаров на сумму 4 млрд долларов. При этом, как отмечают эксперты, в последние годы количество магазинных краж постоянно увеличивается – в среднем на 5% в год.
Потенциальным магазинным воришкой, говорят эксперты, на самом деле является чуть ли не каждый потребитель. «Есть такая известная шкала: 10% людей никогда ничего не возьмут и, даже найдя кошелёк с деньгами, собьются с ног, чтобы вернуть его владельцу в цельности и сохранности. Ещё 10% – обратная ситуация, они всегда приворовывали и всегда будут это делать. А вот 80% делают это от случая к случаю, повинуясь каким-то, только им известным внутренним импульсам. Причём никакой зависимости от материальной нужды человека здесь нет», – рассказывает Сергей Лищук.
Неравноценный обмен
Чуть ли не самой многочисленной группой магазинных воров ретейлеры считают наркоманов. Возможность украсть что-либо из магазина, с тем чтобы потом перепродать, для них самый лёгкий и быстрый способ получить деньги на очередную дозу. Соответственно красть они предпочитают, с одной стороны, самые ликвидные товары, с другой – те, которые можно легко спрятать и незаметно вынести. Это могут быть, например, кассеты для бритья, кофе и т.п.
Другая категория – люди, которые целенаправленно воруют понравившиеся им вещи. «Страшный бич большинства гипермаркетов – это ботинки. Берёт человек с полки ботинки, примеряет, а в коробку потом кладёт свои старые. Качество камер слежения зачастую не позволяет рассмотреть, какую именно пару обуви потребитель положил обратно в коробку. А магнитную защиту такие «профессионалы» давно уже научились быстро сдирать с помощью приносимых с собой нехитрых инструментов», – рассказал «Нашей Версии» на условиях анонимности один из бывших сотрудников крупной российской торговой сети.
В отдельную категорию выделяются также дети. Для многих воровство в магазине – это как некая игра, способ получить бесплатные товары. Воруют они обычно по мелочи: жвачки, глазированные сырки, кондитерские изделия и т.п. Интересно заметить, что существует небольшой процент потребителей (дети, кстати, в их числе), которые иногда совершенно искренне забывают заплатить за товар, который они машинально положили не в тележку, а сразу к себе в сумку или в карман. Правда, таких забывчивых обычно немного – не более 1% среди всех магазинных воришек.
Впрочем, помимо покупателей весьма активно «обчищают» прилавки и сами сотрудники магазина. Для воровства по-крупному даже создаются целые группировки. Это могут быть, например, сообщества из представителей поставщиков, людей, занимающихся приёмкой товара, и сотрудников службы безопасности или консультантов в торговом зале.
Схема проста: при приёмке продукции в накладной заведомо занижается количество привезённого товара, который потом реализуется в магазине по неучтённым схемам. Если в группе состоит представитель поставщика, то количество привезённого товара, напротив, может оказаться больше – поставщик соответственно имеет связи на предприятии-производителе, а сотрудники магазина просто реализуют доставшуюся продукцию «мимо кассы».
«Это целая карусель, и организуется она не быстро – где-то два-три года нужно, чтобы подобрать людей в такую группу. У нас как-то был такой случай – восемь сотрудников магазина сначала занижали количество полученного товара, а потом реализовывали образовавшиеся излишки. Координировались они в основном по ночам, поэтому выявить их было нелегко. В итоге, правда, благодаря прослушиванию их разговоров нам удалось их накрыть и передать дело в правоохранительные органы», – рассказывает наш собеседник.
Воровство в магазине – экономически выгодно
Впрочем, такие организованные группы – крайний случай. Обычно сотрудники магазинов воруют, что называется, каждый «на своём участке». Например, кассиры часто приглашают своих знакомых за покупками: при сканировании товара на кассе они закрывают рукой штрихкод – на камере слежения видно, что товар вроде как был отсканирован, но в реальности в чек он не попадает.
Работники торговых залов, опять же будучи в сговоре со своими знакомыми, приглашают их приобрести какой-нибудь дорогой товар, на который умышленно приклеивают штрихкод с его более дешёвого аналога. Особенно удобно проделывать такое с телевизорами, стоимость которых в зависимости от модели может отличаться в десятки раз. Кассир при этом едва ли что заподозрит: при сканировании товара в чеке будет написано «телевизор».
«На таких трюках очень сложно поймать. Потому что даже если представить, что потребитель попадёт под подозрение, то предъявить ему будет в итоге всё равно нечего: он ведь честно оплатил товар на кассе. А что штрих- код другой, ну это ведь не его вина», – отмечает наш собеседник.
Во всём ретейле, впрочем, давно уже придумана, казалось бы, универсальная система защиты от воров. В конце года, если магазин не укладывается в отпущенные 1–1,5% «усушек и утрусок», недостающие средства вычитают из зарплаты сотрудников. Причём в этом случае отвечает каждый за свой участок: проблемы с наличностью – виноваты кассиры, недостаток товара – сотрудники торгового зала и т.д. «Правда, несмотря ни на какие штрафы, воровать всё равно выгоднее. Ну, вычтут у них условный рубль из зарплаты. На подворовывании они всё равно заработают больше», – констатирует собеседник «Нашей Версии». Кстати, именно поэтому так и не получила развитие система стукачества: выгоднее присоединиться к вору, нежели «настучать» на него.
Автор: Кира Ремнёва, Наша версия (№ 14)
Tweet