Как владельцам автомобилей пережить зиму без ДТП и поломок
Снег с морозами и гололед привел к росту аварий на дорогах. Как пережить зиму без автоприключений – советы экспертов, статистика, выводы. Опыт показывает, что при правильном подходе большей части зимних сложностей с авто можно избежать.
Автор: Владислав Бовсуновский , «Вести»
Опыт показывает, что при правильном подходе большей части зимних сложностей с авто можно избежать и получать от зимнего вождения исключительно удовольствие, любуясь сквозь лобовое стекло зимней сказкой. Для того чтобы предотвратить проблемы, водитель, во-первых, должен быть настроен на аккуратную езду и знать способы выхода из аварийных ситуаций (тактическая подготовка), во-вторых, технически к зиме должна быть готова машина — это не только зимняя резина и незамерзающий стеклоомыватель, но и набор аксессуаров, которые позволяют выйти из сложных обстоятельств с наименьшими потерями либо вообще без них.
Чтобы выяснить все подробности безопасной и эффективной езды зимой, «Вести» пообщались с автоэкспертами — инструктором по городскому вождению Анатолием Прядченко и автоспортсменом Владимиром Новинским. Эти советы особенно пригодятся тем, кто ездит зимой как по городу, так и по трассе.
НАЧАЛО ДВИЖЕНИЯ: СНИМИТЕ ШАПКУ И СТАРТУЙТЕ СО ВТОРОЙ
Трогаться с места нужно плавно. Фото: А. Бойко, «Вести»
Начнем с наиболее частой ошибки водителей — они одеваются для машины (легкие куртка и обувь), а не для улицы. В случае любой неприятности (например, поломка в пути) ожидание помощи в холодной машине приводит к простудным заболеваниям. Также легко простудиться, если выходить из теплой машины на заправке без верхней одежды (даже на минуточку) или в легкой обуви очищать снег с машины перед стартом. Учтите это перед выходом из дома!
Вторая частая ошибка, которую допускают перед началом движения, — водители ленятся очищать снежную шапку с крыши автомобиля. В результате снег нередко падает на лобовое стекло прямо во время движения и на две-три секунды блокирует обзор.
Третья ошибка состоит в том, что многие водители сразу садятся за руль и резко стартуют с места. В морозы ниже минус 10 градусов это может привести к выходу двигателя из строя (холодное масло не обеспечивает смазку, и происходит сухое трение). Хотя полностью прогревать двигатель современного автомобиля нет смысла (лучше двигаться первый километр с небольшой скоростью), но хотя бы 2–3 минуты мотор на холостых оборотах подержать стоит.
Также резкий старт зимой нередко приводит к мелким ДТП на парковке возле дома: водитель резко нажимает на педаль газа, что приводит к пробуксовке и заносу задней части авто прямо в машину ни в чем не повинного соседа. Поэтому все движения должны быть плавными. На авто с механикой есть смысл стартовать со второй передачи, а на машине с автоматом — в спецрежиме (зимняя передача).
ПЕРВЫЕ КИЛОМЕТРЫ: УСТРОЙТЕ ДОРОГЕ ТОРМОЗ-ТЕСТ
Соблюдайте безопасную дистанцию. Фото: И. Шаповалов, «Вести»
Прежде чем выезжать на дорогу общего пользования в эти дни, водителю есть смысл оценить состояние покрытия под колесами с помощью нехитрого действия — на скорости 5–10 км/час резко дать по тормозам (предварительно нужно убедиться, что рядом нет других машин и пешеходов). Сразу будет понятно, и насколько эффективно работают тормоза в сочетании с колесами, и как будет себя вести авто в том случае, если на дорогу резко выскочит пешеход или авто перед вами внезапно остановится. Если вы видите, что остановочного пути не хватит для того, чтобы предотвратить столкновение, то отпускайте педаль тормоза и пытайтесь объехать препятствие, нажав на педаль газа и за счет движений рулем.
В зависимости от результата и нужно выбирать безопасный скоростной режим, а также дистанцию до впереди идущего автомобиля. Отметим, что все действия с педалями должны быть максимально плавными: резкое нажатие на педаль газа, тормоза или сцепления может спровоцировать занос и потерю контроля над автомобилем независимо от типа привода.
Кроме того, учтите, что водитель автомобиля, который движется за вами, может не успеть остановиться в том случае, если вы резко затормозите, — иногда лучше проскочить на желтый свет, чем получить удар сзади после резкого торможения.
Аналогично и с проездом перекрестков: если загорелся зеленый свет, не стоит резко стартовать, а лучше сделать паузу в одну секунду и оглянуться — а вдруг приближается авто, водитель которого не справился с управлением.
СЛОЖНЫЕ СИТУАЦИИ: СПАСУТ ЛОПАТА, КОВРИКИ И ХИМИЯ
Без лопаты зимой лучше не ездить. Фото: А. Бойко, «Вести»
Одна из наиболее частых зимних проблем, в которую попадают водители, — пробуксовка колес при попытке тронуться с места, когда автомобиль, как ни крути двигатель, — ни туда и ни сюда. В большинстве случаев достаточно попросить прохожих подтолкнуть автомобиль сзади, но если это не помогает, приходится доставать лопату (80–100 грн в строительных магазинах) и откапывать то колесо (или колеса), которое буксует.
В случае со снежным пленом, нужно прокопать для обоих ведущих колес колейки длиной около 50 см. И затем враскачку (рывками нажимая на газ и тут же отпуская ногу с педали газа) выбирайтесь на твердое место. Но если это сделать не удалось, то, скорее всего, машина села днищем на сугроб. Чтобы это проверить, нужно заглянуть под днище, и если просвета нет, копать лопатой до тех пор, пока он появится. В особо сложных случаях для того, чтобы освободить машину от снега, водители поддомкрачивают по очереди ведущие колеса и копают под ними.
Чтобы освободить машину из ледяного плена, достаточно просто подложить под колеса коврики из салона. Кроме того, сейчас в магазинах продаются мешочки с реагентом (50 грн): чтобы растопить лед, достаточно высыпать химическое вещество под колеса машины, а затем тронуться с места. Также есть смысл приобрести специальные резиновые подкладки-ленты с шипами на одной стороне (60–70 грн). Их подкладывают под колеса, чтобы тронуться с места. Для сельских (сильно заснеженных) или горных дорог есть смысл купить цепи на колеса (400–800 грн). Но учтите, что скорость на них не должна превышать 30–40 км/час.
ОШИБКИ ПРИ ПАРКОВКЕ: ОСТАВЛЯЙТЕ МЕСТО ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ
Для пешеходов нужно два метра. Фото: А. Бойко, «Вести»
Множество ДТП зимой возникает из-за ошибок при парковке автомобиля, причем обычно виновник уезжает с места аварии. Так, некоторые водители умудряются поставить авто таким образом, что для проезда между ними и бровкой приходится протискиваться, что не проблема летом, но в гололед авто может понести. Или из соображений личного удобства преграждают путь пешеходам (занимают тротуар), которые при попытке обойти скользят и падают на машину — в этом случае автомобиль легко может стать жертвой акта мести. Напомним, что, согласно ПДД, ставить машину нужно таким образом, чтобы для свободного прохода пешеходов оставалось два метра (хотя бы один метр нужно оставлять).
Еще одно частое нарушение — поставить машину перед выездом из двора на Т-образном перекрестке (согласно ПДД, нельзя ставить машину ближе чем за 10 м до перекрестка либо выезда из двора). В результате водитель выезжающего авто, которому нужно повернуть налево, не видит встречного транспорта, а водители авто, которые движутся по главной дороге, не видят тех, кто выезжает из двора. Если вы выезжаете, то лучше не рисковать с разворотом через 2–3 полосы налево, а повернуть направо и развернуться в безопасном месте (обычно крюк составляет не более 200–300 метров), чем рисковать.
И наконец, часто мелкие, но дорогие с точки зрения кузовного ремонта аварии происходят в том случае, если водители ставят машину на углу крутого поворота и внизу ледяного спуска (пусть даже и небольшого — с уклоном до 10–15 градусов).
СЕКРЕТЫ ЗАПУСКА МОТОРА В МОРОЗ
Нельзя крутить стартер дольше 5–10 секунд — сядет аккумулятор
Наиболее частая проблема при температуре ниже минус 10 градусов — двигатель отказывается заводиться. «Вести» подготовили алгоритм запуска за три шага.
Шаг 1. Прежде чем пытаться проворачивать ключ, включите фары — это даст возможность аккумуляторной батарее (АКБ) «проснуться». Через 2–3 секунды после этого потушите все источники питания (фары, магнитолу, обогреватель стекла и сидений), выжмите педаль сцепления (на авто с механической КПП) и пробуйте завестись.
Шаг 2. Нельзя крутить стартер (удерживать ключ в положении III) дольше 5–10 секунд, так как это приведет к тому, что сядет аккумулятор. Лучше произвести три-четыре 5-секундные попытки с интервалом в 15–20 секунд. Если авто после этого не завелось, нужно искать причину. Чаще всего проблема — в слабой АКБ (срок службы — 5 лет).
Шаг 3. Если на авто механическая коробка передач, несмотря на состояние АКБ машину можно завести с толкача (попросить кого-то толкнуть авто сзади и на скорости 10–15 км/час включить вторую передачу) либо попросить кого-то из соседей «прикурить»: аккумулятор авто-донора и своего соединяются с помощью проводов-крокодилов (150 грн) по цвету, после чего на зарядку нужно 15–20 минут (донор работает на холостых оборотах). Вторая частая причина того, что машина не заводится, — старые свечи, которые нужно заменить (400 грн). Если не помогло, авто нужно тянуть на СТО.
АВАРИЙНОСТЬ ИЗ-ЗА НЕПОГОДЫ ВЫРОСЛА В НЕСКОЛЬКО РАЗ
За последние несколько дней в Украине выросло количество аварий с тяжелыми последствиями, сообщает Госслужба по чрезвычайным ситуациям. Так, если неделю назад (2–5 декабря) на дорогах страны в сутки происходило в среднем 60 ДТП с пострадавшими, то с началом снегопадов количество кровавых аварий увеличилось до 80–90 в сутки. Причем 10 декабря на дорогах погиб 21 человек, тогда как 5 декабря эта цифра была в 4 раза ниже. Непосредственно в столице 10 декабря произошли 170 ДТП, многие из которых были цепочными (из 10–12 машин).
ДОРОГИ ПРЕВРАТЯТСЯ В КАТОК
Как предупреждают синоптики, в ближайшие дни нас ждет опасное с точки зрения дорожного движения колебание температуры — от 0 градусов днем до 2–5 градусов ниже нуля по Цельсию ночью. То есть снег будет таять и тут же замерзать, превращая дороги в каток. ГАИ Украины уже посоветовала водителям стараться не выезжать в эти дни на дороги, а если другого выхода нет, то соблюдать особую осторожность. Согласно с исследованиями Международного союза автотранспорта, риск попасть в аварию в гололед увеличивается в шесть раз.
Tweet