Путиниана. До крика «а король-то голый» далеко. Но мальчик, который это выкрикнет, уже родился
О Путине поют песни и снимают фильмы…
Автор: Алексей Малашенко, эксперт Московского Центра Карнеги
О Путине поют песни и снимают фильмы. Вспоминается Гимн Брежневу со словами «Спасибо вам, за ваш священный подвиг, товарищ генеральный секретарь». С выходом фильма «Президент» мои ровесники вспомнили кино «Наш Никита Сергеевич», который вместе с мамой мы смотрели в году этак в 1962-м в кинотеатре «Новости дня», что стоял когда-то на Пушкинской площади.
Но вот парадокс: полностью отождествлять «Путиниану» с советизмом я бы не стал.
Путин не Брежнев, к концу жизни, не способный адекватно воспринимать окружающий мир. Путин не Хрущев, который не был уверен во всенародной любви, и в которой он всегда нуждался (у него за спиной всегда дышала партоппозиция).
Путин действительно популярен — его рейтинги зашкаливают за 80 проц. Проводись в советские времена проводились социологические опросы, ни Брежнев, ни Хрущев не получили бы аналогичные результаты. Авторитет Путина имеет три составляющие. Первая – сумасшедшие цены нефть газ, благодаря, которым Россия, «встала с колен»; вторая – неувядаемая потребность российского общества в харизматичном лидере; третья – рискованное до экстравагантности поведение во внешней политике.
Углеводородная составляющая ушла в прошлое, однако она компенсируется спецификой отечественной политической культуры и непрекращающейся агрессивностью Кремля. Путин умело использует патриотические лозунги, нагнетает дух милитаризма, чем поддерживает имидж этакого «штатского полководца», а то и потенциального генералиссимуса. Тому способствуют и набившие оскомину рассуждения о возможности войны с Америкой.
Насколько нужны при такой популярности песни и киноленты. Не вызовет ли это – тем более на фоне роста цен и прочих радостей — обратной реакции?
Путин хорош тем, что его, сравнительно с советскими вождями, не так уж много. Российские теленовости, пока не назовешь, как говорили в брежневские времена – «и это все о Нем, и немного о погоде". Портреты Путина не проносят на демонстрациях, на него не вешают каждый месяц орденов.
В советскую эпоху образ вождя создавала его непосредственная свита – она награждала, велела рисовать портреты, писать песни. Однажды она поручила известным журналистами написать «Малую землю» и прочие брежневские мемуары.
Теперь инициативы все чаще исходят снизу, из «гущи народной», в том числе из интеллигентской. Вовсю бушуют упомянутый в фильме «Доживем до понедельника» принцип «двух У» — угадать и угодить.
Хватит ли Путину устоять перед соблазном народной любви? Хватит ли у него чувства меры? Похоже, что пока эта любовь ему нравится. Он все более чувствует себя мессией. Он и выглядит почти пророком. Он почти утратил чувство самоиронии.
Сегодня короля «играет» народ. До крика «а король-то голый» далеко. Но мальчик, который это выкрикнет, уже родился.
Комментарий:
vicz
28 апреля 2015 | 11:24
«Если спросить тысячу человек, знают ли они, кто такие Херсифрон, Метаген, Пеоний и Деметрий, то, вполне вероятно, окажется, что не знает никто. Если, конечно, не опрашивать историков. Спросив ту же тысячу, кто такой Герострат, получим принципиально иной результат.
Так вот, первые четверо — это архитекторы храма Артемиды Эфесской, одного из семи чудес античного мира. Ну а последний, как известно, был придурок, который этот храм сжег. Его имя прославляли историки и поэты, его внутренним миром интересовались Сартр и Скорсезе, сделавшие его героем своих произведений, о нем упоминали Пушкин и Чехов. Это к вопросу о всевозможных мировых рейтингах, в которых «наше политическое все» регулярно становится человеком года и самым влиятельным политиком в мире. Четверо талантливых архитекторов и тысячи трудолюбивых строителей возводили храм Артемиды поколение за поколением более ста лет. О них практически никто ничего не знает. Один придурок сжег его за одну ночь — и остался в истории. Сотни общественных деятелей и политиков во многих странах мира работают на благо людей и действительно делают мир лучше. По крайней мере, некоторые из них. Один бывший лиговский шпаненок, случайно оказавшийся при абсолютной власти в большой стране, размахивает ядерной бритвой перед глазами всего мира и за это получает «Человека года».