РОВЕНСКИЙ ГУБЕРНАТОР – СТРОКИ ИЗ ПРОШЛОГО…
Копание в подшивках старых газет для представителей новой власти не всегда бывает приятным. Пожелтевшие полосы бережно хранят старые грехи, от которых не спрячешься и не откажешься. При чтении некоторых полузабытых статей понимаешь, почему даже «Зеркало недели» недавно посетовало: мол, президенту следовало бы послать на некоторых своих региональных назначенцев запросы в прокуратуру и СБУ… Едва ли не самый яркий пример свежеиспеченного высокопоставленного чиновника с богатой сомнительными моментами биографией – губернатор Ривненщины Василий Червоний. Трудно сказать, “почервоніє” ли он, перечитывая написанную ровно два года назад статью столь «благосклонным» сегодня к новой власти журналистом.ИДЕЙНЫЙ «НАШИСТ»
Трижды депутат Василь Червоний опять идет на выборы
19 февраля 2002 г. СМИ не обратили внимания на третью годовщину события, последствия которого стали поистине трагическими. И наоборот – все отметились дежурными публикациями о небывалом политическом событии – грядущем объединении двух Рухов. А ведь именно в тот день с трибуны Верховной Рады Владимир Черняк провозгласил от имени 30 депутатов от НРУ «недоверие» лидеру и партии, и фракции Вячеславу Чорновилу. Коммунисты – впервые за три каденции – аплодировали и кричали «Молодцы, руховцы! Давно бы так!». Через месяц «зековский генерал» погиб, при до конца невыясненных обстоятельствах.
Некогда единый Рух дал жизнь трем враждующим клонам. Пока не забродил «призрак единства» – в рамках блока Виктора Ющенко «Наша Украина». Василь Червоний – один из знаковых участников и тех, и сегодняшних событий. Активнейший участник раскола, человек, пытавшийся унизить Чорновила не только морально, но и физически, оказался востребован в качестве… объединителя национально-демократических сил. В конце ноября минувшего года именно ему совет политических партий, и поручил возглавить предвыборный штаб «нашеукраинцев» — в одной отдельно взятой области.
«Казачок»
В большую политику Василь Червоний попал в марте 1990 г., после избрания народным депутатом УССР по одному из округов тогда еще Ровенщины. За его плечами уже был столичный политех, работа по специальности: инженер, начальник смены на Ривненском объединении «Азот». В официальной биографии указывается, что именно он создал в области первую ячейку Народного руха Украины за перестройку. В парламенте первого демократического созыва Червоний входил в Народную Раду.
В начале 90-х гг. глава областного провода Руха становится кошевым атаманом «Волинської Січі». И, надо сказать, в отличие от других областей, где казаки запомнились разве что фольклорной экзотикой – шароварами да булавами, Червонию удалось создать достаточно боеспособную структуру. Ее «слава» приходится на 1992-1993 гг., когда одетые в камуфляж казачки и унсовцы брали штурмом храмы и монастыри УПЦ Московского патриархата. Причем, делалось это с благословения тогдашнего заместителя УПЦ КП митрополита Филарета. За сии труды «борец с московскими попами» получил статус члена Высшего Церковного совета так и непризнанного ни одной православной церковью мира Киевского патриархата. Да уж, форма «убеждения» мирян и иереев была выбрана атаманом Червонием донельзя «удачная»: попа – за волосы и вон из храма, простого верующего объявляли агентом Кремля или Лубянки.
Вскоре Червоний охладел к делам церковным. За последние годы его фамилия лишь изредка появлялась в соответствующем контексте. В марте 2000 г. около двух десятков молодчиков ворвались в резиденцию архиепископа Ривненского и Острожского УПЦ КП Серафима и насильно его обрили. Опозоренный владыка сразу указал на сторонников Василя Червония. А причиной расправы назвал поддержку Николая Сороки, главы Ривненской облгосадминистрации, к которому нардеп находится в оппозиции. Сам парламентарий высказался в том духе, что, мол, я лично не причастен, это была расправа семинаристов, которых архиепископ Серафим «сексуально домагався». Филаретовский Священный Синод подтвердил факт грехопадения владыки. Но тут есть один парадокс: Серафим – это третий подряд архиепископ Ривненской епархии УПЦ КП, которого уволили за содомию…
И, наконец, уже в ходе нынешней кампании Червоний заявил, что патриарх Филарет не поддерживает выдвижение по одному из округов известного бизнесмена Игоря Бакая. Вот это да! Оказывается, что кроме ЦИК, у нас имеется еще одна институция, которая уполномочена давать заключение – может человек баллотироваться или нет…
Хулиган
«Націозахисна» деятельность по борьбе с УПЦ МП плавно перетекла в погром редакции газеты «Рівне вечірнє» и избиение ее редактора. Из официального сообщения Центра общественных связей МВД Украины: «30 октября 2000 г., около 50 человек во главе с народным депутатом Украины Василием Червонием (фракция УНР) попытались разгромить редакцию газеты «Рівне вечірнє». Причиной стала публикация статьи Олеся Бузины «Вурдалак Тарас Шевченко». …Милиция приняла все меры, чтобы не допустить столкновения пикетчиков с работниками редакции, выстроив заградительный кордон. Однако, протестующие забросали камнями редакцию, выбив окна. По факту попытки разгрома редакции газеты возбуждено уголовное дело».
Стены здания были испещрены призывами к расправе над журналистами и антисемитскими лозунгами. В городе появились листовки с фотографией редактора Николая Несенюка и надписью – «разыскивается за антиукраинскую деятельность». Конечно, формальным предлогом для погромщиков стала публикация неоднозначного материала, но, на самом деле, национал-радикалы давно искали повода разобраться с газетой, которая десять лет не скрывает своего критического отношения к многогранной деятельности нардепа.
2 ноября Червоний увидел Несенюка в здании Верховной Рады. После пленарного заседания, депутат с четверкой помощников напал на редактора прямо на ступеньках парламента. Как после заметил потерпевший, он мог бы дать достойный отпор, если бы Червоний решился выйти один-на-один – «Но он всегда нападает впятером на одного, потому что трус».
6 ноября прокурор Киева Юрий Гайсинский известил парламент о том, что по факту избиения Несенюка возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство». Но, увы, как это часто бывает относительно «слуг народа», дело заглохло.
«Газотрейдер»
Накануне выборов 98-го года Вячеслав Чорновил, знавший истинную цену ривненского казачка, определил ему лишь 19-ю позицию в партсписке. Это сильно ударило по самолюбию Червония, поскольку Ривненская организация Руха считалась в НРУ одной из базовых.
Во второй половине 1998 г. фракцию залихорадило. Чорновил стал для «новых руховских» помехой на пути к обогащению. В руководство парламента их лидер Юрий Костенко не попал, а в борьбе за кресло руководителя «денежного» комитета по ТЭКу они чуть было не перегрызли глотки друг другу. Их тактической целью было вывести фракцию НРУ из-под влияния партии. Мол, мы являемся «структурным подразделением Верховной Рады», а, следовательно, выполнять партийные решения и уж тем более отчитываться – «нема дурних». Михайло Косив иронически называл прагматиков «газотрейдерами» (к их числу во время трагической по последствиям внутрируховской дискуссии относили Олексу Гудыму, Василя Червония, Ярослава Федорина, Олега Ищенко).
Чорновил незадолго до гибели с презрением отмечал: «Денег и должностей!» – эти «прагматические» призывы Василя Червония звучат во время решения во фракции любых вопросов». «Что нам даст Омельченко, если мы проголосуем за закон о столице?» — цитирует коллегу Червония глава львовских руховцев Ярослав Кендзьор.
Или вот еще: «Самым активным исполнителем разного рода атак на заседаниях фракции и Центрального провода выступает Василь Червоний, который ведет себя просто брутально. Так со мной не вели даже надзиратели и следователи в тюремных камерах». Это опять из Чорновила.
Обвиняя лидера в том, что он-де положил Рух под Банковую, «газотрейдеры» сами протоптали туда дорожку. Червоний, не раз заявлявший о своей оппозиционности Президенту и даже подписавший декларацию Форума национального спасения, страх как хочет стать главой Ривненской облгосадминистрации. Глава фракции не стал лоббировать это желание Червония и…
Именно мстительный казачок играл первую скрипку в античерноволовских акциях начала 1999 г. Помню, как Вячеслав Максимович возмущенно рассказывал о том, как бывшие однопартийцы вышвыривали его нехитрые пожитки из служебного комитета. Это произошло в знаковый для украинцев день – 9 марта, день рождения Кобзаря. Червоний, словно заправский «браток», был готов к сопротивлению и пришлепал в Раду в спортивном костюме…
Штабист
В рейтингах местных политиков, проводимых отделением Комитета избирателей, Червоний стабильно входит в тройку — после губернатора и мэра. Наверное, этим руководствовались руководители центрального штаба «Нашей Украины», назначая Червония на ответственный пост. В то же время в списке по многомандатному округу он занимает 55 место, входя в т.наз. «условно-проходную» его часть.
Внутри местной «Нашей Украины» отношения, откровенно говоря, не складываются. Причина – в неприязненных личных отношениях двух главных руховцев – Червония и Виктора Данилова (НРУ, издатель нескольких тиражных газет). По слухам, чтобы погасить конфликт, в Киеве даже проходила встреча в формате «2+2», т.е. Костенко-Червоний и Удовенко-Данилов. В прессе писали о том, что Червоний, не желая отдавать документы и печать областной организации НРУ своему визави, передал их третьему лицу.
Данилов, вложивший кучу сил, да и средств, в восстановление в области канонического Руха, как-то, выступая на телевидении, сказал, что реальному объединению Руха на Ривненщине «заважає одна людина». И вы ее уже знаете.
Вахтанг Кипиани, “Киевские Ведомости” (4 марта 2002 г.) kipiani.org
Tweet