Интеллектуальное воровство в Украине процветает. несмотря на УК

Библиотеки пустеют, все меньше у студенческой братии, как в былые годы, настоящих наставников, под опекой которых вчерашние школьники превращались в ученых мужей и просто профессионалов своей отрасли. Тесный контакт с книгой и живое общение с умудренными опытом и знаниями педагогами и учеными ныне все сильнее замещается легким и быстрым флиртом с доступной интернетовской сетью, где плагиат, некорректные компиляции и откровенное воровство чужих трудов – обыденное дело.

Минимум времени и усилий – и задача выполнена. Да и краснеть адепту таких технологий нынче не приходится. Во-первых, «так делают все» (даже многие преподаватели и носители научных званий), а во-вторых, сейчас во многих вузах не особо интересуются путем добывания знаний – главное, что тройка будет «железобетонная», а красиво оформленную курсовую или дипломную работу благодарные методисты аккуратно сложат в стопочку. В итоге, Украина просто рискует потерять всемирно известные научные школы и все практические и имиджевые дивиденды, связанные с ними.

«Я сам знаю несколько примеров такого беспардонного, несогласованного использования моих работ, выданных за авторские, – комментирует ситуацию начальник кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии управления МВД подполковник милиции Олег Ловьяк. – Когда студентов «прижимают» обстоятельства, многие ищут обходные пути и используют ресурс Интернета, где гуляет неимоверное множество как наборов решений простеньких контрольных работ и рефератов, так и докторских диссертаций. Необходимая информация либо банально воруется в стенах вуза, что случается довольно редко, либо скачивается из «всемирной паутины».

Причем необязательно, что за бесчестное использование чьей-то работы соискатель хорошей отметки или диплома выложит какую-то неимоверную сумму. Некоторые из существующих «электронных шпаргалок» предлагают очень удобную вещь – на коммерческой основе поработать с литературой и банком уже известных научных трудов (надо всего-то обзавестись связями с методистами нескольких вузов) и сварганить заказчику «эвристическое исследование» на любую тему. Не исключено, что сие произведение будет ничем иным, как мозаикой толково подогнанных цитат и выдержек из разных источников – в общем, «украденной грамотой». Самое страшное, что владельцы этих «скачанных» дипломов потом устроятся врачами, учителями, следователями, управленцами в систему власти и обязаны будут принимать важные для людей и страны решения».

Конечно, существуют различные варианты и идеи «антиплагиаторских» программ, нормативных актов и законов, сводящихся к одному, – защите прав интеллектуальной собственности и авторского права. К примеру, статья 362-я УК Украины (кража, присвоение, вымогательство компьютерной информации или завладение ею путем мошенничества или злоупотребления служебным положением) предусматривает санкции: начиная со штрафа от 50 до 200 необлагаемых налогом доходов граждан вплоть до пятилетнего срока лишения свободы.

А статья 176-я того же кодекса (нарушение авторского права и смежных прав), кроме приличного штрафа (от ста до тысячи «минимумов»), гарантирует и двухгодичную «экскурсию» в места не столь отдаленные. Но это мало пугает «интеллектуальных воришек» в Украине, где судебная система почти полностью отстранилась от участия в решении этой проблемы, чего не скажешь о ситуации в том же Евросоюзе. Практика западных стран доказывает: наилучший «антиплагиатор» – эффективная система судебной защиты прав интеллектуальной собственности и авторского права.

В Украине же соответствующие статьи Уголовного кодекса оказываются, образно говоря, «неходовыми» – если по фактам и возбуждаются реальные дела, до суда они практически не доходят. Административные штрафы, конечно, применяются и определенный эффект имеют, но кардинально картину не меняют – идеи, книги, курсовые, рефераты и т.д. воруются под разным «соусом» и выдаются как авторские разработки.

«Мое лично мнение, если говорить о стандартах Болонской системы, то принципы последней в украинских реалиях, особенно касательно подготовки специалистов сферы юриспруденции, нам не очень подходят, – продолжает Олег Орестович. – «Дуплет» безоговорочного принятия указанных стандартов и эпидемии плагиаторства в наших вузах может просто «добить» национальную школу высшего образования.

Госдепартамент интеллектуальной собственности обращался к нам с инициативой совместных мероприятий по проблематике интеллектуального плагиата, и я уверен: необходимость таких встреч и дискуссий сейчас актуальна как никогда. Тем более что они вели разработки программы «Антиплагиат», но о реальном ее внедрении говорить рано. Считаю, что более перспективное занятие – создание как внутривузовской, так и межвузовской системы регистрации курсовых, дипломных, магистерских, кандидатских и прочих работ».

Некоторые эксперты пришли к интересному выводу: распространение контрафактной продукции, коя значительно дешевле своих лицензионных аналогов, как ни странно, имеет определенные позитивные стороны. Прежде всего, для разработчика и легального собственника лицензионного продукта, – оно отображает реальный, суммарный спрос на сей «товар», позволяя манипулировать ценовой политикой и даже увеличивать прибыли, несмотря на наличие «пиратских» копий.

Геннадий Карпюк, специально для «УК»
 

You may also like...