Опиум для народа. Российские аптеки превращаются в точки сбыта наркотических средств
Согласно статистике, в последнее время среди наркозависимых людей широкое распространение получило изготовление наркотиков из медицинских препаратов. По убеждению экспертов, причиной перехода с традиционных наркотиков на медикаменты является их свободная продажа и низкая стоимость.
Вчера антинаркотическая комиссия Ханты-Мансийска направила открытое письмо руководителям городских аптек с просьбой сократить поставки препаратов, содержащих опиаты и сильнодействующие вещества. Выступить с такой инициативой комиссию вынудила печальная статистика, согласно которой в последнее время среди наркозависимых людей широкое распространение получило изготовление наркотиков из медицинских препаратов.
По убеждению экспертов, причиной перехода с традиционных наркотиков на медикаменты является их свободная продажа и низкая стоимость. Отметим, что эта проблема сегодня становится злободневной по всей стране. Фармацевты говорят, что продажи лекарств, которые традиционно используются для приготовления допинга, выросли. Это говорит о том, что, возможно, уже скоро рынок «легальных» наркотиков превысит по объему нелегальный. А последствия от их употребления даже более разрушительны для организма, чем длительный прием традиционных наркотических веществ.
То, что в аптеках можно без рецепта приобрести препараты, которые при определенных махинациях сравнимы с действием популярных наркотиков, ни для кого не секрет. Однако сегодня специалисты бьют тревогу – за последние месяцы продажи этих лекарств возросли. Эксперты убеждены: такая тенденция связана с кризисом. «Во время кризиса у людей появляется много проблем, – поделился с «НИ» специалист фонда НАН («Нет наркотикам и алкоголизму») Сергей Полятыкин.
– Естественное желание человека, оказавшегося в трудной ситуации, – забыться. Под удар в основном попала наша молодежь, во время экономической нестабильности ее фактически лишили будущих перспектив, и на фоне полной растерянности и переизбытка свободного времени молодые люди все чаще обращаются к наркотикам. Медицинские препараты в этом случае наиболее опасны, так как их за небольшую плату можно достать везде, в отличие от того же героина или кокаина».
Существуют даже специальные аптеки, в которых без проблем и лишних вопросов могут закупаться наркоманы. По большей части эти точки сосредоточены в спальных районах столицы, а очереди в них выстраиваются ближе к ночи. В одной из таких аптек побывала корреспондент «НИ».
Ничем не примечательная дежурная аптека в Марьиной роще оказалась весьма оживленным местом даже в час ночи. У окошка, где продают лекарства, в ожидании аптекаря столпились шесть человек. При приближении незнакомого человека молодые люди, на вид от 18 до 25 лет, немного занервничали, но не разошлись. В течение 20 минут они по очереди покупали таблетки, которые фармацевт предусмотрительно упаковывала в непрозрачные пакеты.
Краем уха нам удалось услышать даже просьбу положить одноразовые шприцы. Когда подошла очередь, на пожелание купить капли от насморка «Нафтизин» аптекарша с невозмутимым выражением лица ответила вопросом: «Вам для наркоманов или нет?» Женщина пояснила, что для наркоманов удобнее брать в пластиковой упаковке, а так можно и в стеклянной. Как наркоманы могут использовать «Нафтизин», так и осталось загадкой.
Тот факт, что столичные аптеки превращаются в наркопритоны, иллюстрируют откровения бывшего наркомана Алексея Петрова (фамилия изменена), который согласился рассказать «НИ» о себе.
«На таблетках я сидел около двух лет, – поведал нам Алексей. – Раньше употреблял легкие наркотики, но как-то товарищ сказал, что в аптеках можно покупать препараты, по силе действия сравнимые с традиционными наркотиками, но при этом гораздо более дешевые. Это и экономнее, и безопаснее, чем идти на наркоточку и бояться попасть под милицейскую облаву. Купить наркосодержащие лекарства в аптеке проще простого. Мы все знаем точки, где продадут все, что угодно, главное, дождаться момента, когда в аптеке не будет посетителей. Но ничего не проходит бесследно, сейчас у меня практически не работает печень, и я по-прежнему «сижу» на таблетках, но уже на других. «Кормить» фармацевтическую промышленность мне теперь придется до конца жизни».
Неучтенная прибыль
Основные каналы утечки наркотиков из легального оборота – получение их по поддельным рецептам, путем списания, растрат или злоупотребления своим служебным положением со стороны медиков или фармацевтов. Говорить о существовании черного рынка в аптечных сетях вполне впору, считает Сергей Полятыкин. На него попадают те препараты, которые отсутствуют в обычной продаже без рецепта. В основном это опиаты и их производные, которые принимают для облегчения боли больные раком на последних стадиях. Основные схемы подпольной продажи здесь – подделка актов об уничтожении остатков таких медикаментов.
Несомненно, за это предусмотрена уголовная ответственность, но прибыль от торговли «налево» зачастую оказывается более весомым аргументом, чем страх быть пойманным, а уж тем более какие-либо моральные принципы. «Сбывать же лекарства, в состав которых входят наркотические вещества и которые продаются без рецепта, вообще элементарно, – продолжает Сергей Полятыкин. – Даже если в самой аптеке действуют ограничения на продажу каких-то лекарств, можно их просто не учитывать, не выдавая покупателю чека, а чеки наши потребители спрашивают очень редко, особенно в аптеках. Это неплохой бизнес».
Представители Госнаркоконтроля не отрицают, что аптеки, как и фармацевтические компании, уже давно наживаются на «медицинских» наркоманах. «Легальные наркотики всегда пользовались спросом, и я бы не стала привязывать это к кризису, скорее это связано с их доступностью, – заявила «НИ» пресс-секретарь московского управления Госнаркоконтроля Мария Луценко. – В первую очередь это анальгетики, противокашлевые препараты и антидепрессанты. Неучтенная прибыль от их продажи, а продажи у таких препаратов рекордные, идет напрямую в карман владельцам торговых точек и персоналу.
Например, сбывая препарат, содержащий в своем составе трамал, фармацевт знает, что его очень часто берут наркоманы, но отказывать в продаже не будет. Но есть и маленькие частные аптеки, которые открываются только для торговли подобными препаратами с целью обогащения. Те же медикаменты, которые используются для лечения серьезных заболеваний, и опиоидные обезболивающие, уже внесены в специальные списки, их продажа контролируется государством, существуют нормы, регулирующие их отпуск и хранение. Крупные аптечные сети их соблюдают».
Все, что не запрещено…
Вопрос ограничения продажи легальных медицинских препаратов уже не первый год занимает умы чиновников, но до сих пор они не могут прийти к единому мнению, как написать закон так, чтобы не пострадали действительно нуждающиеся в лекарствах люди. Сотрудник аппарата комитета Госдумы по безопасности Елена Волчинская считает, что здесь очень тонкая грань, и не стоит бросаться из крайности в крайность.
«Бороться с легальными наркотиками на законодательном уровне не имеет смысла, – выразила «НИ» свое мнение г-жа Волчинская. – В большинстве случаев они отпускаются по рецептам, а если человек имеет рецепт, значит, ему это нужно. Случаи продажи лекарств по поддельным рецептам не так уж распространены. Единственное, что можно сделать, – это ужесточить механизмы получения легальных наркотиков, то есть перевести отдельные препараты на рецептурный отпуск. Хотя по большому счету это тоже не решит проблему».
Другие специалисты также считают, что не стоит ужесточать правила. «Сейчас Госнаркоконтроль ввел очень жесткие меры в отношении медицинских препаратов, – признался «НИ» нарколог, заведующий отделением Московского научно-практического центра наркологии Дмитрий Кубарев. – Из-за этого сейчас в аптеках отсутствует множество действительно нужных лекарств. Например, изъятие из продажи такого препарата, как теофедрин, значительно усложнило жизнь людей, страдающих от астмы».
В Госнаркоконтроле имеют свое мнение на этот счет. «Список препаратов, находящихся в свободной продаже, необходимо постоянно пересматривать, – рассказали «НИ» источники в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков (Госнаркоконтроль) РФ. – Единственный способ бороться с «медицинской» наркоманией – на законодательном уровне ужесточать оборот. На данном этапе готовятся документы для изъятия из свободной продажи коаксила, популярного среди наркоманов транквилизатора. Неплохо было бы внести в этот список еще залдиар и стадол.
Наркополицейские постоянно проводят проверки в аптечных сетях. Периодичность плановых проверок – примерно раз в два года, но в последнее время участились внеплановые. Нарушения выявляются все время. Крупных аптечных сетей это касается в меньшей степени, а вот мелкие частные аптечные пункты иногда приходится даже закрывать».
Кошелек или жизнь?
По мнению экспертов, число наркоманов, увлекающихся исключительно медицинскими препаратами, в общей массе пока незначительно, но со временем этот вид допинга становится все более популярным, особенно в молодежной среде. «Начинают в основном с традиционных наркотиков, – говорит «НИ» Сергей Полятыкин. – Таблетки закупают в аптеке уже «состоявшиеся» наркоманы, чтобы облегчить свое состояние во время ломки или когда не хватает денег на обычные наркотики.
Если же наркозависимость начинается с медицинских препаратов, то чаще всего этот подростковый эксперимент перерастает в серьезную проблему». Врачи утверждают, что последствия употребления в качестве допинга медицинских препаратов гораздо более ужасающие, чем даже после длительного приема запрещенных веществ. «Для тех, кто подсаживается на «фарму» (так на сленге называются лекарства, из которых можно получить наркотик. – «НИ»), решающую роль играет вопрос экономии денег. Например, таблетки от кашля, содержащие популярный среди наркоманов кодеин, стоят в среднем от 80 до 200 рублей за упаковку. По сравнению с тем же героином по 50 долларов за грамм экономия существенная, – констатирует Дмитрий Кубарев.
– Но чтобы от медикаментов получить такой же эффект, как от героина, надо съесть очень много таблеток, а это «посаженная» печень, неработающие почки и отказывающее сердце. К примеру, есть такой препарат «Нурофен плюс», превышение дозы которого вызывает эрозию желудка, а как следствие язвенное кровотечение. Основная проблема состоит в том, что с таким диагнозом «медицинские» наркоманы попадают не в наркологические больницы, а в обычные, где лечат следствие, а не причину».
Представитель фонда «Россия без наркотиков» Владимир Иванов убежден, что популяризации медицинского допинга среди населения способствует активная реклама продукции фармацевтических компаний. «Рекламные кампании лекарств, содержащих кодеин, ведутся в последнее время особенно агрессивно, – высказал «НИ» свою точку зрения г-н Иванов. – А что такое кодеин? Фактически это модифицированный морфий.
Скрытая реклама легальных наркотиков велась всегда, но в последнее время она стала давать ощутимые результаты, продажи этих препаратов выросли». По мнению большинства опрошенных «НИ» экспертов, бороться с легальными наркотиками почти невозможно, ведь это весомая доля прибыли фармацевтических компаний, аптечных сетей, а также всех тех, кто задействован в их рекламе и распространении. И до тех пор пока прибыль будет стоить дороже человеческой жизни, ситуация не изменится.
Ольга Лутовинова, Юлия Зиновева, Алеся Лонская, Новые известия
TweetВ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЕ НАРКОСОДЕРЖАЩИЕ ПРЕПАРАТЫ ОТПУСКАЮТСЯ ТОЛЬКО ПО РЕЦЕПТУ
В амстердамском кафе-шопе Grey Area курят марихуану, а рядом в аптеке ее продают по рецепту с предписанием заваривать вместе с чаем. Министерство здравоохранения Нидерландов на основании многолетних проверок разрешило прописывать «травку» при рассеянном склерозе, раке, СПИДе, хронических болях, потере аппетита, а также при недугах, для лечения которых применяют наркосодержащие препараты. Голландцам, уверенным, что толерантность к «легким» наркотикам уберегла страну от «тяжелой» наркомании, в Европе принадлежит пальма первенства по допуску в аптеки марихуаны. В остальном же правила торговли медикаментами в странах Западной Европы мало чем отличаются.
В Бельгии, Франции, Голландии, Германии подавляющее большинство лекарств, в том числе наркосодержащие, продаются только по рецепту. Свободно здесь отпускают разве что йод или аспирин. Причина не только в строгом контроле. Стоимость лекарств для обязательного лечения возмещается кассами медицинского страхования, и их покупка фиксируется в базе данных. Вот почему бельгийцы, например, в шоке от московских киосков в метро, где просто так продают все – от антибиотиков до виагры.
О серьезных утечках наркотиков из европейских аптек слышно редко. Самый громкий скандал разразился два года назад во Франции, которая славится наиболее жестким контролем в этой сфере. Более 30 человек были арестованы по делу о незаконном обороте медикаментов, в том числе и врачи, которые выписывали рецепты на сильный анальгетик скенан и на сюбютекс, применяемый в медицинской практике как заменитель героина. Сеть действовала два года, и бюджету социального страхования Франции был нанесен ущерб в 500 тыс. евро. Перекупщики получали куш в странах Восточной Европы, где продавали наркотик, а французские врачи и аптекари наваривали по 20 евро за каждый отоваренный рецепт.
Но сегодня главной головной болью антинаркотических служб стали не хищения из аптек. Угрозой стала торговля препаратами через Интернет, объем которой стремительно растет. В Сети можно купить как синтетические, так и натуральные наркотики, включая героин, и полиции с этим трудно справиться. Для этого пока правовых механизмов нет. «Чтобы сделать покупку, достаточно взять кредитную карту и зайти в интернет-кафе», – рассказал, выступая на совещании антинаркотических полицейских служб ЕС, специалист из штаб-квартиры Интерпола в Лионе Даниель Альтмейер. Тысячи мелких почтовых отправлений проконтролировать невозможно. К тому же неизвестно, откуда идет товар. Сайт может быть зарегистрирован в Голландии, а отправитель – находиться в Колумбии.
Александр Минеев, Амстердам – Брюссель – Париж
В ПОЛЬШЕ ЗАКОНЫ ПО БОРЬБЕ С НАРКОМАНИЕЙ НЕБЕЗУПРЕЧНЫ
В конце августа 2007 года в Польше открылся первый специализированный магазин (по-польски – dopalacze), легально торгующий наркосодержащими препаратами. Сегодня их в стране – десятки. В них свободно можно приобрести практически любое зелье. Единственный сдерживающий фактор – возраст. Покупателю должно быть не менее 18 лет.
Законом продажа подобного рода препаратов не запрещена, и единственное, что остается стражам порядка, это наблюдать за толпящимися возле таких торговых точек подростками, чтобы те хотя бы держали себя в руках. В то же время польское право очень сурово карает даже за одну дозу зелья, приобретенную наркоманом в неположенном месте. В тюрьму можно попасть даже за одну сигарету с «травкой». Молодежь активно приобщается к легально продаваемому зелью, а сеть магазинов по продаже психотропных препаратов стремительно разрастается.
Объединение польских психотерапевтов забило в набат и обратилось к парламенту с требованием незамедлительно издать закон, запрещающий «торговлю, убивающую нацию». В середине марта на стол спикера сейма лег проект изменений в закон о предотвращении распространения наркомании. В нем предлагается исключить из свободной продажи более 10 психотропных субстанций, «изменяющих сознание и вызывающих привыкание». В частности – бензопиперазин.
Когда сведения о готовящемся законе просочились в местную прессу, на интернет-сайте сети магазинов, торгующих психотропными препаратами, поместили объявление. В нем сообщалось, что с середины марта магазины временно приостанавливают свою работу. Но уже через несколько дней, после того как стал известен список препаратов, подлежащих исключению из свободной продажи, это сообщение удалили. А на его месте владелец сайта разместил уведомление о том, что изъятые из продажи препараты будут заменены другими – не запрещенными, но при этом обладающими не менее сильным дурманящим действием. Свято место пусто не бывает?
Виктор Шаньков, Варшава
В КАЗАХСТАНЕ ПОДРОСТКИ СКУПАЮТ МЕДПРЕПАРАТЫ СУМКАМИ
Самый большой рост распространения «легальных» наркотиков в Казахстане специалисты регистрируют в удаленных от столицы регионах, в частности, в Восточном Казахстане. Не так давно там проводилась операция «Допинг», в ходе которой удалось задержать группу подростков, скупавших сумками медицинские препараты, не включенные в перечень наркотических средств.
По итогам проверки местным фармацевтам настоятельно порекомендовали расширить список медикаментов, запрещенных к свободной продаже. Тем не менее представители власти не спешат решать эту проблему на законодательном уровне. Более того, в марте этого года на пленарном заседании нижней палаты парламента депутат Серик Тасбулатов усомнился в правильности действий МВД страны, которое предлагает узаконить тестирование школьников и студентов на употребление наркотиков, как это делается в США. По итогам последнего тестирования 2007 года выяснилось, что более 3% школьников и студентов употребляют наркотические вещества с разной периодичностью.
Жанар Сердалина, Астана