История расплаты. Отдать долги иль умереть?

В долгах, как в шелках оказались самые богатейшие мира сего. Чем больше у вас денег, тем больше вы должны. Миллиардеры должны миллионы, миллионеры – сотни тысяч… Но, как говорится, долг платежом красен. Во все времена за невозврат долга предусматривались жесточайшие наказания – должников подвергали невыносимым пыткам. Причем пытали людей не для того, чтобы они становились посговорчивей и тут же расставались со своими накоплениями, пытали должников впрок – чтобы другие боялись… 

— К нотариусу вы со мной пойдите
И напишите вексель; в виде шутки,
  — Когда вы не уплатите мне  точно
В такой-то день и там-то суммы долга…
  — Мой вексель! Против векселя  ни слова!
  — Я клятву дал, что получу  сполна.
Мой вексель! Ничего не стану слушать.
Плати по векселю; ни слова больше… 
   У.Шекспир     «Венецианский купец»

О долгах в древности…

Одним из первых законодательных документов считается черный базальтовый столб из Древней Месопотамии. Названные в честь царя-законодателя Вавилона «Законы Хаммурапи» были найдены в 1901 – 1902 гг. французскими археологами в Сузах (территория Древней Месопотамии). Несмотря на то, что камень был частично поврежден, а язык, которым написан текст, давно умер, «Законы Хаммурапи» дают возможность узнать о нравах так называемого Старовавилонского периода (конец XX – начало XVI вв. до н.э.).

Из 282 статей «Законов» около 15 были посвящены долгам, не платить по которым считалось серьезным преступлением. «Законы Хаммурапи» регламентировали не только необходимость уплаты по своему долгу. Царь-законодатель пытался предусмотреть различные обстоятельства долговых обязательств. Так, например, был четко прописан процент, который может получить заемщик за оказанные услуги, и условия погашения долга.

Гарантами получения и возврата денег выступали свидетели, которые либо подтверждали, либо опровергали факт заёма и возврата денег. Причем выплату процентов и основной суммы долга можно было оттянуть, особенно если речь шла о долге земледельцу, если урожай был уничтожен природной стихией.

В случае неуплаты долга и процентов, заемщик поступал в кабалу к кредитору (кстати, уже в то время денежными операциями занималась отдельная группа граждан – тамкары, банкиры Древней Месопотамии) и был вынужден отработать свой долг. В случае если кредитор был не в состоянии это сделать, за него могли отработать родные. Несмотря на сумму долга, они в течение трех лет трудились на пользу тамкара – заемщика и лишь затем становились вновь свободными.

Потеря свободы в Древней Месопотамии была главным наказанием за неуплату долга и процентов. Суть этого наказания заключалась не столько в наказании недобросовестного заемщика, сколько в самом долге, в его возврате любой ценой.

Однако древние государства становились на защиту частной собственности кредиторов лишь потому, что в любой момент, особенно в период войны, финансовое бремя ложилось на самых богатых людей, в том числе и первых финансистов. Именно они за свои собственные деньги собирали армию, вооружали солдат и защищали интересы своей державы.

Греческие камни

Долговая кабала была распространенным явлением и в Древней Греции. Однако уже в XIII в. до н.э. оформляется определенный тип долгового обязательства – залоговый кредит. Залогом чаще всего выступала земля – земледельческие угодья вокруг древнегреческого полиса.

За несколько веков существования древнегреческих полисов долговая кабала стала настоящим бременем земледельцев. Некогда свободные, пахари и садовники становились рабами, лишались своих наделов и продавались за бесценок на рабовладельческих рынка всего Средиземноморья. Капитал знати и рабовладельцев, нажитый в том числе и за счет кредитования горожан, стал во много раз превышать бюджеты полисов.

Опасавшиеся за свою власть и привилегии древнегреческие правители пошли на радикальные реформы в пользу демоса. Несмотря на сильнейшее сопротивление крупной аристократии и рабовладельцев, в VI в. до н.э. правитель Афин Солон пошел на отмену всех долговых обязательств горожан.

Долговые камни, которые устанавливались на залоговой земле, были убраны, а проданные в рабство должники подлежали выкупу. Эти реформы Солона получили название сисахфия (с древнегреческого – сброс ига).

Запрещался самозаклад должника. Многим крестьянам были возвращены их участки земли. А все соотечественники, которые не были выкуплены своими родными, был выкуплены за счет города. Аристократия и крупные рабовладельцы остались обозлены на реформатора.

О долгах в Средневековье

В Средние века самым распространенным наказанием за невозврат долга была потеря свободы и перевод должника в ранг кабального, крепостного. Находясь в подчинении князя или наместника, должник был обязан отработать сумму, взятую в кредит у купца или ростовщика.

Так, например, в «Салической правде» – законе франков – устанавливалось, что вернуть долг заемщик должен в течение 40 дней с момента наступления даты погашения долга. Если и за это время долг не будет возвращен, то начислялась фиксированная пеня. Со злостными неплательщиками боролись уже при помощи судов и князя. После признания должника виновным в неуплате долга и процентов по нему, кредитор обращался к правителю с просьбой силой привлечь заемщика к ответственности. Только после этого правитель (тунгин) и его свита отправлялись в дом должника…

В случае когда имущества заемщика не хватало, чтобы погасить долг кредитору с процентами и пеней, его отправляли на принудительные работы – в кабалу. Причем в отличие о древнего законодательства (и Месопотамии, и Греции), на принуждении заемщика выполнить свои долговые обязательства правитель или уполномоченный на то человек зарабатывали деньги.

По «Салической правде», если в дело вмешивается граф, правитель должен получить треть от суммы долга с процентами. Безусловно, такая норма значительно стимулировала правителей и судей вникать в дела должников, а значит, и разрешались такие дела в самые кратчайшие сроки.

В Средневековом Китае практиковалось возмещение долга за счет заклада лично свободных крестьян, которые не считались рабами, но работали на земле наместника-должника. На работу их гнали палками, плетьми, хотя кодексы и устанавливали уголовную ответственность за продажу и заклад свободных членов семьи.

С другой стороны, долговые обязательства в Древнем Китае не предполагали отбора земельной плантации должника навсегда. В любой момент, после того как заемщик выплатит кредитору долг, он мог вернуть себе отобранную залоговую землю.

Таким образом, право собственности в Китае становилось практически неприкосновенным, если, конечно, в дело не вмешивался император. Причем и в Китае, и в Японии право собственности даже на залоговую землю передавалось по наследству.

О должниках на Руси…

Первый свод законов на Руси – «Русская правда» – был принят в 1016 – 1054 гг. и стал основой законотворческой традиции славянских народов.

В важнейшем законодательном документе Киевской Руси было уделено внимание и долговым обязательствам. Так, например, статьей 48 «Русской правды» было установлено, что проценты по займу не могут превышать половины от суммы долга. В случае если купец брал две трети от суммы, он мог лишиться не только процентов, но и всего долга. Максимальный процент за услугу займа денег устанавливался на уровне 20%.

В части ответственности за невозврат долга «Русская правда» была строга. Предполагалось, что несостоятельный заемщик станет холопом и поступит в распоряжение кредитора. Как и в европейской законодательной практике, несостоятельный заемщик поступал в распоряжение к кредитору и находился там, пока не отработает всю сумму долга плюс процент.

Доказательством взятого на себя долгового обязательства были либо расписка – простой вексель, либо свидетели, которые должны были подтвердить факт получения кредита в суде.

Позже все эти нормы были практически без изменений перенесены в Судебники 1447 и 1550 годов. Здесь лишь появился пункт, который позволял заемщику отправлять в кабалу к кредитору любого холопа, крепостного, чтобы последний отработал его долг. Однако такой механизм, безусловно, существовал и раньше, только не был прописан законодательно.

Как видно, юридические нормы и непосредственно наказание за неуплату были подобны европейским законодательствам. Единственным отличием европейской практики и традиций на Руси было то, что выкупить себя из кабалы можно было только лишь после уплаты суммы, назначенной самим барином. Это делало освобождение очень трудным.

Правеж…

Отдай долг и спи спокойно. Испокон веков с должниками боролись не самыми гуманными способами. «Выбивали» долги на так называемом правеже, который проходил на главной площади города. Должников бросали в долговые ямы, били палками, пытали, заточали в оковы и сажали в тюрьмы.

В V в. до н.э. римляне, чьи законы служили для многих государств примером, заточали должников в колодки и оковы на 60 дней. Причем считалось, что чем оковы тяжелее, тем быстрее долг будет возвращен. В течение 60 дней должник мог трижды согласиться вернуть долг своему кредитору, в ином случае его четвертовали.

Главной проблемой правежей в древние времена, а затем и в эпоху Средневековья было то, что вершить справедливость Закон предлагал непосредственно кредитору. Последний выбирал способ возврата денег в зависимости от своей фантазии и кровожадности.

На Руси долги возвращали с особой «любовью», кредиты выбивали в прямом смысле слова. Самым распространенным способом правежа было битье палками: должника привязывали на базарной площади к столбу и били по икрам ног день за днем, пока тот не согласится заплатить сполна.

Так, например, опричники Ивана Грозного надевали на должников шейные железа с цепью длинной в сажень, так что цепь затягивалась узлом и ночью он мог лежать, а днем сидеть или стоять, и такие же ручные железа. При этом каждое утро с заключенного снимали оковы и вели на площадь, где продолжалось битье по ногам палками «не слишком сильно, чтобы не умер».

Одним из самых распространенных способов для кредитора найти общий язык с заемщиком в новое время стало заточение последнего в долговую тюрьму, которая пришла на смену средневекового правежа. Заключение в тюрьму было бессрочным – дату освобождения кредитор устанавливал по своему желанию. При этом именно кредитор платил за содержание должника в тюрьме.

Отсидка в долговой яме не была уделом представителей низших классов: крестьянства или рабочих. Главными обитателями тюрьмы были купцы и расточительные дворяне. У них и долги побольше были, да и репутация сильнее страдала. В любом случае долговая тюрьма для них становилась весомым аргументов поскорее вернуть кредит.

С течением времени долговая яма стала одной из самых непопулярных мер. Многие европейские государства были вынуждены отказаться от такого способа вершить справедливость. Однако традиция жестоких правежей над должниками сохранилась и в XX столетии.

Долги стали «выколачивать» представители криминального мира.

Что можно сказать о долгах XXI столетия? Гуманное отношение к должникам сегодня привело к колоссальному росту личных долгов населения. Еще неизвестно, какую цену придется заплатить человечеству за свои долги, и какую форму примет правеж в современном, на первый взгляд, цивилизованном обществе.

Артем Кравченко, Траст.ua

You may also like...