Трагедия на Днепропетровщине: роковое недоверие к правилам

Вчера Украина ужаснулась от страшной трагедии. На Днепропетровщине произошла авария, забравшая жизни почти полсотни человек. Обстоятельства автокатастрофы выясняются. Хотя то, что решающую роль в ДТП сыграл человеческий фактор, уже является очевидным.

В поселке Городище, что на 116 км участка Приднепровской железной дороги, около 9 часов утра автобус «Эталон», несмотря на красный сигнал светофора, выехал на рельсы и столкнулся с маневровым локомотивом одного из местных предприятий.

По стечению обстоятельств, авария в Марганце произошла именно в день рабочего визита на Днепропетровщину Президента Украины Виктора Януковича. Глава государства выразил глубокое соболезнование родным и близким погибших и пострадавших.

По его распоряжению правительством был создан штаб по ликвидации последствий аварии и помощи пострадавшим и их семьям. Штаб возглавил первый вице-премьер Андрей Клюев, который приехал в Днепропетровскую область вместе с Президентом. Кроме того, на место катастрофы прибыли из столицы министр МЧС Михаил Болотских и министр транспорта Константин Ефименко. Глава правительства пообещал, что семьям пострадавших в аварии выделят по 100 тысяч гривен.

Президент В. Янукович поручил подчиненным провести тщательное расследование обстоятельств трагедии в Марганце. Перед своим выступлением на совещании в Днепропетровской облгосадминистрации он заявил, что в среду, 13 октября, объявит траур в Украине. «Считаю, что мы должны сделать вывод из этой трагедии, и мы это сделаем», — заявил В. Янукович.

Хотя в действительности выводы нужно делать давно. Украина занимает главное место среди европейских стран-лидеров по аварийности на автодорогах. «По смертности на дорогах Украины это государство занимает четвертое место среди стран Европы.

Также Украина — в лидерах по количеству погибших пешеходов», — рассказала в прошлом году Кэтрин Элсиг, региональный менеджер Глобального партнерства безопасности дорожного движения в Европе и Центральной Азии. Правда, госпожа Элсиг имела в виду данные 2008 года. После существенного повышения размера штрафов за нарушение на дорогах количество ДТП существенно уменьшилось, утверждают в ГАИ. Однако статистика продолжает шокировать.

По данным пресс-службы Департамента ГАИ МВД Украины, за девять месяцев текущего года в ДТП погибло 3080 человек (для сравнения — за аналогичный период 2009 года эта цифра достигала 3798 человек). Только за 11 октября в Украине случились 593 автомобильных аварии, в которых 16 человек погибло и 129 травмировано.

В пресс-службе Департамента ГАИ отметили, что основными причинами аварийности на дорогах являются: несоблюдение безопасной дистанции управления, превышения установленной скорости движения, нарушения правил маневрирования (часто — выезд на встречную полосу) и нарушения правил преодоления железнодорожных переездов.

Зато причиной абсолютного большинства ДТП в Украине вице-президент автомобильного клуба Киева Андрей Хорольский считает низкую культуру поведения на дорогах:

— Культура поведения на дороге напрямую зависит от воспитания человека в целом, — убежден Андрей. — Если на трассах европейских стран водитель включает «поворот», другие участники дорожного движения понимают, что нужно способствовать тому, чтобы этот водитель преодолел препятствие. У наших же водителей один принцип — я еду и значит, я главный. Так ведет себя подавляющее большинство людей.

— Все чаще мы слышим об авариях при участии маршрутных такси и частных рейсовых автобусов. С чем это связано?

— Вы сами знаете, сколько людей сегодня ищет работу. Ради заработка водители маршруток готовы работать круглосуточно, пытаясь выполнить как можно больше рейсов. Контроль за ними никто не осуществляет, а о качестве работы такого водителя можете догадаться сами. Люди оставлены на произвол судьбы. Думаю, многие на собственном опыте убеждались в этом.

Примечательно, что беспорядок на украинских автодорогах до боли напоминает ситуацию в стране в целом. Кто-то чувствует себя Богом за рулем, кто-то вынужден подстраиваться под «богов», другие ради копеек вынуждены рисковать жизнью — и своей, и других. Весь этот беспорядок «на руку» тем, кто призван с ним бороться, ведь вездесущая коррупция «съела» не только асфальт на отечественных дорогах, но и остатки морали водителей, работников автодора и стражей порядка.

Доходит до абсурда, когда легче поставить по всей стране знаки «выбоина», чем починить эти злосчастные выбоины. Постсоветская культура существования уже не просто вредит нам самим, а угрожает реальными жертвами. Однако, чтобы выбраться из этой ситуации, нужно сделать усилие, на что никак не хватает силы воли — ни политической, ни гражданской.

***

«Все ведущие специалисты и главврач нашей больницы сейчас работают в реанимационном отделении, потому что у нас — полный аврал. С места аварии привезли 13 пострадавших, двое из них уже умерли. Шестеро находятся в тяжёлом состоянии. Все пострадавшие — взрослые, но, к сожалению, один ребёнок погиб на месте. Делаем всё возможное, чтобы спасти людей. Пока обходимся своими материалами и медикаментами, но помощь, конечно, потребуется. Надеемся, всё необходимое вскоре доставят из областного центра». Такой короткий комментарий корреспондент «Дня» получил из приёмной главврача городской больницы Марганца спустя четыре часа после жуткой катастрофы в посёлке Городище.

По словам местных жителей, «Эталон», угодивший под колёса локомотива, был так сильно помят, что людей доставали с помощью автогена. У большинства из них были множественные переломы и тяжкие ранения, несовместимые с жизнью. Троих тяжелораненых эвакуировали в Днепропетровск. Их состояние считают критическим. Судя по количеству погибших и пострадавших, автобус был переполнен стоячими пассажирами, что стало почти нормой на наших дорогах и, чаще всего, не привлекает внимания сотрудников ГАИ. А зря, потому что жертв катастрофы на переезде наверняка могло быть меньше…

Железнодорожное ведомство поспешило дать свои разъяснения причин страшной аварии. «Переезд был закрыт, и на нём была включена сигнализация, которая предупреждала об опасности, заверяют в пресс-службе Приднепровской железной дороги. — Оборудование было исправно, а видимость на переезде в обе стороны составляла около 700 метров».

По мнению представителей «Укрзализныци», предварительной причиной катастрофы стало грубое нарушение водителем автобуса правил дорожного движения. «Водитель проигнорировал запрещающие сигналы светофорной сигнализации и выехал на переезд в непосредственной близости к приближающемуся поезду, в результате чего и произошло столкновение с локомотивом», говорится в сообщении пресс-службы. Примерно то же рассказывают и уцелевшие пассажиры автобуса.

По их словам, водитель сначала остановился у переезда и даже вышел из кабины, однако потом, несмотря на приближение поезда и крики людей об опасности, выехал на рельсы. Подобное поведение можно объяснить самыми разными причинами, говорят горожане. Нередко водители «маршруток» гонят машину, стремясь выполнить план. Бывает и такое, когда из-за большой нагрузки и усталости у них притупляется чувство опасности и, хуже того, некоторые «взбадривают» себя наркотиками.

Чтобы разобраться в обстоятельствах аварии, по распоряжению министра внутренних дел на место происшествия выехала оперативная группа во главе с заместителем министра Василием Фарынником. В милиции обещают, что ГАИ будет жёстко контролировать пересечение железнодорожных переездов, а также усилит контроль за техосмотром транспорта, который занимается перевозкой пассажиров.

В Марганце рассказывают, что большинство погибших — члены шахтёрских семей из посёлка Городище. Накануне местным горнякам выдавали зарплату, и многие из них решили съездить на вещевой рынок, чтобы купить тёплые вещи к зиме. Водитель автобуса, хотя и имел 36-летний стаж, якобы не имел лицензии на перевозку. Вместе с четырьмя десятками пассажиров он также стал жертвой аварии и погиб под колёсами локомотива.

Вадим РЫЖКОВ, Ольга РЕШЕТИЛОВА, «День»

*****

Состояние потерпевших в ДТП в Марганце — стабильно тяжелое

Все пострадавшиев автокатастрофе в Марганце доставлены в Днепропетровск.

Как передает корреспондент УНИАН, об этом сегодня сообщил журналистам председатель Днепропетровской областной государственной администрации Александр ВИЛКУЛ. 

По его словам, трое пострадавших были доставлены нынешней ночью из Марганца в Днепропетровск.

Все десять пострадавших находятся в Днепропетровской областной клинической больнице имени Мечникова. Их состояние стабильно тяжелое, информировал губернатор. 

А.ВИЛКУЛ сообщил, что похороны жертв трагедии начнутся завтра. А.ВИЛКУЛ также отметил, что сегодня начнутся выплаты родственникам погибших на захоронение. По словам председателя ОГА, «Укрзалізниця» выделил семьям погибших и пострадавших 500 тыс. грн. Кроме того, 200 тыс. грн. выделені из областного бюджета Днепропетровской области.

Читайте также: