Кто и как зарабатывает на украинском конфликте
События на Украине многих заставили задуматься о будущем, некоторых сподвигли на действия. Нашлись и те, кто умудрился получить от происходящего выгоду. Это не политики – обычные граждане, наделенные, однако, предпринимательским талантом. Не отстают и люди искусства, и профессиональные бизнесмены.
США давно обещали помочь Украине, и вот наконец случилось. Недавно в страну пришла партия американских сухпайков – всего 330 тысяч штук. Такой сухпаек рассчитан на один прием пищи; помимо основного горячего блюда, в него входят чай, растворимые кофе или какао, десерт в виде печенья или галет и жвачка.
Но первыми запах финансовой удачи почувствовали мошенники. В январе на Майдане появились люди, которые собирали деньги якобы на его функционирование – бесплатный кофе, палатки и прочее. Правда, бизнес быстро затух. Пресс-служба «Батьковщины» выступила с заявлением, что деньги на Майдан собираются строго в одном месте – на входе в Дом проф-союзов, остальное – лапша, которую щедро развешивает предприимчивое жулье.
Мошенники отступили, но не сдались. Две недели назад мне на электронную почту поступил «крик о помощи» якобы от американских супругов Джона и Лизы Смит. Их история была изложена на уверенном английском: в Киеве на них напали бандиты, отобрали деньги и телефоны, несчастные американцы хотят домой и просят помочь. Как? Перечислить 2,5 тысячи долларов. На просьбу сообщить телефон гостиницы, в которой остановилась семья, «Джон», не теряя дара английской речи, ответил, что «все это неважно».
В разгар событий на Майдане туристический поток в Киев сильно обмелел. В итоге рестораны, кафе и все, кто зависел от туристов, недополучили прибыль. В первую очередь это коснулось гостиниц, однако…
– Сделать деньги смогли те отели, которые находятся недалеко от Майдана, – рассказывает Дмитрий Заруба, президент Ассоциации малых гостиниц и апартаментов Украины. – Они не остались внакладе благодаря иностранным журналистам.
Гостиница «Украина», например, окна которой смотрят прямо на площадь Независимости, подняла стоимость одноместного номера с сотни до 600 долларов за сутки. Сейчас на площади затишье, и прайс опустился до прежних 100 баксов. У отельеров надежда на май: в Киеве будут выбирать президента, а значит, в столицу снова съедутся зарубежные СМИ.
Во время беспорядков возрос спрос на услуги охранных предприятий. Охрану заказывали в основном владельцы частной собственности в Печорском районе Киева.
– Многие, кто никогда к нам раньше не обращался, просили поставить имущество на кнопку тревожной сигнализации, – вспоминает Павел Сергиенко, заместитель директора по оперативной работе одной киевской охранной фирмы. – Клиенты, которым мы уже оказывали услуги, просили усиления: выставить побольше охранников, выдать им больше оружия…
Учитывая то, что услуги охранника в Киеве стоят 10 тысяч гривен в сутки, заработали секьюрити неплохо.
Сориентировались и продавцы сувениров. Народ охотно покупает магниты, флаги, консервные банки с воздухом Евромайдана и прочий креатив. Это добро продают и на Крещатике, и у Киево-Печерской лавры, и в интернет-магазинах. Через сайт slando.ua Алексей из Киева продает календари с фотографиями Евромайдана. Цена в розницу – всего 40 гривен.
– У нас ушло уже 10 тысяч экземпляров, календарь переиздается второй раз, – хвалится он и осекается, вероятно, подумав о конкурентах.
Недавно в Киеве стали продавать коврики с изображением Виктора Януковича – те, которые обычно кладут у двери с понятной целью. Стоят они по 60–80 гривен, расходятся, по словам продавцов, лучше флагов.
Для украинских художников Евромайдан стал источником вдохновения. Многие из них видели его собственными глазами. Картины с революционными мотивами сейчас можно найти практически во всех киевских художественных мастерских и лавках, торгующих предметами искусства.
Не отстает от художественной богемы и шоубизнес. Украинская певица Alyosha написала песню «Безоружная» и сняла на нее клип. Песня про любовь – самая обычная, клип – соответствующий. Он скорее всего затерялся бы на просторах интернета среди прочей попсы, если бы не одно обстоятельство: пиарщики певицы раструбили, что Alyosha посвятила песню миру на Украине.
От пиарщиков не отстают маркетологи: если есть событие – значит, под него можно что-нибудь придумать. Например, новую услугу. Один из операторов сотовой связи без уведомления подключил всем абонентам услугу «Конференц-связь» и взялся списывать с их счетов по 1 гривне в день в фонд украинской армии. Такой фонд в стране действительно создан, но пользователи не уверены, что деньги уходят именно туда. Впрочем, при желании опцию можно отключить.
Жителей Крыма тоже никто не заставляет покупать правовую литературу, однако сейчас сборники российских законов – хит в крымских книжных магазинах.
– Сначала мы не успевали за спросом, но сейчас все российские кодексы отпечатаны и в наличии, – говорит Екатерина, продавец магазина «Крымкнига» в Симферополе.
Сейчас цены на российские своды законов несколько выше, чем на украинские. Но через пару недель потребность в Уголовном и прочих кодексах будет удовлетворена. И тогда предприимчивые граждане придумают что-то еще. Хочешь добиться успеха, пользуйся моментом – это понимают и политики, и предприниматели, и мошенники.