Что произошло с реформой полиции? И на что именно пошли миллиарды народных денег?
Установлено, что с момента образования патрульной полиции из ее состава уволилось 1944 человека (в 2016 году — 421, в 2017 году — 1523), в том числе по собственному желанию — 1150, по отрицательным мотивам — 300, по другим причинам — 494. Что же произошло со столь желанной реформой? Почему те, кто присягнул на верность украинскому народу и поверил в изменения, уходят? И на что именно пошли миллиарды?
«Моя новая полиция». Под таким вожделенным лозунгом в 2015 году в Украине стартовала серьезная реформа, которая должна была изменить правоохранительную систему, дискредитировавшую себя вымогательством, взяточничеством и насилием.
Новый правоохранительный орган создавали буквально с нуля. Новая форма, транспорт, оснащение и, конечно, новые подходы. На все это за три года Украина потратила 43 млрд гривен. Стержнем же новой полиции должны были стать новые политические лица, незапятнанные деятельностью в системе. Одна из таких — соратница экс-президента Грузии Михеила Саакашвили Хатия Деканоидзе.
При президентстве Саакашвили она руководила администрацией Совета безопасности в Грузии, была ректором Академии полиции МВД, а позже стала министром образования. В 2015 году Кабмин назначил ее главой Национальной полиции Украины. Основной задачей Деканоидзе стала переаттестация старых кадров МВД.
«Я буду честной и скажу, что нам не удалось искоренить коррупцию в наших органах». С этими словами Хатия Деканоидзе подала в отставку через год после назначения. Еще через год уже сами полицейские начали массово писать заявления об увольнении.
Установлено, что с момента образования патрульной полиции из ее состава уволилось 1944 человека (в 2016 году — 421, в 2017 году — 1523), в том числе по собственному желанию — 1150, по отрицательным мотивам — 300, по другим причинам — 494. Что же произошло со столь желанной реформой? Почему те, кто присягнул на верность украинскому народу и поверил в изменения, уходят? И на что именно пошли миллиарды?
С декабря 2017 года по март 2018 года Счетная палата Украины провела аудит полицейской реформы. В ходе проверки аудиторы в официальном отчете озвучили реальное количество разбитых служебных автомобилей и количество милиционеров, которые восстановились в должностях через суд; обнаружили оплаченные, но невыполненные работы и посчитали полицейских, которые уволились по собственному желанию.
593 милиционеров, не прошедших аттестацию, восстановились в полиции через суд
После подписания президентом закона «О новой полиции» министр внутренних дел Арсен Аваков на своей странице в ФБ заявил, что никакого автоматического перехода «из милиции в полицию» в Украине не будет. Каждый сотрудник новой полиции должен пройти проверку на соответствие новым требованиям.
— Никто не перейдет автоматически из милиции в полицию! Везде переход будет сначала обусловлен структурными изменениями в подразделениях в соответствии со стратегией реформы. Затем тестирование и собеседование, конкурсные наборы — полная переаттестация личного состава, — писал министр.
Переаттестация милиционеров, действительно, проводилась. «Провалив» экзамен, недовольные «правоохранители» даже митинги под МВД устраивали. Переаттестацию в рядах Нацполиции не прошли 5257 сотрудников.
Позже, как выяснили аудиторы, в течение 2016-2017 годов, 593 полицейских, которых уволили по результатам аттестации — по решениям судов, возобновились в должностях. А в качестве бонуса за время вынужденного прогула им выплачено 16 млн грн.
Нарушители в форме: за два года по вине полицейских произошло 730 аварий
На второй год после создания новой полиции количество ДТП на дорогах Украины увеличилась с 139 тыс в 2016 году до 147 тыс в 2017 году. Количество ДТП с пострадавшими также выросло на 5%. Как показал отчет Счетной палаты, за 2016-2017 годы в Украине произошло почти 2000 аварий с участием полицейских автомобилей.
Всего на момент проведения аудита в патрульной полиции Украины было 1876 автомобиля, 1196 — новые Toyota Prius. Эти автомобили в течение 2015-2016 годов, полиция получила от компании «Сумитомо Корпорейшн» в рамках Украины-японского соглашения по средствам Киотского протокола на сумму более 500 млн грн.
Министр внутренних дел Арсен Аваков и экс-глава нацполиции Хатия Деканоидзе на презентации первого полицейского Mitsubishi Оutlander PHEV. ФОТО: GLAVCOM.UA
Более трети из двух тысяч ДТП, а именно — 732, произошли по вине полицейских. То есть, из-за нарушения правил дорожного движения самими правоохранителями. В начале 2018 года в нерабочем состоянии было более 300 автомобилей, 100 из которых, балансовой стоимостью более 22 млн грн, восстановлению практически не подлежат.
Зато Министерство внутренних дел в ответ на официальный запрос «Украинской правды» сообщило совсем другую цифру — повреждено всего 35 служебных автомобилей, 22 — из которых уже, якобы, отремонтированы.
«07.11.2015 для нужд органов полиции аппаратом НП было приобретено 1412 ед. автомобильного транспорта специализированного назначения, из которых автомобили для перевозки взятых под стражу лиц на базе Ford Transit LWB Van Jumbo и Fiat Doblo Maksi XL, микроавтобусы на базе Ford Transit, автобусы „Атаман“, легковые автомобили на базе Renault Duster, Skoda Rapid Active, а также Mitsubishi Outlander PHEV с гибридной силовой установкой (приобретенные Государственным учреждением „Центр обслуживания подразделений Национальной полиции Украины“ в 2016 году). Из числа указанного автотранспорта в процессе эксплуатации были повреждены 35 ед., отремонтированы 22 ед. (в отношении других 13 ед. продолжаются ремонтные работы или ремонт не производится до завершения соответствующих судебных разбирательств)», — говорится в ответе на запрос.
Называя такие скромные цифры, Министерство внутренних дел, очевидно, лукавит. В отчете Счетной палаты количество поврежденных в ДТП служебных автомобилей в десятки раз превышает озвученную министерством цифру. Есть в отчете и «особые автомобили», которые стали участниками ДТП по 6, а то и 8 раз. Аудиторы даже номерные знаки таких автомобилей не скрывают:
«… Автомобиль г.н.з. 1537, закрепленный за управлением патрульной полиции в г. Киеве, попадал в ДТП 8 раз, автомобили с г.н.з. 0591 и 1012 — 7 раз, автомобили с г.н.з. 1470, 3143 и 3130 — 6 раз».
Не совсем правдивым выглядит ответ МВД еще и на фоне информации об авариях с участием полицейских, которая просто переполнила страницы интернет-изданий.
Например, в Виннице полицейские разбили в ДТП очередной Toyota Prius, а в в Закарпатской области полицейских, попавших в ДТП на служебном авто, отстранили отслужбы. В Скадовске (Херсонская область) двое травмированы в результате столкновения авто патрульной полиции и кареты «скорой помощи», а в столице столкнулись автомобиль марки Subaru с полицейским Toyota Prius.
По информации аудиторов, виновными в авариях часто являются сами полицейские. В течение 2016-2017 годов по их вине произошло аж 730 ДТП. Но не каждая из этих аварий стала предметом служебного расследования: по 174 дорожно-транспортным происшествиям расследования вообще не проводились.
По информации аудиторов, виновными в авариях часто являются сами полицейские
То есть, существует некая избирательность. Пока одним патрульным, которые попали в аварию на служебных авто, просто выписывают выговоры, от других Департамент патрульной полиции требует компенсировать убытки за служебные автомобили в судебном порядке.
Например, городской суд Винницы обязал полицейского компенсировать 150 тыс грн, потраченные на ремонт Toyota Prius. Находясь за рулем служебного автомобиля при исполнении служебных обязанностей, работник полиции пересек двойную сплошную линию разметки и столкнулся с автомобилем Ford Focus.
Решить проблему с высокой аварийностью, по мнению аудиторов, можно, в частности, внедрив требование к профессиональным водительским навыкам полицейских. Ведь сейчас такие требования вообще не выдвигаются:
«Подтверждением этого является размещенные на сайте управления патрульной полиции в Харьковской области требования к кандидатам на должность патрульного полицейского: возраст от 20 до 35 лет, наличие водительского удостоверения категории В или готовность получить его до начала обучения». Кроме того, аудиторы предлагают Нацполиции ввести механизм ответственности за повреждение служебных авто.
Ремонт автомобиля в три раза дороже его стоимости
«Кладбище полицейских автомобилей» — фото с такими подписями время от времени появляются в сети Интернет.
На фото — разбитые полицейские машины. Почти то же самое, но более четко и с конкретными цифрами — в отчете аудиторов. 100 автомобилей разбиты настолько, что практически не подлежат восстановлению. Для наглядности проверяющие даже описывают, при каких условиях произошло то или иное ДТП.
Например, инспектор управления патрульной полиции в городах Краматорск и Славянск «не справился с управлением автомобилем и съехал в кювет с последующим опрокидыванием». За ремонт этого автомобиля заплатили 790 тыс. грн, что в три раза дороже балансовой стоимости автомобиля. И такие случаи не единичны. Согласно отчету Счетной палаты, ремонт разбитых автомобилей часто превышает их стоимость.
Так, в частности, балансовая стоимость 27 полицейских Toyota Prius составила 5,7 млн грн, а стоимость их ремонта в два раза выше — 10,8 млн грн. Аудиторы такой ремонт оправдано называют экономически невыгодным.
Полиция Харькова оплатила воздух
Не менее серьезная проблема, которую обнаружили аудиторы — неэффективное использование бюджетных средств. Один из самых красноречивых случаев Счетная палата зафиксировала в Харькове. Там в 2017 году Главное управление Нацполиции области заключило договор с частным предприятием на услугу по монтажу компьютерной сети.
По документам, которые проверили аудиторы Счетной, фирма установила сеть. За эту услугу полиция заплатила ей 48 тыс. грн. Но во время проверки аудиторы обнаружили, что на самом деле предприятие ничего не устанавливало. То есть, полиция заплатила 48 тыс за невыполненную услугу. Уже во время аудита предприниматель, имя которого Счетная палата не называет, вернул деньги на счет полиции.
Не хватает видеорегистраторов
Видеорегистраторы или нагрудные камеры полицейских — предмет, вокруг которого в последние годы идут жарские споры. Некоторые считают, что фиксируя всех без исключения — и тех, кто нарушил ПДД, и тех, кого остановили, чтобы просто проверить документы — полицейские нарушают право на приватность. В то же время, само видео с этих нагрудных камер неоднократно становилось решающим в неоднозначных ситуациях. И в случаях, когда задержанные не выполняли правомерные требования полицейских, и в случаях, когда сами полицейские превышали свои полномочия.
То есть, в обоих случаях видео с камеры — это доказательство для доказывания вины любой из сторон. Но нагрудными камерами обеспечены далеко не все полицейские. Счетная палата обнаружила, что некоторые подразделения патрульной полиции обеспечены нагрудными и автомобильными камерами менее чем наполовину. Для наглядности аудиторы называют такие цифры:
«В управлении патрульной полиции в Одесской области из 590 персональных видеорегистраторов 290 нуждаются в ремонте. Полученные управлением патрульной полиции в Харьковской области 80 автомобильных камер не укомплектованы картами памяти, из-за чего не задействованы в работе. И такие примеры не единичные».
Не лучше обеспечены подразделения патрульной полиции планшетными персональными компьютерами, которые используются для доступа к базе данных автоматизированных рабочих мест, получения информации, документирования фактов и тому подобное.
На внедрение системы видеофиксации нужен миллиард гривен
Уменьшить смертность на дорогах правительство Украины еще с 2015 года планирует, в частности, внедрением системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. На дорогах Украины уже появились первые камеры.
В мае этого года начальник Главного сервисного центра МВД Владислав Криклий заявил, что руководство правительства поставило задачу запустить систему автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения до конца 2018 року. Но хватит ли Нацполиции финансирования и готова ли нормативная база?
Да, камеры на дорогах уже действительно начали появляться, но камеры — лишь первый этап внедрения системы. Далее, фото или видеодоказательство нарушения правил, зафиксированное камерой, должно по защищенному каналу связи направляться в общий центр обработки данных МВД и Нацполиции. И только после этого сообщения о штрафах и нарушениях направляются нарушителю.
Но центр обработки данных, по информации Счетной палаты, до сих пор не создан. Одна из причин — опять же, недостаточность финансирования. Всего на запуск системы, по расчетам специалистов МВД и Нацполиции, нужно более миллиарда гривен.
В отчете аудиторы публикуют расчеты правоохранителей. Согласно им, только на закупку и ввод в эксплуатацию стационарных и передвижных комплексов автофиксации на автомобильных дорогах государственного значения необходимо более 640 млн грн.
В то же время, финансирование — не единственная проблема. Нормативная база для работы системы также не прописана: технические требования к процедурам обмена информацией между базами данных МВД и других государственных органов, в частности Госпогранслужбы, на время аудита Счетной палаты были только на стадии разработки.
Поэтому сейчас уже установленные камеры на дорогах играют роль, скорее, пугала на огороде. Оно отпугивает, но не более. На этот упрек Нацполиция может, конечно, ответить — на полноценную систему не хватает финансирования. И этот ответ справедлив. Но так же справедливы и замечания аудиторов об отсутствии требований к навыкам вождения автомобилем для полицейских и механизма возмещения поврежденных в авариях авто, хитростей с госзакупками и выборочного наказания полицейских, виновных в авариях.
Автор: Надежда Бурдей, Украинская правда
Tweet