Рыбные войны
По мере истощения рыбных запасов, конкуренция между рыболовецкими флотами различных государств обострилась. По данным ООН, ныне более 100 стран вовлечено в конфликты за право добычи рыбы. В течение последних десятилетий подобные конфликты возникают постоянно, причем периодически поддержку рыбакам оказывают военные. Последним примером такого рода стал конфликт между Россией и Норвегией. Итальянцы перерезали сети греческих рыбаков в Средиземном Море. Боевые корабли Китая и Вьетнама обменивались залпами в Южно-Китайском море, бирманский сторожевик потопил таиландский сейнер и т.д. Рыбные конфликты периодически возникали между Европейским Союзом и Марокко, Тайванем и Аргентиной, Россией и Японией и пр.
Чаще всего конфликты возникают между соседними государствами, имеющими выход к морю. Однако практика показывает, что подобные споры легче всего регулируются. Ситуация осложняется в случае, когда лов рыбы осуществляют траулеры, принадлежащие государству, расположенному вдали от зоны лова. На долю шести государств – России, Японии, Испании, Польши, Южной Кореи и Тайваня – приходится до 90% всего улова рыбы в отдаленных водах. Наиболее страдают от пришельцев Аргентина, Австралия, Канада, Чили, Исландия и Новая Зеландия.
Тресковые войны
Конфликт между Исландией и Великобританией продолжался несколько десятилетий. Британские траулеры и сейнеры вели добычу вблизи исландского побережья, а Исландия (изначально Дания, частью которой Исландия была до 1944 года) пыталась их выдавить оттуда.
“Первая Тресковая Война” разразилась в 1893 году, когда правительство Дании объявило, что иностранные рыбаки не имеют права вести промысел в пределах 13 миль (примерно 24 км от побережья Исландии и Фарерских островов). Это было сделано прежде всего с целью остановить британских рыбаков, которые, тем не менее, демонстративно продолжали вести промысел в запретной зоне. Великобритания не приняла данное условие, так как по мнению англичан, это могло стать заразительным примером и для других стран Северного моря, что могло нанести серьезный удар по рыболовной индустрии Англии. Датские военные корабли арестовывали нарушителей и продавали их корабли и грузы с молотка. В 1899 году кризис достиг пика, когда датские боевые корабли остановили британский траулер Caspian. Капитан траулера согласился перейти на борт датского сторожевика, однако приказал своему помощнику принять командование и скрыться. Пытаясь остановить траулер, датчане обстреляли его и нанесли ему повреждения, однако нарушитель ускользнул. Капитан Caspian предстал перед датским судом и был приговорен к 30-ти суткам тюремного заключения за нелегальную ловлю рыбы и попытку воспрепятствовать правосудию. Поврежденное судно вернулось в Англию, после чего британская печать начала кампанию в защиту рыбаков, призывая военно-морской флот защитить их от распоясавшихся датчан. Дипломатические методы разрешения конфликтов долго не давали результата, в результате, британские рыбаки были вынуждены на время прекратить промысел в этой части Атлантики. Проблема разрешилась сама собой после начала Первой Мировой войны.
“Вторая Тресковая Война” произошла в 1958 году, когда Исландия расширила свою зону юрисдикции над морскими территориями с 4 миль до 12-ти (примерно 19 км) от своего побережья. Великобритания была не в состоянии предотвратить действия Исландии и в 1961 году заключила с Исландией двусторонний договор, признававший это решение (аналогичное соглашение Исландия заключила и с ФРГ).
В 1972 году началась “Третья Тресковая Война” – Исландия неожиданно для всех увеличила свою зону юрисдикции над морскими территориями уже до 50 миль (примерно 80 км). Великобритания и Германия выступили с протестами и обратились в Международный Суд. Суд признал, что прибрежные государства не могут проводить океанские границы исходя лишь из своего национального законодательства. Впрочем, Исландия добилась того, что британцы были вынуждены соблюдать определенные квоты вылова. Для этого был заключен двусторонний договор.
Немедленно после истечения срока действия этого договора началась “Четвертая Тресковая Война”, которая протекала с 1975 по 1976 годы. В этот период времени две страны – участницы блока НАТО\NATO, фактически находились на грани войны. Исландия объявила зоной своей юрисдикции морское пространство, прилегающее к ее берегам на 200 миль (примерно 320 км). Конфликт начался с того, что работники службы береговой охраны Исландии перерезали рыболовные сети британских траулеров. После ряда других столкновений между исландскими и британскими кораблями и траулерами дело приняло неожиданный оборот, когда Исландия пригрозила закрыть важную военную базу НАТО, расположенную в городе Кефлавик. В итоге, Великобритания согласилась удерживать своих рыбаков вне зоны в 200 миль от исландского берега и сократить количество вылавливаемой ими рыбы. В результате этого около 1.5 тыс. английских рыбаков и 7.5 тыс. работников пищевых предприятий Великобритании остались без работы. Фактически Великобритания проиграла все четыре “тресковые войны”.
Тунцовые войны
Этот конфликт начался после того, как Япония объявила о том, что начинает рыбную ловлю в научных целях вблизи западного побережья Австралии. Японские траулеры, в основном добывали тунца и, по утверждению Австралии и Новой Зеландии, объемы лова были весьма далеки от “научных”. Австралия и Новая Зеландия пытаются остановить Японию, в том числе и применяя силу в отношении японских сейнеров.
Другая война за тунец проходила в Бискайском заливе, где промысел вели испанские и французские рыбаки. При этом испанцы норовили ловить рыбу во французских водах, а французы – в испанских. В некоторых случаях военные флоты обоих стран оказывали поддержку “своим” рыбакам.
Крабовая война
Идет с 1980-х годов между Южной и Северной Кореей, которые добывают в Желтом море деликатесные виды крабов. Обе страны не могут договориться о зонах, где возможно вести добычу рыбы и рыбопродуктов. В результате, северокорейские суда заходят в южнокорейскую экономическую зону, а южнокорейские – в северокорейскую. Периодически в конфликт вступают боевые корабли обоих государств. Ежегодно в результате применения оружия сторожевиками Южной и Северной Кореи погибают и получают ранения десятки рыбаков.
Кальмаровая война
Между Великобританией и Аргентиной идет спор за рыболовецкие зоны вокруг Фолклендских (или Мальвинских) островов. Великобритания начала колонизацию Фолклендских островов в 1833 году, сразу после того, как оттуда были изгнаны аргентинские поселенцы. В 1982 году Аргентина попыталась военным путем установить свой суверенитет над Фолклендами, но потерпела поражение. В 1990 году обе страны восстановили дипломатические отношения, однако фолклендский вопрос продолжает оставаться причиной трений. В 1994 году Великобритания расширила свою экономическую зону вокруг Фолклендов до 850-ти миль (примерно 1.4 тыс. км), объясняя это необходимостью защиты популяции кальмаров от хищнического лова. В ответ Аргентина внесла поправки в свою конституцию, которая продекларировала право Аргентины вести добычу рыбы в районе Фолклендов. Военные корабли обоих государств демонстративно присутствуют в спорной зоне, охраняя траулеры. Конфликт приобретает особое значение с ростом цен на кальмаров и истощением традиционных районов лова головоногих в Северной Атлантике.
Палтусовая война
В 1986 году Испания вошла в состав Европейского Союза и согласилась соблюдать 10-ти летний мораторий на ловлю рыбы вблизи побережья Европы (это делалось с целью восстановить поголовье промысловых рыб). Лишившись традиционных мест ловли, испанские рыбаки переместились к берегам канадского Ньюфаундленда. В 1994 году Канада в свою очередь ввела мораторий на ловлю рыбы вблизи северного побережья Ньюфаундленда в границах ее 200-мильной экономической зоны. Попутно Канада и ряд государств, суда которых вели промысел в этом районе, согласились установить квоты на вылов рыбы (квоты выделенные канадцам были больше, чем квоты, выделенные всем остальным странам – участницам соглашения). Обиженные государства – члены Европейского Союза пытались внести изменения в размеры квот, но Канада стояла на своем.
9 марта 1995 года у побережья Канады в зоне Большой Банки (обширной отмели у берегов Ньюфаундленда) три канадских патрульных корабля начали преследование испанского траулера Estai, который подозревался в нарушении международного рыболовного законодательства. Преследование продолжалось несколько часов. ВМФ Канады был приведен в состояние боевой готовности. Премьер-министр Канады даже разрешил военным морякам применять оружие. В конце концов, уже в международных водах, канадскому сторожевику Cape Roger удалось сесть Estai на хвост. Увидев, что Estai не собирается останавливаться, Cape Roger, до этого задержавший пять других испанских траулеров с помощью водометов, применил боевое оружие. Им были произведены четыре предупредительных очереди из крупнокалиберного пулемета в сторону Estai, капитану испанского рыболовного судна было дано пять минут на остановку корабля – в противном случае Cape Roger угрожал открыть огонь на поражение. Только после этого Estai сдался. Канадские инспектора обнаружили, что 79% выловленных палтусов не достигают длины в 38 см., а 6% – меньше 17см (разрешалось вести лов взрослых палтусов длиной от 60 см). Кроме того, анализ судового журнала показал множество нарушений, связанных с сокрытием реальных размеров улова судна. Капитану Estai были предъявлены обвинения в незаконном лове палтуса, препятствовании задержанию, порче рыболовного оборудования и отказе остановиться после требования властей (он был выпущен под залог в $8 тыс.). После этого инцидента испанские и португальские рыболовные траулеры покинули зону Большой Банки.
13 марта Испания направила свои военные корабли в зону Ньюфаундленда для защиты рыбаков. Европейский Союз встал на сторону Испании, назвав действия канадцев “пиратскими” и пригрозил ввести против Канады экономические санкции. 28 марта 1995 года Испания направила иск в Международный Суд в Гааге, аргументируя, что Канада не имела права арестовывать испанское судно в международных водах. В свою очередь Канада проинформировала суд, что последний не имеет права разрешать данный диспут, так как Канада в своей декларации от 10 мая 1994 года ввела оговорку, согласно которой Международный Суд имеет юрисдикцию при решении всех видов конфликтов, за исключением тех, которые возникли в результате усилий Канады по охране правил по консервации морских ресурсов в северо-западной части Атлантического океана. Суд признал правомочность заявления Канады и отказался рассматривать иск Испании. В сентябре 1995 года конфликтующие стороны достигли соглашения и пересмотрели размеры квот в пользу европейцев.
Палтусовые войны проходили не только между Канадой и Испанией. По схожему сценарию проходили конфликты между Аргентиной и Тайванем, а также Китаем и Маршалловыми Островами.
Лососевая война
Рыба испортила отношения даже между такими близкими союзниками, как США и Канада, когда указанные страны не смогли договориться о распределении квот на вылов лосося. Главная проблема заключается в том, что лосось, обитая в океане, тем не менее, нерестится в пресных водах, тем самым порождая трудности в определении страны, которая является собственником этого вида рыбы. Традиционно считалось, что право хозяина принадлежит той стране, на территории которой лосось появился на свет, то есть, та страна, на территории которой была отложена лососевая икра, имеет право на добычу лососей. Тем не менее, так как при миграции лососи из одной страны смешиваются с лососями другой, определить “место рождения” той или иной рыбины практически невозможно.
Канадцы требуют от США уменьшить количество улова нерки, которая мигрирует в бассейн реки Фрейзер (Канада). Американцы, в свою очередь, требуют от канадцев сократить улов кижуча, проплывающего около Острова Ванкувер, чтобы большее количество рыбы смогло возвратиться в территориальные воды США. В 1985 году было подписано канадско-американское соглашение о ловле лосося, согласно которому были установлены квоты на вылов этой рыбы, впоследствии замененные пошлиной за использование канадских территориальных вод американскими сейнерами. Тем не менее, выполнение данного соглашения столкнулось со множеством трудностей. Канада и США обвиняли друг друга в нарушениях соглашения.
В 1997 году срок действия данного соглашения истек, а США и Канада возобновили переговоры с целью разрешения проблемы распределения квот. Однако переговоры успехом не увенчались. 27 мая 1997 года американский траулер Christina был задержан канадскими властями (как считается, это было сделано для того, чтобы продемонстрировать Вашингтону серьезность намерений Канады). По свидетельству канадской стороны, американское судно не предупредило канадцев о своем заходе в территориальные воды Канады. Канада ужесточила режим входа в свои воды, требуя от всех морских судов заблаговременно предоставлять опознавательную информацию. Канадская сторона доказывала, что американские службы береговой охраны также требуют от канадских судов немедленного оповещения о входе в территориальные воды США. Государственный Департамент США\State Department сразу же заявил о прекращении переговоров до тех пор, пока не образуется “конструктивная и дружественная атмосфера”, необходимая для дискуссий.
Конфликт дошел до того, что в июле 1997 года около 200 канадских траулеров преградили дорогу американскому кораблю Malaspina, который пытался войти в канадский порт с грузом свежепойманого лосося и несколькими сотнями туристов на борту. Одновременно канадские корабли задержали два американских траулера, ловивших рыбу без получения соответствующего разрешения. Конфликт с Malaspina был разрешен после того, как США пригрозили не допускать американских туристов в этот район Канады.
В 1999 году США и Канада заключили новое соглашение – квоты США на добычу лосося были уменьшены, кроме того, США согласились выделять значительные средства на восстановление поголовья этой рыбы.
— 11.11.2005