«Малолетняя» преступность: ювенальные суды «перекуют» шпану?
В одиннадцати украинских воспитательных колониях ныне проходят «перековку» 2215 несовершеннолетних. Более половины из них были осуждены за воровство и кражи, четверть — за разбой и грабежи, 10% — за нанесение тяжких телесных повреждений или убийство. Возрастная статистика такова: 14—16-летних преступников в колониях 13%, 15—16-летних — 28%, 17—18-летних — 39%. Почти каждый третий приговорен на срок от одного до трех лет, каждый пятый — на срок более пяти лет. В колонии ежегодно попадают 70—90 несовершеннолетних, которые не знают грамоты. В Киеве 16—17 января 2007 года прошел Международный научно-практический семинар «Опыт внедрения ювенальной юстиции в странах постсоциалистического режима».
Первый «детский суд» был создан в Чикаго в 1899 году. В Великобритании серия законов о детях и молодежи принята в 1908 г. Во Франции ювенальный суд появился в 1914 году. В отличие от остальных стран Европы, где пропагандой ювенальной юстиции занимались педагоги и психологи, во Франции создание суда для несовершеннолетних инициировал инженер Эдуард Жюлье, который после возвращения из США в 1906 году сделал в парижском социальном музее доклад на означенную тему. В настоящее время в мире существует несколько различных эффективно действующих моделей ювенальной юстиции — англо-американская, континентальная и скандинавская.
Пионером в деле создания ювенальной юстиции в постсоциалистическом лагере стала Польша. Закон «О производстве по делам несовершеннолетних» был принят еще в 1982 году. В последующие годы в него было введено более десятка изменений, дополнений и поправок. Однако, как считают специалисты, польское законодательство сейчас уже во многом не отвечает международным стандартам.
Система ювенальной юстиции в настоящее время эффективно разрабатывается в России. В отдельных регионах внедряются проекты по введению ее в действие. В 2001 году в Ростовский области был запущен пилотный проект «Поддержка осуществления правосудия в отношении несовершеннолетних», направленный на внедрение в судах общей юрисдикции международно-правовых стандартов ювенальной юстиции. В результате в 2004 году в Таганроге был открыт первый в России ювенальный суд. Опыт Ростовский области получает в стране все большее распространение. Ювенальный суд создан на базе одного из судов Москвы, идет подготовка к открытию аналогичного суда на Камчатке. В России уже создан проект федерального закона «Основы законодательства о ювенальной юстиции»…
В 2005 году была разработана Концепция «Создание и развитие системы ювенальной юстиции Украины».
Одним из основных принципов Концепции является положение, согласно которому реформирование системы правосудия Украины должно осуществляться в направлении изменения способа реагирования на правонарушение несовершеннолетних от карательного к восстановительному, реабилитационному, охранительному. В этом заключается принципиальное отличие ювенального правосудия от современного «взрослого». Это подразумевает создание системы специальных судов, которые со временем должны стать центральным элементом всей ювенальной юстиции, объединяющей усилия государственных и негосударственных институций, работающих с детьми.
Принципиально важным элементом Концепции является положение и о создании института пробации для несовершеннолетних, к функциям которого будут относиться подготовка рекомендаций органам судопроизводства о назначении оптимального способа влияния (воспитательного и профилактического характера); профилактика повторного правонарушения; содействие социальной адаптации и реинтеграции несовершеннолетнего правонарушителя.
В 1995 году Верховная Рада приняла Закон «Об органах и службах по делам несовершеннолетних», в котором предусмотрено создание при судах института судебных воспитателей. В 2001 году приняты Законы «Об охране детства», «О социальной работе с детьми и молодежью», «О предупреждении насилия в семье». В то же время Закон «Об охране детства» почти полностью повторяет Конвенцию ООН о правах ребенка, но не содержит реального механизма защиты прав детей. В Законе «О предупреждении насилия в семье» основной акцент сделан на административных методах со стороны МВД, что, по мнению специалистов, является отступлением от принципов Конституции и современной международной практики.
Заметным шагом к внедрению ювенальной юстиции стало то обстоятельство, что в настоящее время в судах Украины введена специализация судей, которые рассматривают дела о преступлениях несовершеннолетних. Авторы Концепции отмечают постепенную трансформацию системы правосудия от превалирования карательной модели правосудия к реституционной и реинтеграционной. При этом констатируется, что количество юристов, адвокатов и общественных деятелей, которые работают в «детской сфере», по-прежнему остается недостаточным. Очередным шагом к внедрению системы ювенальной юстиции должно, по мнению членов рабочей группы, стать создание Национальной государственной программы, которая бы предусматривала комплексное внедрение основных составляющих ювенальной юстиции. Авторы обозначают семь модулей: кадровый (подготовка специалистов в области ювенальной юстиции), законодательный (создание соответствующей законодательной базы), институционный (создание ювенальных судов и центров), образовательно-научный, аналитический, информационный (пропаганда идей и принципов ювенальной юстиции в украинском обществе), финансовый.
В настоящее время в рабочей группе идет доработка Проекта национального плана действий в отношении ювенальной юстиции в Украине с учетом конкретных сроков реализации. Индикаторы выполнения задач таковы. До 2010 году в Украине должно функционировать не менее 30 ювенальных судов. До 2016 года. ювенальные суды должны работать в каждой области, районе, городе, районе города, а центры пробации — в каждой области, в Киеве и Севастополе. До 2010 года не менее 50%, а до 2016 года не менее 85% детей и молодых людей, освобожденных из мест лишения свободы, должны обеспечиваться безопасным местом проживания, быть устроены на работу или определены на учебу.
Анализируя причины повышения детской преступности в Украине и определяя пути выхода из этой ситуации, авторы Концепции отметили, что одним из главных остается вопрос о характере и роли государства в регулировании процессов осуществления правосудия по отношению к ребенку.
Олег Слепынин, Зеркало недели
Tweet