Аферы: кредит под принуждением. «Умом понимала, что мною манипулируют, а встать и уйти уже не могла»

Киевлянки, «накупившие» косметики на 10 тысяч гривен, намерены судиться с фирмой, навязавшей женщинам потребительский кредит в банке. Новый вид «добровольно-принудительного» кредитования появился в Украине. Правда, приемы все те же: расчет на доверчивость людей и их неодолимое стремление к пресловутой дармовщине.

Женщинам звонят, как правило, на мобильный телефон, приглашают на бесплатную спа-процедуру и обещают молниеносный омолаживающий эффект. А в реальности с помощью психологических манипуляций навязывают оформление потребительского кредита на крупные суммы.

В редакцию пришли две жертвы таких «косметологов» — женщины здравомыслящие, рассудительные, обе с высшим образованием (в том числе юридическим) и рассказали, как их одурачили.

«Оказалось, что на весь спа-салон только один умывальник, да и тот в туалете!»

— Я пенсионерка, получаю крохотную пенсию и, чтобы свести концы с концами, подрабатываю сиделкой возле больных стариков, — рассказала Гельмадина Андрейченко. — Когда мне позвонили и предложили бесплатно пройти косметологическую процедуру, я даже обрадовалась. Хотелось расслабиться и забыть о проблемах.

К тому же подруга очень рекомендовала, сказала, что удовольствие гарантировано. На вопрос, зачем приходить с паспортом, ведь такого требования нет ни в одном спа-салоне, мне объяснили: салон, мол, находится в помещении со строгой пропускной системой, и с помощью паспортных данных легче отслеживать однократное прохождение процедуры. Мне это показалось разумным.

Правда, я удивилась, почему девушка-косметолог нанесла мне маску на половину лица, но она пояснила, что так будет заметнее моментальный эффект от их чудодейственной косметики. Однако я сразу поняла, что эти люди используют специальные методы воздействия на психику. Сейчас есть много приемов — от нейролингвистического программирования до гипноза.

Сначала «косметолог», у которой, как мне показалось, не было ни образования, ни знаний о косметике, работала очень близко от меня, нажимала на определенные точки на голове и говорила определенные фразы. Потом «обработку» продолжил директор, задавая вопросы, на которые помимо воли отвечаешь «да»: понравилась ли вам процедура, вы хотели бы иметь такую косметику, вежливо ли с вами обращались? И после трех моих утвердительных ответов сразу же предложил купить чемоданчик с набором косметики. В какой-то момент я потеряла над собой контроль — умом понимала, что мною манипулируют, а встать и уйти уже не могла.

*«Не надейтесь на свою рассудительность, а от греха подальше не ходите на разные бесплатные процедуры», — с горечью говорит киевлянка Елена Боровик, которая взяла кредит на сумму 10 тысяч 300 гривен

 «Не надейтесь на свою рассудительность, а от греха подальше не ходите на разные бесплатные процедуры», — с горечью говорит киевлянка Елена Боровик, которая взяла кредит на сумму 10 тысяч 300 гривен

Дальше меня пригласили в другой кабинет и стали рассказывать: вам несказанно повезло, ведь выплатить за косметику можно в рассрочку. Слово «кредит» даже не прозвучало! Все было настолько стремительно, что я никак не могла сосредоточиться. Пыталась прочесть условия договора, но не могла вчитываться в мелкий шрифт — очки оставила дома. Сзади стоял мужчина, который постоянно меня отвлекал, показывая тюбики с косметикой и перечисляя ее достоинства, — словно пытался оглушить потоком информации.

Как потом оказалось, именно этот мужчина и был представителем банка! Помню только, как девушка протягивает бумаги и, не давая мне опомниться, говорит: «Подпишите здесь и теперь вот здесь». А я при этом думала: «Что же я делаю?!». В итоге я подписала договор купли-продажи косметики на семь тысяч гривен и потребительский кредит, который вместе с процентами выливался в сумму свыше 10 тысяч гривен.

И вот я уже стою с черным чемоданчиком, полным ненужной мне косметики. В себя пришла только на следующий день. Увидев, что некоторые тюбики вскрыты, решила сдать продукцию. Мне отказали, но предложили работу в колл-центре фирмы. Причем в такой форме, будто осчастливили. При этом я не подавала заявления о приеме на работу и ни разу не расписывалась в ведомостях о зарплате.

Мне вручили распечатку так называемой «Говорилки по холодной базе» — образец текста, который надо говорить возможному клиенту во время звонка: обещать бесплатную омолаживающую спа-процедуру для лица, эффект от которой заметен сразу же. Можно прийти в салон самому или к человеку приедет «косметолог» прямо на дом! А номера телефонов мне дали из базы компании, которая недавно продавала в Киеве супер-пылесосы по пять тысяч долларов.

Гельмадина Андрейченко оставила в редакции образец «говорилки» и один из бланков с названием торговой марки пылесоса, распространявшегося исключительно агентами сетевого маркетинга. Бланк представляет собой мини-досье на потенциального клиента, в котором указано, по чьей рекомендации следует звонить, какой агент «уговорил», есть даже дата встречи с клиентом, его полные данные, номера телефонов, адрес, состав семьи, количество комнат в квартире и даже наличие в доме животных. В примечаниях значится, что семья состоит из двух пенсионеров. И самое потрясающее: адрес в бланке — того же офиса «пылесосников», который теперь занимают «косметологи». То есть у пенсионеров теперь будут выманивать деньги за дешевую и некачественную косметику.

По утверждению успевшей какое-то время поработать в этой странной фирме Гельмадины Андрейченко, дела шли прекрасно, и фирма даже собиралась расширяться: открыла два новых офиса в спальных районах Киева и несколько филиалов по Украине. Пенсионерка видела женщин, которые прямо в офисе оставляли по 10 тысяч гривен наличными и уходили с черными кейсами. Но большинство жертв мошенников все-таки оформляли кредит.

Как только Андрейченко начала задавать неудобные вопросы, ее сразу же уволили из фирмы. Тогда женщина нашла в интернете сайт, на котором объединились пострадавшие от этой фирмы из России и Украины, созвонилась с еще одной жертвой аферистов киевлянкой Еленой Боровик, подписавшей потребительский кредит за косметику на сумму 10 тысяч 300 гривен.

— У меня была такая же процедура, но лично мне сразу же бросилось в глаза, что квартира совершенно не приспособлена под спа-салон, — вспоминает Елена Боровик. — Когда я захотела после процедуры умыться, оказалось, что на весь спа-салон только один умывальник, да и тот в туалете! А ведь само название «спа» — аббревиатура от латинского «Sanus per Aquam», что в переводе с латыни означает «здоровье с помощью воды».

Еще я заметила, что в кабинете стоит видеокамера. Как оказалось впоследствии, изображение с этой камеры выводится на большой экран в кабинете директора. За клиентом и сотрудниками салона ведут непрерывное наблюдение и фиксируют все разговоры.

…Когда на следующий день после «процедуры» я пришла в себя, то позвонила в Международную аптеку Израиля, и спросила, знакома ли им такая-то косметика? Фармацевт не был готов ответить, но перезвонил через несколько дней сам, и сообщил, что эта косметика профессиональная, хотя в Израиле она распространяется только в массажных салонах, медицинских центрах и салонах красоты. Но у этой фирмы нет права продавать свой товар в обычных магазинах.

«Город, в котором якобы производится косметика, на самом деле оказался торговой маркой, под которой выпускают… крем для обуви»

— Я позвонила в израильский медицинский центр косметологии и узнала, что о такой косметике и они не слышали, — продолжает Елена Боровик. — А когда нашла в интернете отзывы, то расплакалась. Женщины из Киева, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Ростова-на-Дону и других городов писали, что это очередной лохотрон. Я даже дозвонилась в службу общественного контроля по защите прав потребителей Москвы. Но там отказались дать телефоны пострадавших.

На следующий день я приехала в банк, чтобы расторгнуть кредитный договор, и попросила позвать мне представителя банка, который при подписании документа в «спа- салоне» не присутствовал. Мне ответили, что его сейчас нет на месте, а заявление о том, что я хочу расторгнуть договор на потребительский кредит, не приняли, ссылаясь на постановление Кабинета министров, которым утвержден перечень товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену и возврату. Косметика входит в этот перечень.

Поскольку в «спа-салоне» отказались принимать у меня злосчастный чемоданчик, чтобы я не успела этого сделать в 14-дневный срок, я стала штудировать закон о защите прав потребителей и нашла там пункт, согласно которому позволяется вернуть товар продавцу в присутствии представителя правоохранительных органов или управления защиты прав потребителя. Но особой поддержки и рвения чиновников я не ощутила. Пришлось написать заявления и ждать ответы.

Киевлянка самостоятельно провела настоящее расследование. Пообщавшись по скайпу с косметологами в Тель-Авиве и Иерусалиме, узнала, что такая косметика существует, но она очень дешевая. Город, в котором якобы ее производят, на самом деле оказался торговой маркой, под которой выпускают… крем для обуви.

А на косметике из чемоданчика Елены почему-то написано, что эта продукция сделана в Китае. Однако непонятно, это китайская подделка под дешевый израильский продукт или все-таки легальный товар. В Украину же косметика попала через представителя в Днепропетровске. В институте, выдавшем заключение к выводу государственной санэпидэкспертизы, Елене заявили, что с частными лицами, даже если они пострадали и хотят провести экспертизу купленного товара, их учреждение не работает. Мол, пусть этим занимается милиция.

— В милиции и в прокуратуре заявили, что раз я сама подписала договор о купле-продаже и кредитный договор, значит, понимала, что делаю, — с горечью объяснила Елена Боровик. — А то, что это было сделано под психологическим давлением и гипнотическим прессингом, никого не интересовало. Но заявление у меня все же вынуждены были принять. Я просила сделать контрольную закупку, провести проверку и возбудить уголовное дело по факту мошенничества. В банке мое заявление на расторжение договора о кредите скрепя сердце приняли аж на пятый день после подписания договора и лишь после моих очень настойчивых требований.

— Хорошо бы, чтобы правоохранители поинтересовались, как в Днепропетровске китайский товар стал израильским и как он прошел таможенный контроль на нашей границе, — рассуждает Елена Боровик. — Почему у продавцов нет документов производителя о качестве товара? Проводились ли клинические испытания продукции? Все эти вопросы должны были бы задать чиновники, выдававшие разрешения сомнительной фирме. Но самое ужасное, что людей продолжают безнаказанно обманывать! Если вас пригласят в «спа-салон» на Оболони на улице Раисы Окипной, или в центральный офис на улице Маршала Тимошенко, лучше не надейтесь на свою рассудительность, а от греха подальше не ходите на такие бесплатные процедуры!

На сайте, где такие же пострадавшие обсуждали эту ситуацию, я оставила свой номер мобильного телефона. И мне начали звонить киевлянки — обратились 13 жертв этих мошенников. Каждая написала свое заявление во все инстанции. Хотя некоторые все же выплатили деньги по кредиту, не выдержав звонков из банка с угрозами.

На множественные запросы и заявления пострадавших от «косметологов» начали поступать формальные ответы. Так, Днепровская районная санэпидстанция написала, что при обследовании офиса указанной фирмы 7 июля были выявлены нарушения санитарно-гигиенических требований, и гендиректор фирмы оштрафована. Судя по всему, никто не собирается закрывать спа-салон, в котором единственный умывальник находится в туалете, а у сотрудников заведения нет ни санитарных книжек, ни соответствующего образования.

Из главного управления по защите прав потребителей при Киевской госгорадминистрации пришел ответ о том, что в ходе проверки фирмы были выявлены такие нарушения: отсутствие доступной, достоверной и своевременной информации о товаре, на тюбиках не указан срок изготовления и годности товара, инструкция по его использованию на недоступном для потребителя языке. Не было у фирмы документов, свидетельствующих о качестве и безопасности товара, который не соответствует требованиям нормативных документов (ДСТУ 5010:2008 «Продукция парфюмерно-косметическая»).

На фасаде торгового объекта отсутствует вывеска с обозначенным наименованием субъекта хозяйствования и информацией о режиме работы. Во время проверки юрист фирмы не смог предоставить разрешение на начало работ, выданное санэпидстанцией.

За эти нарушения руководитель указанного предприятия будет привлечен к административной ответственности. А Елене Боровик рекомендовали обратиться в суд.

Из банка Елене Боровик тоже пришел ответ о том, что она могла бы расторгнуть договор, если бы подала заявление в течение 14 дней (что женщина, собственно говоря, и сделала, но с пятой попытки), и вернуть либо деньги, либо товар и оплатить проценты за период пользования кредитом. Но ведь товар у Елены принимать отказались! И последняя издевательская капелька на натянутую, как струна, нервную систему кредитора: в заключительном абзаце ответа из банка жирным выделена информация о том, что на счету по погашению кредита пока что нет денег, стало быть, всегда можно позвонить и узнать, как можно рассчитаться с банком.

Похоже, не впечатлила чиновников и справка от еще одной пострадавшей Ольги Киселевой, выданная центром медицины «Адонис+». Пациентка обратилась с жалобами на сыпь на лице после использования все той же псевдоизраильской косметики. Женщине поставлен диагноз контактно-аллергический дерматит и назначено лечение.

Зато указанная фирма, будто узнав каким-то чудесным образом о своих слабых местах, получила от санэпидслужбы Оболонского района вывод «на непродовольственную торговлю». Теперь офис на улице Тимошенко стал «выставкой-продажей с демонстрацией косметических средств».

— При всей пассивности чиновников, нам все же удалось 28 июля вернуть свои злосчастные кейсы продавцам, — рассказала Елена Боровик. — Правда, пока только восьмерым жертвам банковских махинаций. Взамен чемоданов продавцы потребовали от каждой женщины расписку в том, что никаких претензий к фирме они не имеют. В таком случае продавцы обязуются перечислить банку деньги за сам товар, а вот проценты за время пользования потребительским кредитом и пеню должны оплатить покупатели. В итоге женщины остались должны банку более трех тысяч гривен.

Пострадавшие не собираются сдаваться и намерены судиться с банком и фирмой-продавцом. В редакции есть копии всех заявлений Елены Боровик и других пострадавших в милицию, прокуратуру, районные санэпидстанции и управления по делам защиты прав потребителей, ответы чиновников, а также упомянутые в материале документы, в том числе и якобы подтверждающие безопасность, качество и законность продаваемой ими косметики в Украине.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

Автор: Ирина РЫБИНСКАЯ, «ФАКТЫ»

You may also like...