Крым уголовный: гастролеры чувствуют себя вольготно

Крым очень привлекателен для преступников-гастролеров. Карманники, квартирные воры, грабители, мошенники всех мастей едут в автономию «на заработки» в одиночку и группами. Если исключить мелкие правонарушения и «бытовуху», то на долю гастролеров приходится от 25 до 50% преступлений. Эта статистика колеблется в зависимости от времени года и региона полуострова. Автор: ДМИТРИЙ ФЕДОРОВ, Первая Крымская

У приезжих преступников даже есть своя специализация, в зависимости от того, какой уголок бывшего Союза они представляют. Граждане России, к примеру, у нас частенько прячутся от своей Фемиды. Но если крупная российская криминальная рыба, те же финансисты-махинаторы, в Крыму, как правило, отдыхает и старается не светиться, то более мелкий российский криминалитет пускается в автономии во все тяжкие, в основном занимаясь грабежами и разбоем.

А вот представители бывших закавказских советских республик чаще специализируются на квартирных и карманных кражах, а также мошенничестве.

Естественно, гастролируют в Крыму и наши украинские соотечественники. Восток страны представлен чаще грабителями. Запад и центр — ворами и наркоторговцами. Гастрольные турне по Крыму совершают и местные жители. В основном это безработные сельские парни в возрасте от 18 до 30 лет, которые выезжают в города с целью грабежа.

Для гастролеров из других стран Крым, как и Украина в целом, привлекателен прежде всего тем, что законодательство здесь сулит относительно мягкую ответственность за нетяжкие преступления. К примеру, за кражу на сумму чуть более 700 гривен уголовная ответственность вообще не предусмотрена, только административная. Наше государство пошло в этом вопросе по европейскому пути гуманности наказаний. К примеру, в той же Грузии, чьи воры в последнее время «полюбили» Крым и Украину, наказание за преступления средней тяжести и мелкие на порядок суровее. Да и Уголовный кодекс России пожестче будет. Вот и устремляется к нам из-за кордона лихой народ.

Какие регионы в Крыму наиболее привлекательны для гастролеров? Понятно, что в курортный сезон это ЮБК и Евпатория, чуть меньше — побережье восточного Крыма. В межсезонье криминальный люд манят Севастополь и Симферополь. Город-герой славится «хлебными» спальными районами, где удобно совершать грабежи и квартирные кражи. Крымская столица популярна как «проходной двор» — легко приехать и уехать.

Правда, отдельные виды преступлений, характерных для гастролеров в минувшие годы, постепенно отживают свое. Зато держатся на стабильном уровне и даже набирают обороты другие криминальные промыслы.

Сейчас по различным причинам намного меньше стало карманных краж, практически прекратились угоны в корыстных целях. В то же время процветает квартирное воровство. Причиной этого является возросшее благосостояние крымчан, расслабленность богатых курортников, повальная беспечность тех и других и опять же относительно мягкое наказание за квартирные кражи.

Домушники-профессионалы действуют, как правило, группами по два-три человека. Чаще всего это гастролеры из-за рубежа, других областей Украины, реже крымчане, выезжающие в другие города. Заехала такая группа, к примеру, в Ялту, совершила три-четыре «удара» (кражи), а затем легла на дно или переехала в другой город. И опять по новому кругу.

По словам оперативников УГРО, простота, с которой совершаются квартирные кражи, просто впечатляет. Воры-гастролеры чаще действуют «на хапка», то есть импровизируют. Идут по городу, видят хорошие окна, заходят в подъезд. Затем звонят на площадке во все двери. Если нет ответа, преступники ставят «контрольки», это, как правило, приставленные снизу к дверям спички, выходят и ждут минут 5 — 10. Затем один остается возле подъезда с мобильным телефоном «на шухере», а второй возвращается: если «контрольки» на месте, значит, никого нет и можно вскрывать дверь. К простому английскому замку подобрать ключ несложно. Такие замки вообще имеют всего 15 — 20 комбинаций. Либо преступники применяют отмычки и взламывают сердцевину замка. Ну а проникнув в квартиру, воры в течение нескольких минут находят деньги и ценности. Они хорошо знают, где что искать.

Поймать преступников тем сложнее, чем более профессионально они работают. Часто до поимки они успевают совершить более десятка краж. Так было, к примеру, с известной группой симферопольца Карася, которая трясла Севастополь, ЮБК и Евпаторию.

Недавно симферопольские оперативники задержали 30-летнего гражданина Грузии Я. Он тоже успел обобрать в Крыму с подельниками десятки квартир. А месяца полтора назад гудел по поводу квартирных краж восток Крыма. По некоторым данным, здесь ударно «трудилась» бригада грузинских домушников. Правда, пока им удается скрываться от правоохранителей.

Если же преступники такого типа и попадаются, их ждет, как правило, всего от трех до шести лет лишения свободы. Причем количество краж обычно не имеет значения. Бывает и так, что вор получает по минимуму. К тому же даже из зоны преступник может выйти намного раньше, условно-досрочно освободившись за примерное поведение. А после выхода из мест заключения такой зек обычно снова берется за старое.

Об этих проблемах уже неоднократно говорило руководство МВД Украины, обеспокоенное наплывом гастролеров в страну. Но пока…

ГРУЗИНСКИХ ВОРОВ В ЗАКОНЕ ЗАПОДОЗРИЛИ ВО ВЗЯТИИ КРЫМА

Автор: ЮЛИЯ ИСРАФИЛОВА, Первая Крымская

Бандитские времена приходят и уходят, а воровская жизнь, как классика, остается вечной. Если в 90-х годах крымский полуостров «держали» братки, не особо почитая именитых воров в законе, в результате чего те вынуждены были временно уйти в подполье, то с начала нового века «старые понятия» опять обрели свою силу. Прямое доказательство тому — скандальный воровской «сходняк», который состоялся на ЮБК в 2005 году.

Гениальный дядя Камо

Провозгласить себя вором в законе может каждый, а вот быть таковым… Каря, Муля, Малыш, Кощей… — список людей, претендующих на «высокое звание», можно продолжать бесконечно. Мотивация здесь следующая: сделал в зону ходку или несколько, нахватался там кое-каких «понятий» и уголовного жаргона — и можно «косить» под вора. А кто проверит? К примеру, тот же Каря (Карев), который в 90-х называл себя «воровским», отсидел срок за обычное ДТП в одной из колоний Украины, а приехав в Крым, в подробностях рассказывал, как его «короновали» в зоне. При этом от воровских «понятий» был он весьма далек — имел общие дела с ОПГ «Башмаки», хотя те и считались полными беспредельщиками. В итоге погиб под колесами автомобиля, когда слонялся по старому городу в поисках дозы.

На самом же деле в последние два десятилетия в Крыму были замечены всего лишь несколько действительно «коронованных» воров в законе. При этом среди них только одному было разрешено проживать на территории полуострова — уроженцу Армении Камо С-ряну, 1961 года рождения. Дело в том, что еще во времена Союза между ворами и властьимущими был заключен негласный договор, что, дескать, так как куротный полуостров является всесоюзной здравницей, то Крым должен быть чистой территорией. Без воровских «понятий», разборок и кровопролития. Именно поэтому воры в законе здесь появлялись время от времени, но на ПМЖ никто не оставался.

Почему такая честь выпала

С-ряну? Да по состоянию здоровья, которое он потерял в зоне. Сначала дядя Камо остался в Крыму на лечении, а потом вроде как прижился в Ялте. Воры «высшей касты» закрыли на такое небольшое нарушение глаза: мол, свой человек здесь нужен для сбора информации. А по поводу «воровских движений» те были спокойны: чахлый С-рян на ладан дышит — какие там разборки и «разводы»!

Камо С-рян действительно не производил впечатление грозного уголовника: небольшого роста, болезный, но с очень острым и хватким умом. Говорил он всегда тихо и медленно. Тем не менее в свое время это ничуть не мешало дяде Камо держать многих крымчан в страхе и, несмотря на запрет, данный свыше, творить свои воровские делишки. Кроме сбора нужной информации, несмотря на слабое здоровье, С-рян самолично участвовал в пополнении «общака». Так, к примеру, приезжал он к «своему» фирмачу вместе с двухметровым вышибалой и начинал «развод» приблизительно по такой схеме. Амбал врывался в офис, грозно рычал, хватал коммерсанта за грудки и угрожал расправой в случае неповиновения. Когда жертва была перепугана до смерти, входил милый и тихий дядя Камо и ласково убеждал поделиться по-хорошему. Причем в таком обыкновенном его вымогательстве было столько убедительности, что коммерсанты легко расставались со своими деньгами. С-рян давил на человечность: «Ты же знаешь, у нас братва по тюрьмам. Надо кормить…» И это всегда действовало.

Разобрались по-своему

Благодаря своей хитрости и авторитету дожил-таки Камо С-рян до 2000-х годов. И не просто дожил — по-прежнему вел на полуострове воровскую деятельность, позабыв о своем слабом здоровье. В 2005 году именно из-за слишком активных действий С-ряна в Крым прибыл молодой грузинский вор в законе по имени Ираклий. Где-то дядя Камо перегнул палку, уговаривая очередного коммерсанта поделиться нажитым. Бизнесмен оказался с блатными связями и попросил защиты у грузинских воров.

Ираклий приехал в Крым один, но здесь его ждали 15 «единомышленников». Встреча была назначена в одном из ялтинских ресторанов. Камо С-рян тоже приехал не один: поддержать коллегу явился сам знаменитый Антимос — киевский вор в законе, о котором «1К» уже упоминала в публикации об убийстве члена ОПГ «Башмаки» Виктора Захарова. Напомним, Антимос пожаловал в 2002 году на полуостров на похороны «грека» Егора Грица, убитого Захаровым по приказу лидеров этой преступной группировки.

Со стороны дяди Камо и Антимоса было 8 человек против 15-ти ираклиевских. Разборка продолжалась долго. Сначала разговаривали по-хорошему, потом перешли на крик, а затем трое воров в законе решили переговорить с глазу на глаз, без своего грозного сопровождения, в закрытой комнате ресторана. Ираклий горячился, демонстрируя кавказский темперамент. Антимос тоже не пытался сгладить ситуацию, которая, по правде говоря, и выеденного яйца не стоила. Были у него на то свои причины. Дело в том, что в Грузии убили его родственника, и у киевского вора были все основания подозревать в причастности к этому людей Ираклия. Поэтому когда последний зачем-то полез в свой карман, Антимос кинулся на него с кулаками. Камо С-ряну тоже показалось, что грузинский вор пытается достать из кармана оружие — нож или пистолет. А приносить такие игрушки на воровскую «сходку» было «не по понятиям». Поэтому, несмотря на видимую немощность, дядя Камо пришел на помощь Антимосу и тоже попытался участвовать в избиении Ираклия. Двое против одного сработали слаженно и чисто. Грузино-армянская воровская «разборка» закончилась тем, что искалеченного Ираклия отвезли в одну из симферопольских больниц, а Камо С-рян с Антимосом разъехались по своим делам: первый домой — отдыхать после славного боя, второй в гостиницу — развлекаться с девочками.

Наши отстояли полуостров!

Казалось бы, инцидент между ворами был исчерпан, все в итоге разъехались по домам и быстро забыли о случившемся, но не тут-то было — по полуострову поползли нелепые слухи. «Сходка» настоящих воров в законе стала для местных авторитетов и властей таким сенсационным событием, что причины ее были тут же раздуты до абсурда. Никто даже не удосужился узнать, по какому поводу съезжались воры, — версия была выдвинута такая: грузинская воровская диаспора, до зубов вооруженная чуть ли не пулеметами, пожаловала в Крым, дабы поделить его территорию и захватить власть в свои руки. При этом присутствовали криминальные элементы. Дескать, приезжие грузины хотели оттяпать себе все, но наша воровская «элита» не дала Крым в обиду и отстояла полуостров.

Что характерно, подобные разговоры велись и в высших чиновничьих кругах. Вероятно, именно поэтому очень оперативно появилось решение депортировать Камо С-ряна из Крыма. За поимку «особо опасного преступника» стражам порядка были обещаны награды. Правоохранители достаточно быстро выполнили приказ. А чего было медлить: С-рян никуда и не пытался бежать, жил себе открыто в своем доме в Ялте. Поговаривали, что С-рян был депортирован в ноябре 2006 года по просьбе дружественного Украине государства Грузия. Скорее всего, таким образом грузинские власти вступились за своего опозоренного Ираклия.

Авторитета «лохонули»?

Теперь же есть информация, что нынче Камо С-рян опять вернулся в Крым. Проживает здесь, правда, неофициально, но кому до этого есть дело? Разве что старым ворам. Ходят слухи, что недовольны они С-ряном: мол, позволили только лечиться в Крыму, а он вон какие кренделя выкидывает!

Киевский Антимос тоже недоволен. Но не С-ряном, а «башмаками». А негодует он все по тому же поводу — убийство Егора Грица. Как уже писала «1К», этот греческий авторитет был убит в Симферополе, на ул. Лермонтова, в 2002 году Виктором Захаровым по приказу одного из лидеров ОПГ «Башмаки» Данилы. Показалось тогда «башмакам», что только что вышедший на свободу «грек» ведет себя слишком нагло: возомнил себя чуть ли не хозяином полуострова, наводит свои порядки в городе, разворачивает бизнес на территории «башмаков» и, главное, совершенно игнорирует приглашения на «душевный разговор». После такого пренебрежения приструнить зарвавшегося Грица было поручено Виктору Захарову. Тот и приструнил: Егор Гриц был убит среди бела дня возле магазина на ул. Лермонтова. На его похороны в числе других приехали воры в законе Мираб и Антимос. Эти двое потом встретились с Данилой и высказали свое возмущение по поводу бандитского беспредела. Тот как человек адекватный и здравомыслящий нарываться не стал, склонил голову перед авторитетами и повинился: мол, извините, накладочка вышла, но мы виновных накажем. Козлом отпущения оказался Захаров. Его, по показаниям некоторых свидетелей, убили прямо в офисе ФК «Таврия». В тот вечер в «ритуальном убийстве» (бандиты орудовали ножом, перевязанным черной лентой) принимали участие арестованные нынче Аронов и Гаврюшенко. Первый якобы просто присутствовал, последний наносил удары. Теперь эти двое упорно утверждают, что никакого убийства не было и что Виктор Захаров проживает где-то в России.

Вот Антимос и негодует: выходит, если Аронов и Гаврюшенко говорят правду, то именитого вора в законе «башмаки» попросту «лохонули»? Поговаривают, что зол он на них немыслимо и это дело так не оставит.

You may also like...