Тюремный суицид: в моей смерти прошу винить…
Недавно в Днепропетровске нотариус, обвиняемая в мошенничестве, не вынесла позора и повесилась в СИЗО. Государственный нотариус оказывала помощь троим местным махинаторам в составлении фиктивных договоров и других документов, требующих нотариального удостоверения. Таким образом, компания отняла квартиры у 19 владельцев, в большинстве случаев жертвами становились одинокие пенсионеры. Приговор доводит до петли
Уголовное дело в отношении 56-летней служащей облпрокуратура возбудила в начале весны, женщину взяли под стражу и поместили в следственный изолятор, а в июне состоялись судебные заседания. Накануне одного из них нотариус дождалась момента, когда ее соседок по камере повели в душ, скрутила в жгут простыню, связала петлю и повесилась. Наиболее вероятной причиной самоубийства следователи считают страх наказания — в случае, если бы суд признал женщину виновной, она могла быть приговорена к семи годам лишения свободы. К тому же, после разоблачения махинаций с квартирными аферами обвиняемую мучили угрызения совести.
Самоубийства в местах лишения свободы случаются с завидным постоянством. С начала месяца пятеро заключенных покончили с собой, еще двое совершили попытку суицида. В Стрижавской исправительной колонии №81 в Винницкой области лишили себя жизни 22-летний Сергей Максимов и 43-летний уроженец Львова Иван Комарницкий. Спустя две недели в той же колонии еще двое заключенных вскрыли себе вены, но остались живы.
На смерть узников толкают самые разные причины, но есть и наиболее распространенные. Основная — несогласие с приговором суда. Человеку, убежденному в своей невиновности, может казаться, что приговор — это конец жизни, а колония страшнее смерти. В конце прошлого года суд приговорил 47-летнюю киевлянку Ларису Цыганкову к 8 годам тюрьмы. До вынесения приговора женщина была уверена, что суд отнесется к ней лояльно. Вернувшись в свою камеру в СИЗО, Лариса дождалась, пока соседка уснет, и повесилась на собственных чулках. Утром сокамерница Ларисы обнаружила уже остывшее тело и предсмертную записку — в своей кончине женщина обвиняла всех, причастных к расследованию дела.
— Цыганкова не верила, что получит такой срок, — говорил после смерти узницы начальник СИЗО №13 Александр Балдук. — В ее деле, действительно, не все было однозначно.
Убийство, за которое обвиняемая получила немалый срок, на самом деле вполне могло быть переквалифицировано в нанесение телесных повреждений, повлекших смерть, — совсем другая статья и соответственно наказание. В пылу ссоры женщина ударила свекровь табуреткой, от полученной травмы та скончалась. Но следствие и суд почему-то не взяли во внимание все обстоятельства дела. У Цыганковой остались пожилые родители и 14-летняя дочь.
СИЗО уносит жизни
Тюремные стены не спасают заключенных от необдуманных поступков. При поступлении в СИЗО у арестованного изымают вещи, которыми он мог бы причинить вред себе или другим, — ремень, шнурки, любые острые или стеклянные предметы. Но как показывает статистика суицидов, при большом желании узники могут раздобыть все что надо.
Большой резонанс получило прошлогоднее самоубийство 21-летнего Ивана Зайца, арестанта Лукьяновского СИЗО №13, привлекаемого к уголовной ответственности по подозрению в грабеже. Парня нашли повешенным на брезентовом брючном ремне в подвале, служившем раздевалкой для расконвоированных. Незадолго до происшествия Заяц был зачислен в хозобслугу сварщиком, поскольку на территории изолятора велись строительные работы, мог сравнительно свободно передвигаться по территории.
Судя из предсмертной записки, некий правоохранитель пообещал Ивану оставить его на свободе за соответствующее вознаграждение. А получив деньги, слово не сдержал. Именно этого загадочного правоохранителя Заяц обвинил в своей смерти, но проверка фактов, изложенных в записке, не дала результатов.
В Лукьяновском СИЗО повесившийся на ремне парень стал 23-м покойником за год. После его смерти Генпрокуратура провела проверку соблюдения законности сотрудниками изолятора. Нарушений обнаружили массу, но выяснить, например, где Заяц достал ремень, конечно, никто не смог. 21 сотрудник СИЗО получил выговор, двоих уволили, а в результате, считают правозащитники, нарушений меньше не стало.
Групповой протест
Иногда в колониях случаются массовые попытки самоубийства — это своеобразные методы влияния на администрацию. По утверждению правозащитников, в Украине зэки в основном режут вены в знак протеста. Иногда это связано с тем, что в зону после какого-нибудь ЧП вводят группу спецназа, которая избивает всех без разбора.
В июне 2006 г. в Лычаковской ИК №30 «вскрылось» 24 человека, 7 июня 2007-го в Бучанской колонии 27 заключенных резали вены, протестуя против массовых избиений. В ноябре 2007 г. в Луганской колонии для пожизненно заключенных 30 человек вскрыли вены по той же причине. На территории СНГ массовый случай «вскрытия» произошел в Курской области в 2005 г., 179 зэков порезали вены на ногах, руках и шее.
Конечно, всерьез умирать зэки не собираются. «Вскрытие» привлекает к колонии внимание общественности, об этом пишет пресса, а значит, замолчать проблемы, существующие на зоне, оказывается намного сложнее. Ситуации складываются разные. Недавно в одной из колоний Винницкой области заключенные вскрыли вены из-за того, что у них отняли мобильные телефоны. Причины такого поступка на самом деле глубже, телефон просто повод, но в обстановке изоляции и, по словам психологов, постоянно сдерживаемой агрессии, любая мелочь может стать причиной демонстративного самоубийства.
Елена Розвадовская, «Вечерние Вести»
ИХ ДОМ – ТЮРЬМА
В Украине разгорелся крупнейший скандал: в Крыму давали взятку более $5 млн. Под раздачу попали глава Партенитского сельсовета (Большая Алушта) Николай Конев и депутат сельсовета Олег Бородай, а также мэр Алушты Владимир Щербина. Подозреваемых держат в Лукьяновском СИЗО. Что их там ждет? «Газете…» удалось расспросить такого же «взяточника», как ему живется в легендарном СИЗО №13, где когда-то посидела даже ярая оппозиционерка Юлия Тимошенко, правда, по политическим мотивам.
Деньги ему принесли домой
Итак, в сентябре прошлого года во взяточничестве обвинили главу Брусиловской райгосадминистрации Житомирской области Вячеслава Дейнеко. Сумма очень приличная – 850 тыс. грн. Он не признал вину, и уже 9 месяцев сидит под следствием в том самом СИЗО.
Начиналось все типично. Дейнеко был предпринимателем, но передав бизнес жене, подался в политику. Все произошло, когда намерились строить школу. Выделили участок, нашли инвестора. Неожиданно в конце обычного рабочего дня инвестор попросил некоторые документы. Дейнеко торопился домой, но отказывать уважаемому инвестору не хотел, поэтому пригласил в гости. В доме чиновника инвестор выложил 850 тыс. грн – взнос на строительство школы, просил пересчитать. На что Дейнеко ответил – пересчитают в банке. Когда инвестор ушел, в дом ворвались правоохранители. Такова версия обвиняемого, рассказанная его защитниками и родными. К ней много вопросов. Неужели наших власть предержащих так легко подставить? Или они просто ничего не боятся, а потом пеняют? По официальной версии, Дейнеко вымогал деньги за содействие в приобретении 12 га возле села Ставище. Возбуждено уголовное дело по ст. 368 ч. 3 УК – получение взятки в особо крупных размерах.
Из очень большой камеры в очень маленькую. И наоборот
В СИЗО от нашего героя не добились признания. После чего стали перебрасывать из камеры в камеру. Сначала – в очень большую, где 40 заключенных, потом в ту, где их 20. А вскоре в маленькую – 2 на 2 метра, где уже ютилось четверо. О том, как было «удобно» нашему собеседнику, который весит около 180 килограммов, можно догадываться. Негласно считается, что в маленькую камеру сажают для наказания. Но в итоге Дейнеко перевели в санчасть по состоянию здоровья. Бывший житомирский чиновник болеет гипоталамическим синдромом (проблемы с гормональной системой). Его часто беспокоят головные боли, он теряет сознание. Уже в СИЗО на ногах открылись язвы. Хотели делать операцию в институте Шалимова, но «добро» правоохранителей пока не получено.
Хотя не все так мрачно. Например, сокамерники делятся передачами. Да и времени для отдыха много – наш герой постоянно читает газеты, может ежедневно час гулять. Есть телевизор. Кстати, Дейнеко видел сюжет о мэре Алушты, знает, что и тот должен быть в Лукьяновском СИЗО. Но они пока не виделись…
«Его подстерегали целый год»
Жена Дейнеко, Анна, так и не получила свидание с мужем – дважды отказали, третий раз позволили, но в пропускной талон… не вписали ее фамилию. Она и дети не могут поверить, что подобное могло произойти с их семьей. Старшие дети, усыновленные сын и дочь, уже взрослые, а младшенькая, своя, еще школьница.
– Мы не нуждались. Муж никогда не брал взятки. Считал, если раз возьмет, все будут считать, что брал сотни раз. Потому и был неудобен, – уверяет Анна «Газету…». – Его подстерегали год, понаставляли прослушек, потом смонтировали, как было нужно.
Она, чтобы передать мужу медикаменты и еду, стоит в очереди по 6–7 часов.
– И так сотни жен и детей. Если пропустить очередь, муж перестанет получать лекарства, может наступить летальный исход. Но всем все равно, – сокрушается женщина. – Таких подставленных в СИЗО очень много. И мэра Алушты ожидает та же участь.
В деле Дейнеко за 9 месяцев накопилось 11 томов. Следствие завершается. Осталось ознакомиться, и можно передавать в суд. Гражданский представитель Дейнеко, Денис Ципин, пояснил «Газете…», что из-за состояния здоровья обвиняемый способен просидеть в комнатке для ознакомления с материалами только час-полтора ежедневно. 30 числа заканчивается срок его содержания под стражей. Дейнеко могут обвинить в затягивании дела, после чего передадут материалы в суд.
Как оказалось
Мэру Алушты в киевском СИЗО выделили «кучмовку»…
Мэра Алушты Владимира Щербину посадили в шестиместную камеру, так называемую «кучмовку», где условия проживания оставляют желать лучшего, уверяет «Газету…» информированный источник. Она находится в корпусе на территории бывшей воинской части. Плюс в том, что туда легко передать мобильник, поскольку это не главный корпус, и контроля меньше.
Напомним, мэр Алушты и двое его подчиненных задержаны 13 июня. Как утверждает прокуратура, Щербина и его заместитель Вадим Попов получили от компании «Крымигросервис» $50 тыс. за выделение земельного участка под игровые павильоны. 16 июня Печерский райсуд Киева арестовал Щербину. Сам мэр не признал вины, утверждает, что средства, найденные при обыске, предназначались для поездки городской футбольной команды на соревнования.
…А «партенитского взяточника» содержат с комфортом
Председатель Партенитского поселкового совета Крыма Николай Конев вплоть до минувшей пятницы находился в коммерческой камере для троих, где ежемесячное проживание обходится задержанным в $300 в месяц – за комфорт. Как сообщил источник «Газеты…», в пятницу задержанного перевели в общую камеру к 20 задержанным. Мол, зачастую это делается потому, что подозреваемый не идет на контакт со следствием.
Однако, уже в субботу Конева снова перевели в коммерческую камеру, правда, в восьмиместную, уточняет наш собеседник. В камерах «повышенной комфортности» условия неплохие: есть унитаз, и это большая привилегия, телевизор и иногда некоторые технические принадлежности…
Напомним, подозреваемый задержан 13 июня в Крыму во время получения взятки на сумму свыше $5 млн, за эти деньги, по данным следствия, представители власти должны были способствовать в выделении 17 га земли. Конев, как и Щербина, будет содержаться под стражей два месяца.
Леся КИРИЧЕНКО, «Газета по-киевски»
Tweet