Зэки имеют успех у разочарованных женщин
Психолог Наталья Кухтина советует женщинам: прежде чем связывать свою жизнь с осужденным, в первую очередь нужно отдавать себе отчет в том, что этот человек — преступник. «Ни за что» свободы лишают редко.
Некоторые женщины, которым перевалило за тридцать, так и не встретившие спутника жизни, склоняются к тому, что надо выйти замуж «хоть за кого-нибудь». Особенно это характерно для жительниц сельской местности, где на десять девчонок уже далеко не девять ребят. Нередко спасительной соломинкой оказываются мужчины, пребывающие в «местах, не столь отдаленных».
Какие интеллигентные брачные объявления порой дают в газетах «симпатичные и обаятельные» парни, осужденные на длительные сроки! Какие «слезоточивые» письма шлют зэки на волю из тюрем и колоний! Романтику тюремной любви часто показывают в телесериалах: то писаная красавица бросает своего вполне благополучного жениха ради заключенного, то женщина-следователь до безумия влюбляется в подследственного…
Давай в одну соединим две наши страсти!
Вот отрывок из письма ветеринарного врача, работающей в одном из сел Киевской области Людмилы С., в столичный Кризисный центр психологической реабилитации женщин.
«С Леней я познакомилась по объявлению в газете, он писал, что находится в колонии, что сидеть ему еще три года, и он чувствует себя одиноким. Это объявление меня привлекло своей необычностью: Леня писал, как он жаждет встретить родственную душу, мол, материальное положение потенциальной невесты для него ровным счетом ничего не значит. «Давай в одну соединим две наши страсти», — так заканчивался текст. С фотографии, опубликованной в газете, на меня смотрело открытое улыбчивое лицо. Вот я и решила: мне уже 36, за плечами два неудачных брака, одна воспитываю дочку, в общем, как говорит моя младшая сестра, такие как я не котируются на брачном рынке. Я написала Леониду письмо и вложила в конверт свою фотографию.
Ответ не заставил себя ждать. Завязалась переписка. Мы слали письма друг другу очень часто, я ездила с передачами в Белую Церковь, где размещалось исправительное учреждение. Свидания, конечно, были короткими и сумбурными, но я жила надеждой… Так длилось чуть больше года. А потом в аграрном хозяйстве, где я работаю, стали задерживать зарплату, бывало, по три-четыре месяца не платили, благо, меня с дочкой огород спасал. Понятно, денег на копченую колбасу, шоколадные конфеты и сигареты для Лени у меня не было. И… письма стали приходить все реже, пока и вовсе прекратились. Мне до сих пор обидно, выходит, ему была нужна не я, а «подножный корм».
Социальные работники нередко рассказывают похожие истории о том, как изобретательные зэки знакомятся (и даже официально оформляют отношения) с женщинами по ту сторону «колючки» только ради получения каких-либо материальных благ. Доверчивые дамы шлют на зону консервы и печенье, сигареты и чай, вяжут шерстяные носки и свитера… «Женихи» же сразу по окончании срока заключения умолкают и исчезают в неизвестном направлении.
Сколько волка не корми…
Психологи утверждают, что люди, которые много лет провели в местах заключения, выйдя на волю, к сожалению, редко становятся примерными мужьями и женами. Ведь тюремная жизнь, с ее нравами и законами, не проходит для человека бесследно, накладывая свой отпечаток на все последующие годы, ломая психику, меняя характер, привычки, иногда даже сексуальную ориентацию. Более того, нет гарантии, что бывший зэк, не сумев адаптироваться на свободе, не возьмется за старое.
Библиотекарь Жанна З., которая живет в Черниговской области, поведала сотрудникам столичного Кризисного центра психологической реабилитации женщин о своей жизненной драме.
— Я вышла замуж за Толика, когда он только освободился. Я знала, что он отсидел четыре года за кражу, но думала: это все по молодости, по глупости. Кроме того, в нашем селе даже для молодых девчонок женихов негусто, куда уж мне, тридцатилетней разведенной женщине с маленьким ребенком. Вот и решила — лучше муж с таким вот «дефектом», чем вообще никакого. Через год у нас родилась дочка Анечка. Толя очень любил малышку, она засыпала только у него на руках. Но вот трудиться мой благоверный не любил, отнекивался, дескать, в селе платят гроши, найду работу в столице. И вскоре, к моей величайшей радости, Толик стал ездить в Киев и привозить неплохие деньги. Однако через некоторое время его арестовали. Выяснилось, что в столице он с бывшими дружками «чистил» квартиры, воровал золотые украшения, а потом сбывал краденое в ломбардах и скупках. Мужу в лучшем случае грозит шесть лет. Соседка сказала, что можно с Толиком развестись, даже без его ведома. Сейчас я на распутье, с одной стороны, мне его жаль, с другой — каким отцом может быть отпетый ворюга?».
Свадьба в СИЗО
Многие девушки, напротив, узнав, что их кавалер был судим, рвут с ним окончательно и бесповоротно. Но ведь далеко не все бывшие осужденные — деградировавшие личности, совершенно непригодные для семейной жизни. Зэк зэку рознь. В нашей стране, где правоохранительная и судебная системы насквозь коррумпированы, весьма актуальна старая поговорка: «От сумы да от тюрьмы не зарекайся».
— Помню, как пять лет назад я выезжала на регистрацию брака гражданина России и киевлянки в Лукьяновское СИЗО, — рассказала Наталья Набережная, начальник Центрального отдела регистрации браков г. Киева. — Жених работал дальнобойщиком, и в одном из рейсов у него украли дорогостоящий груз.
Пара была очень красивая и просто светилась от счастья, что никак не вязалось с серыми тюремными стенами и присутствием неулыбчивых работников изолятора. После росписи молодая жена призналась, что давно знакома со своим любимым и уверена, что все у них сложится хорошо. Парня приговорили к трем годам лишения свободы, хочется надеяться, что супруги друг в друге не разочаруются.
Десять лет за решеткой и море обаяния
Женщины, которые соединяют свою судьбу с заключенным, часто не знают, за что его лишили свободы. Иногда осужденный выдает себя за невинно пострадавшего из-за растраты кассира или директора фирмы, которого якобы «кинули». На самом же деле «завидный жених» вполне может оказаться насильником, убийцей или вором-рецидивистом, предупреждает юрист Генрих Слепцов.
Этого нельзя сбрасывать со счетов, особенно если у вас есть ребенок. Ведь читая длинные витиеватые письма из тюрьмы с красивой легендой, вы верите мужчине априори. Искренних, сохранивших остатки благородства, раскаявшихся уголовников, как герой Василия Шукшина в фильме «Калина красная», в настоящее время почти не бывает (в голливудских фильмах с девушками переписывались обаятельные зэки Бен Аффлек и Патрик Свейзи. — Прим. авт.).
Для развода присутствие мужа необязательно
— Согласно Кодексу о браке и семье Украины, можно расторгнуть брак по заявлению одного из супругов в органах РАГСа, если второй осужден за совершение преступления на срок от трех лет и отбывает наказание в местах лишения свободы, — объясняет юрист, член Союза адвокатов Украины Лилия Авдеенко.
— Причем в этом случае не требуется присутствие осужденного супруга. Более того — дело не доходит до суда, даже если у такой пары есть несовершеннолетние дети, развестись можно в районном РАГСе. Нельзя избежать судебных разбирательств в тех случаях, если зэк напишет исковое заявление о разделе имущества, являющегося совместной собственностью, или по поводу средств на его содержание, как утратившего трудоспособность.
Таких исков сегодня становится все больше, ведь после длительного пребывания в тюрьме или на исправительных работах редко кому удается избежать тяжелых заболеваний: туберкулеза, язвы желудка, гепатита и даже СПИДа.
Любовь и горы свернет
Психолог Наталья Кухтина советует женщинам: прежде чем связывать свою жизнь с осужденным, в первую очередь нужно отдавать себе отчет в том, что этот человек — преступник. «Ни за что» свободы лишают редко. Безусловно, в наших тюрьмах встречаются «подставленные» бизнесмены и люди, совершившие противоправные поступки случайно или по неосторожности, но их процент невысок. В основном отбывают наказания за тяжкие преступления. Готовы ли вы к косым взглядам соседей и родственников, насмешкам над ребенком в школе, пристальному вниманию к вашей семье участкового милиционера — как бы чего не вышло? Если нет, то, наверное, стоит воздержаться от скоропалительных решений. Если же ваша любовь (взаимная!) — сильная и всепоглощающая, то ей не страшны никакие испытания.
Неля Виговская, ВВ
Tweet