Нет на «падлу» Шарикова! Научное объяснение «феномена Черновецкого»
…Любимый кот Черновецкого ворюга Яшка – это символ, своего рода эталон поведения для самого «любимого мэра всей Украины». И мэр поведение кота полностью, хотя и бессознательно, в повседневной жизни копирует. Что и являлось причиной – уже былого – успеха у киевлян… Кот – это сам Леонид Михайлович. Киевляне же в опусе про кота фигурируют в роли самого Леонида Михайловича – эдакие сторонние наблюдатели за «беспределом» этого конченного – с точки зрения христианской морали – животного.
В последнее время весьма актуальным, познавательным и увлекательным занятием большинства украинских СМИ оказались повествования об очередных умопомрачительных идеях и шизоидных поступках «мера всех киевлян», космического геронтофила, друга слонов и котов Леонида Черновецкого.
Однако, по моему мнению, все повествования имеют единственный недостаток: после описания более чем радикальных идей лечения котиков, поздравления слонов, налогообложения холостых мужчин и поборов за кондиционеры авторами не делается попыток научно обосновать глубинные психологические побудительные мотивы идиотического поведения киевского мэра.
Авторы справедливо полагают, что побудителем активной деятельности генератора идей Черновецкого является любовь к Богу – Богу стяжательства и накопительства. Но это является лишь мотивом поведения «любимого мера старушек», своего рода «светом» в конце туннеля, целью всей жизни последнего. А нас будет интересовать ответ не на вопрос «ради чего?», а «что в основе?», что более интересно.
Несомненно: поведение Леонида Михайловича заслуживает хрестоматийного изучения психологами, психиатрами, психотерапевтами различных направлений. А, кроме того, обширнейшее поле деятельности остается для представителей так называемых лженаук, как то: френологии (претендующей на право составлять психоэмоциональные портреты личности путем анализа особенностей строения черепа), или же адептам знаменитой теории Чезаре Ломброзо (связывающей поведение и мотивы поступков человека с антропометрическими показателями последнего).
Не лишним для общества будут попытки обобщения полученных данных о мотивах поведения и поступков Черновецкого и со стороны уж совсем радикальных видов занятости, как астрологов, гадалок и последователей идей реинкарнации – переселения душ (более чем уверен, что будет установлена достаточно четкая связь между поведением Леонида Михайловича и его нехорошей кармой, многочисленными грехами прошлой жизни, сглазами, родовыми проклятиями и прочими подобными материями и проявлениями). Несомненно, что Черновецкий является ценнейшим объектом для исследования представителями наук и лженаук, позволяя сделать десятки открытий планетарного масштаба.
Однако, это все же лирическое отступление – как предыстория к нашему исследованию.
Без капли иронии вынужден заметить, что сам Леонид Михайлович неоднократно публично пояснял глубины психических побудительных мотивов своего поведения, но не все его услышали, очевидно, пребывая в шоке от последствий поступков последнего (что подавляло способность критически оценивать принципы поведения шального индивидума)…
Помните знаменитый монолог мэра про кота Яшку?
Позволим себе привести его в оригинале для достижения целей нашего исследования:
«Сейчас многим в жизни не хватает гармонии. А я вот уверен, что гармонию в жизнь человека приносят животные. У меня на даче живет кот Яша, он дикий совершенно, дворовой, но он «классный парень».
Вот он сидит на втором этаже, он меня всегда встречает с работы, что бы съесть мою очередную котлету (свиные котлеты – это его самое любимое лакомство), Яша старается мне улыбнуться и подлизнуться.
А вот недавно возвращаюсь домой, я поздно всегда возвращаюсь, а Яша мой сидит в окне охранника, лицо у него такое большое и очень красивое, а в зубах котлету держит. Тут он меня увидел, хрюкнул, потому что мяукать не может (большой уже вырос) и… упал.
А самое смешное, что когда падал, котлета выпала, так он ее лапой ухватил и приполз уже ко мне с котлетой в лапах. Ну, разве это не прекрасно?
Я своего кота называю «красавцем» и «классным парнем», всегда о нем рассказываю разные забавные истории. Он ведь меня подбадривает, помогает. Мне нравится, что он своенравный, активный, любит играть и проказничать. Не знаю почему, но например Олесь называет Яшку моего настоящим разбойником.
А я помню, как он к нам прибился еще маленьким котенком, мы его сразу к себе забрали. Так вот он у нас и живет. Самое интересное, что это не какой-то породистый, а простой дворовой кот, веселый и очень игривый, поэтому я ему все прощаю…»
По сути, никакого особого психоанализа не нужно. Все лежит на поверхности и все же объясняется самим Леонидом Михайловичем исключительно просто:
Кот Яшка – это символ, своего рода эталон поведения для нашего «любимого мэра всей Украины». И мэр поведение кота полностью бессознательно копирует в повседневной жизни, что и являлось причиной – уже былого – успеха у киевлян… Кот – это сам Леонид Михайлович. Киевляне же в опусе про кота фигурируют в роли самого Леонида Михайловича – эдакие сторонние наблюдатели за «беспределом» этого конченного – с точки зрения христианской морали – животного.
Утрируем: замените в монологе «Космоса» слова «кот Яшка» во всех падежах на «мер» или «Черновецкий», а «я» – на «киевляне», и все станет на свои места: суть отношений и их смысл.
Леонид Михайлович понял (скорее, прочувствовал на уровне подсознания), что можно, как и кот, до поры до времени «тырить котлеты у хозяина», гадить и шкодить. Но достаточно «встретить хозяина», да еще трогательно – «с украденной котлетой в лапе», подлизаться, при этом «хрюкнув» (потому что уже обожрался, гад) – и все будет прощено с великодушием, потому «что это прекрасно» (а еще потому, что котлет еще много)…
Хозяину нравится, что кот своенравен и активен, любит играть и особенно – проказничать. Ему все прощается, потому что он веселый и игривый (но еще раз, подсознательно – потому что котлет еще много)…
Он «красавец» и «классный парень», и этого достаточно. Ярко и эмоционально, но несмотря на это, вполне объяснимо все тем же изобилием котлет…
И в завершение мэрского монолога – прозрение, яркое и внезапное: «Не знаю почему, но Олесь называет Яшку моего настоящим разбойником…»
Разве не блестящая и исчерпывающая характеристика Яшки-Черновецкого, данная спонтанно, «со стороны», молодым, «незамыленным» взглядом? Пожалуй, это единственный раз, когда Довгий, сам того не осознавая, сказал правду, блестяще завершив описание всего происходящего.
Олесь еще молод и неопытен, дабы понять глубоко символическую роль кота в жизни Черновецкого. И причину столь высокой любви к нему своего хозяина-учителя. Но уже и сам становится неплохим «котенком».
Вот по сути и весь психоанализ. Не нужно быть Фрейдом, Юнгом или Уотсоном, чтобы понять истинный смысл этого монолога про кота Яшку. Практически все читатели видели в американских фильмах сюжеты с участием специалистов по психоанализу, где клиент, лежа на кушетке, расслаблено рассказывает врачу о том, что ему снилось, или что он подумал, увидя на начальнике новый галстук… На основании высказанных фантазий специалист строит ассоциативные параллели, например, приходя к совершенно неожиданному выводу, что вид сломанного велосипеда в мусорном баке вызвал у подопечного малоприятные воспоминания о насильственном гомосексуальном акте в отношении клиента, имеющем место лет сорок назад со стороны незнакомца на таком же велосипеде…
Достаточно уметь слушать и слышать; это искусство не только психоаналитиков, но и хороших следователей (с которыми, надеемся, вскоре Леониду Михайловичу доведется встретиться).
Вот только наше исследование было бы неполным, если бы мы забыли учение о рефлексах великого академика Павлова (непререкаемого авторитета для всех психотерапевтов и психоаналитиков, независимо от школ и направлений). «По Павлову» еще более сильным побудительным мотивом для поступков, нежели копирование поведения котов, являются условные (выработанные искусственно путем повторения) рефлексы.
Изъяснимся просто: кот до того времени будет безнаказанно красть котлеты и проявлять чрезмерную активность (половую, социальную и пр.), вызывая приступы «любования», пока у хозяина будет хорошее настроение и ощущение сытости. Но если в один нехороший день хозяин, придя домой, котлет не застанет, и по этой причине окажется в плохом настроении – несмотря на свою забавность и трогательность, кот получит хороший пинок под зад. Что, в свою очередь, выработает у животного устойчивый – до конца жизни! – условный рефлекс о недопустимости подобного поведения.
Воровство котлет и другие подобные шалости после «рефлексного душа» прекратится раз и навсегда. Проверено – гениальный Павлов не ошибался, как не ошибается сама природа…
Нам остается лишь констатировать, что «котлеты» у киевлян закончились. И самое время для хозяев Киева, многократно обманутого и преданного и «бело-голубыми», и «помаранчевыми», «накрутить коту яйца»…
Быстро и эффективно. В назидание прочим шкодливым животным, какого бы цвета партийную «шкурку» они не носили.
Алексей Святогор, Киевлянин
Tweet