Как врачи-мошенники зарабатывают на стволовых клетках
«Тайна» стволовых клеток уже не первый год будоражит общественность. В очередной раз волна поднялась после смерти Анны Самохиной. Рак желудка буквально за несколько месяцев «сожрал» прекрасную женщину, талантливую актрису…
Омолаживание сгубило Самохину и Полищук?
Пока страна пыталась оправиться от шока, известный актер и «народный блоггер» Стас Садальский в своем интернет-дневнике написал буквально следующее: Анна Самохина (а также недавно умершие от рака Александр Абдулов, Олег Янковский и Любовь Полищук) в разное время вводили в организм стволовые клетки.
«После лечения на короткий миг происходит чудо: человек молодеет, обновляется, – пишет Садальский, – но одновременно провоцируется рост раковых клеток, и они организм сжирают мгновенно».
Медики подтверждают теорию Садальского: есть данные, что стволовые клетки действительно ускоряют все процессы в организме, в том числе и рост… раковых клеток. Однако – важное уточнение! – абсолютно достоверных знаний о клетках весьма немного как о их волшебных исцеляющих свойствах, так и о разрушительных… А вот слухов (один скандальней другого!) хоть отбавляй.
Поэтому неудивительно, что и нам захотелось попробовать разобраться, что на самом деле стоит за очередной панацеей – будущее медицины или грандиозное надувательство доверчивых граждан?
«Мы спасли печень Ельцина»
В Интернете объявлений «Омоложение стволовыми клетками» немного. Однако, вчитавшись, вижу: половина ссылок ведет в крупный федеральный медицинский НИИ. Рекламируют ревитализацию – «новейший метод омоложения с использованием стволовых клеток, позволяющий не меняя (неужели их можно уже менять?! – Прим. авт.) стареющие и поврежденные органы, без медикаментов и хирургов обновлять и омолаживать их клеточный состав». Далее для пущей важности – ссылка на данные американских ученых, что стареть мы начинаем с 30 лет, а к 40 годам уже нездоровы по определению… Остановить увядание смогут лишь свои же стволовые клетки. А не поможет – можно начать лечиться и «чужими»…
Звоню.
– Сколько вам лет? – задает неприятный вопрос приятный женский голос.
– Сорок три, – вру я, мне-то как раз ровно 30. – Здоровье уже пошаливает! И морщинки появились!
– Ну с морщинками это к косметологам. Мы же восстанавливаем организм изнутри. И вы на самом деле помолодеете! Восстановится иммунитет, будете меньше болеть, меньше спать и высыпаться… Это дело у нас поставлено на поток.
– А это безопасно? А то в СМИ пишут…
– Самая большая мафия в мире – фармакологическая, – назидательно объясняет мне подоплеку скандала «приятный голос» – Анфиса Андреевна Мухина (имя изменено). – Им невыгодно, чтобы людей лечили без лекарств! Но теперь, когда Ельцин уже умер, я могу сказать: его разрушенную циррозом печень восстановили стволовыми клетками именно мы! И он прожил еще 10 лет. У нас среди пациентов очень много известных людей. Приезжайте, мне надо на вас посмотреть!
Я записываюсь на консультацию.
Ба, да у меня климакс!
Консультация, к счастью, бесплатная – как и бахилы на входе. Мимо стайками проплывают беременные дамочки. Специфика у центра такая. Пузатыми генералами стоят будки с лаконичным названием «Касса». Вообще меня предупреждали: по любому вопросу в этот НИИ ходят исключительно с чемоданом денег.
– Александра? – недоверчиво смотрит на меня Анфиса Андреевна, строгая ухоженная дама без возраста. Потом оказалось, что она в первую очередь даже не врач, а биолог. – Пойдемте пообщаемся в нашем новом помещении.
В белостенном кабинетике Мухина молча препарирует меня взглядом как провинившуюся мышь. Быстро оправдываюсь:
– Да, мне только 30. Но я чувствую себя на все 50! Вы бы меня ни за что не приняли, если бы я честно назвала свой возраст.
– Это правда, – расслабляется Анфиса Андреевна. И дальше уже дружелюбно выслушивает мои «жалобы» на пошатнувшееся здоровье.
Итак, минут через пятнадцать мы определились: у меня все признаки… преждевременного климакса! По словам Анфисы Андреевны, тот же (примерно) диагноз обнаружился и у одной телеведущей – умелицы вкусно готовить. Ей здесь смогли помочь. Даже родила!
Коктейль «Молодость» за полмиллиона
Интересуюсь насчет онкологических «осложнений» от лечения. Но мадам Мухина явно уходит от прямого ответа:
– Все, что вводится в организм, не может быть абсолютно безопасно.
И даже то, что у моей мамы был рак, оказывается, не повод мне самой отказываться от стволовых клеток. Надо лишь тщательно провериться перед «омоложением». Конечно, если онкология, не дай бог, подтвердится, стволовых клеток мне не видать. Но!
По словам моей будущей спасительницы, одна клиентка-дамочка с мастопатией настояла на лечении – так у нее предраковые клетки пропали. А у одного дедушки полипы в кишечнике (о которых он «забыл» врачей предупредить») от стволовых клеток рассосались.
– Сначала сдадите подробные анализы крови, – объясняет биолог. – Если все нормально – нет сифилиса (о, вы не представляете, как сейчас его много!), – мы определимся с выбором лечения точнее. Скорее всего, понадобится два введения стволовых клеток. Ваших собственных. Чтобы их добыть, пластический хирург сделает вам микролипосакцию под местным наркозом – надрезы на животе – и возьмет немного жировой ткани. Затем из нее выделят стволовые клетки и в течение месяца их будут выращивать в специальных инкубаторах. Вырастает 100 или 200 миллионов клеток – и их введут обратно через вашу кровь. Через капельницу. За 15 – 20 минут. И еще одно вливание – через полгода.
В общей сложности такое лечение мне обойдется в 530 тысяч рублей. Вот это да – целых пол-лимона за спасение от климакса! Которого еще и нет…
Клинические испытания за деньги пациентов
С независимым видом (подумаешь, полмиллиона!) слушаю щебетание Анфисы Андреевны. Про важных членов правительства и про немолодую исполнительницу народных песен, что живет с молодым и постоянно требует скидок на стволовые клетки.
Про престарелого режиссера, что предпочитает скромно ждать своей очереди в коридоре. И что на самом деле звезд у них обслуживается гораздо больше, просто некоторые сохраняют инкогнито – ей приносят жировую ткань пациента «номер такой-то», а она лишь выращивает из нее стволовые клетки.
И наконец вдруг выдает:
– Мы с вами живем в стране чудес! Во всем мире клинические испытания идут за счет государства, а у нас за счет пациента.
Стоп! Значит, все эти люди по сути участвуют в опытах? Причем за свои же – и огромные! – деньги?! Да ведь это же ОНИ, медики, мне должны за участие в эксперименте платить, так во всем цивилизованном мире при испытании лекарств принято!
– У нас есть разрешение от Минздрава на забор, хранение и клинические испытания с участием стволовых клеток, – объясняет биолог.
– И по закону за испытания мы не имеем права брать с вас денежки. Поэтому в договоре будет написано, что вы платите только за забор стволовых клеток. Подпишите согласие на участие в клинических испытаниях, разрешение по типу медицинского страхования. У нас в центре своя страховая фирма. Знаете, многие звезды, которые с нами давно сотрудничают, даже уже и не страхуются – нет у них времени на бумажки! Просто звонят и говорят:
«Поднимайте» (видимо, из банка, где хранятся замороженные образцы ткани. – Прим. авт.) клетки, я еду, такого-то числа буду…»
|
– А гарантии? Что на самом деле лечат стволовые клетки?
– Легче сказать, чего они не лечат! – давит Анфиса Андреевна. (На сайте клиники, кроме «общего омоложения», указаны рассеянный склероз, параличи, последствия инсультов, невралгии, ишемии, простатит, энцефалопатии, ДЦП, инфаркты, цирроз печени, проблемы с кожей, артрит, диабет и т. д., и т. п. – Прим. авт.). – Неэффективны пока только при аутоиммунных заболеваниях, амиотрофическом склерозе, некоторых болезнях глаз. Но исследования еще идут! И жалоб от клиентов у нас нет.
Вместо «панацеи» – обычный физраствор
Уходила я из центра с четким ощущением: Анфиса Андреевна говорит правду примерно наполовину… В то, что звезды и VIP’ы здесь крутятся, верю. Что кому-то какие-то болезни стволовые клетки могли бы и вылечить, верю. Даже в омоложение верю! Очень хочется верить… Но никто не знает, какие последствия вас после этого лечения настигнут через полгода, год, пять лет.
Плюс (даже если отнести риск на совесть самих пациентов – видят же, что подписывают!), думаю, все клиенты здорово переплачивают. Вряд ли вырастить клетки стоит полмиллиона рублей! По словам Мухиной, клетки они вводят примерно десяти пациентам в день. А значит, в год примерно две с половиной тысячи человек участвуют в опытах за свои же деньги! Крутятся миллиарды рублей!
Официально на стволовые клетки в стране имеет разрешение 20 центров. Но многие мелкие клиники сплошь и рядом без всяких разрешений предлагают лечение стволовыми клетками… неизвестного происхождения. Даже в стоматологических клиниках, рассказывают, из-под полы проверенным клиентам предлагают укольчик стволовых клеток. Мол, зубы станут здоровее…
– До нашего центра я работала в одной очень известной рублевской клинике, – призналась Анфиса Андреевна.
– Боже, что там творилось! Клиентам вводили вместо стволовых клеток обычный физраствор. Внешне ведь их не отличишь! Или вместо своих стволовых клеток – чужие. А это риски! Наш центр раньше тоже вводил чужие клетки – из абортивного материала, но качественные. 8 лет назад открыли лабораторию по выращиванию «своих», то есть родных клеток клиента. Проверить легко. Когда вам будут вводить клетки, попросите немного «отлить» в любую емкость. (Хранятся в обычном холодильнике.) Клетки можно сдать на «идентификацию» в любую генетическую лабораторию – туда, где проверяют отцовство.
Все вроде бы так. Но ведь многие специалисты уверены, что вместо даже «родного» эликсира молодости можно ввести себе потенциальную бомбу. И когда она взорвется, что станет спусковым крючком – никто не знает. Словом, от почетного права послужить науке за свои кровные я решила отказаться.
Р.S. Клетки последней надежды
После объяснений эксперта опять перезваниваю Анфисе Андреевне.
– Саша, у меня сегодня такой счастливый день, – кричит она в трубку. – Я лично подняла на ноги… парализованного ротвейлера! А ведь ветеринары говорили: «Однозначно усыпляйте, надежды нет».
Я попросила знакомых медиков, у которых рожала собака, взять кусочки плаценты и привезти мне. И вот на этом донорском материале наш ротвейлер встал и пошел! Мы все лечение на видео засняли, выложим в Сети!
Честно говоря, я не нашлась что ответить. Просто поздравила.
– Над генетикой сначала тоже все смеялись, считали лженаукой, – парировала мои доводы и знакомая врач-косметолог. – Хохотали над тем, что, мол, форма носа может передаваться по наследству. Все-таки, думаю, за стволовыми клетками будущее.
Правда, насколько я знаю, никто не платил генетикам бешеные бабки за право побыть подобным кроликом.
СЛОВАРИК
Стволовые клетки – так называемые клетки-предшественники. Они могут превращаться в клетки любых человеческих органов и тканей. Стволовых много у новорожденных, с возрастом их количество в организме уменьшается. В отличие от других клеток могут неограниченно делиться.
Бывают стволовые клетки эмбриональные (их выделяют из эмбрионов на очень ранней стадии, когда нет еще ни тканей, ни органов) и региональные (выделяют из органов взрослых людей и эмбрионов на более поздних стадиях).
ЗВОНОК ЮРИСТУ
«Это похоже на черную магию»
– В России лицензии действительно выдаются только на забор, хранение и клинические испытания с использованием стволовых клеток, – говорит глава «Лиги защиты пациентов» Александр САВЕРСКИЙ. – С этим видом лечения было связано несколько скандалов, которые позже замяли. Например, к нам обращалась девушка, которой стволовыми клетками восстанавливали волосы. За большие деньги, разумеется. Шевелюру в итоге ей так и не восстановили. Чаще всего в таких ситуациях пациент вообще понятия не имеет, что именно вводят в его организм.
Есть и другая грань вопроса – этическая. В конце 90-х в одном крупном медучреждении нашли несколько сотен замороженных трупиков – это то, что некоторые называют «абортивный материал» для выращивания стволовых клеток. Задумайтесь-ка. Использование человеческой ткани, особенно детей, для лечения проблем другого человека – разве это не черная магия?
МНЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
«Доказанного эффекта нет. А онкология возможна»
– Стволовые клетки – российское детище, – рассказывает специалист доказательной медицины, зав. кафедрой гематологии и гериатрии Медицинской академии им. Сеченова, д. м. н. Павел ВОРОБЬЕВ. – Их «придумал» в начале XX века профессор Максимов. С 70-х годов стволовые клетки используют для лечения лейкозов – так называемая трансплантация костного мозга. Но это наука.
Далее начинается спекуляция: стволовым клеткам приписывают несуществующие свойства. Главное – убедить потенциальных клиентов затратить деньги. Годится все: омолодиться, очиститься, нарастить мозги или сердце. Особенно цинично это все звучит при «лечении» тяжелых больных, например, с рассеянным склерозом.
Нет никаких реальных доказательств эффективности стволовых клеток! Лицензия выдается только на их забор. (К примеру, из пуповины новорожденных, это в том же центре стоит около 80 тысяч рублей. – Прим. авт.) Их хранят 13 лет. Если вдруг за это время у ребенка случится острый лейкоз, ему можно произвести трансплантацию. Но лейкоз случается у одного из 100 тысяч детей.
Все остальное – эксперименты.
А вот данные о том, что такие «трансплантации» вызывают опухоли, появились далеко не вчера. Про это говорят неохотно, статьи на неудобную тему печатаются в основном на Западе.
И, к сожалению, не только у нас – во всем мире этот метод носит подпольный и полуподпольный характер. Статистика не ведется, поэтому научная обработка результатов невозможна…
Александра Кучук, КП