Обзор кремлевской дезинформации: Не упоминайте Крым! и 7 факторов привлекательности дезинформации
Когда ранее этим летом в Москве была опубликована русскоязычная версия книги израильского автора Юваля Ноя Харари «21 урок для XXI века», все упоминания вторжения в Крым и связанной с ним дезинформационной кампании были заменены примерами, не имеющими отношения к России и Украине.
Трамп вместо Путина
Как сообщило сначала «The Insider», а затем «Newsweek» и другие международные СМИ, абзац о «вежливых людях» в Крыму в оригинале книги выглядит так:
«Российское правительство и лично президент Путин несколько раз отрицали, что это были российские войска, и описывали их как стихийные «отряды самообороны», которые приобрели униформу, похожую на российскую, в местных магазинах».
В российской версии этот абзац был изъят и заменен абсолютно другим предложением:
«По подсчетам газеты Washington Post за время после своей инаугурации президент Трамп сделал более 6000 ложных публичных заявлений. В речи, произнесенной в мае 2018 года».
Автор заявил, что разрешил определенный объем редактирования для того, чтобы книга была издана в России, но считает, что издатели зашли слишком далеко в этих изменениях, включающих и другие случаи, не связанные с Крымом:
«Мне сказали […], что в высказываниях о моем муже, это слово было заменено словом «партнер». Если это правда, то я решительно возражаю против таких несогласованных изменений, и я приложу все усилия, чтобы их исправить,» – заявил господин Харари газете «The Guardian».
Дезинформация на грани отчаяния
Фанаты британского комедийного телевидения 70-х гг. с нежностью хранят память о Джоне Клизе в роли Бэзила Фолти, собственника отеля «Фолти-Тауэрс».
В популярной серии персонаж Джона Клиза дает своим сотрудникам инструкции не говорить ничего, что можно было бы связать со Второй мировой войной, чтобы не обидеть группу гостей-немцев: «Не упоминайте о войне!» («Don’t mention the war!») в, — а заканчивается все тем, что он позорится серией неловких сцен c недвусмысленными отсылками к этой трагической главе истории.
Вследствие необходимости защитить официальный нарратив о Крыме цензурой, российские власти выглядят отчаянно и ничуть не менее неловкими, чем персонаж Джона Клиза — и это показывает насколько уязвимой может порой быть дезинформационная кампания.
7 факторов привлекательности дезинформации для нашего мозга
Ложь распространяется быстрее, чем правда, и исследование Технического университета Эйндховена объясняет почему.
Ответ, возможно, лежит в нашем мозгу и эволюции наших когнитивных предпочтений, что означает, что определенные типы информации просто получают больший отклик, привлекают больше внимания и лучше запоминаются, чем другие.
В отличие от фактов, дезинформация не ограничена рамками реальности и может приобретать любую форму, что делает ее для нас более соблазнительной. Таким образом, в исследовании утверждается, что дезинформацию в Интернете можно рассматривать не только как некачественную информацию, которая распространяется из-за недостатков онлайн-коммуникации, но и как информацию высокого качества, которая распространяется из-за ее эффективности. За исключением того, что в этом случае «качество» относится не к правдивости, а к психологической привлекательности.
Чтобы проиллюстрировать эту возможность, исследователи проанализировали содержание 260 материалов, которые публиковались в СМИ, известных распространением мистификаций и ложной информации. Исследователи искали наличие семи факторов, которые вероятнее всего повышают привлекательность «подозрительных материалов» для онлайн-аудитории, и обнаружили, что 86% проанализированных статей их содержали. Более подробные сведения о результатах, данных и методологии этого поискового исследования доступны онлайн.
EUvsDisinfo решили воспользоваться идеей этого исследования, чтобы взглянуть на недавние примеры прокремлевской дезинформации с точки зрения наличия в них таких факторов привлекательности. Вот что мы нашли:
Фактор привлекательности 1: Угрозы
Согласно научным исследованиям, люди в большей степени склонны делиться друг с другом слухами, связанными с угрозами, чем теми, которые касаются пользы, даже если эти угрозы напрямую их не касаются. Люди также склонны искать дополнительную информацию об угрозах чаще, чем на другие темы. Все это можно объяснить нашей эволюционной необходимостью выживать.
Прокремлевская дезинформация широко использует человеческую потребность предвидеть опасность и играет на наших страхах. Это демонстрируют такие примеры наиболее распространенных дезинформационных нарративов, как о скором начале третьей мировой войны или о разрушении Европы под натиском мигрантов и терроризма.
Фактор привлекательности 2: Секс
«Секс продает» — старая истина рекламной индустрии, но, очевидно, что секс может также способствовать и распространению дезинформации. По данным исследователей, тема секса присутствовала почти в каждой пятой исследованной статье «фейковых новостей».
Темы, связанные с интимной жизнью, не являются табу для прокремлевских дезинформаторов, которые недавно заявили, что Швеция научит мигрантов сексу со шведками.
Мы также заметили, как прокремлевские СМИ сочетают информацию о сексе с нарративами об угрозах миграции (см. № 1), заявляя, что немцы и французы вынуждены извиняться перед своими насильниками, что шведское правительство приказало не расследовать изнасилования, чтобы защитить иммигрантов , и что британская полиция игнорирует изнасилования несовершеннолетних, чтобы избежать обвинений в расизме.
Фактор привлекательности 3: Отвращение
Согласно исследованию, вещи, вызывающие отвращение, являются одними из наиболее изученных факторов, способствующих успешности нарратива. Элементы, вызывающие отвращение, часто встречаются в популярных городских легендах, слухах и детских историях. Эти элементы включают информацию о загрязненной пище, болезнях, увечьях, телесных выделениях и «неестественных» половых актах — и щедро используются прокремлевской дезинформационной машиной. Помните историю о датских борделях для зоофилов? В том же духе европейские страны обвинялись в легализации некрофилии и скотоложества, и бессчетное количество раз публиковались дезинформационные сообщения о крайне жутком биологическом оружии, которое коварный Запад использует против ничего не подозревающего населения.
Фактор привлекательности 4: Противоречие здравому смыслу
Что делает определенные сказки и легенды популярными? Видимо, это «содержание, немного противоречащее здравому смыслу», т. е. утверждения, которые частично противоречат нашим интуитивным ожиданиям относительно поступков других. Обычно подобное содержание имеют вымышленные истории о сверхъестественных существах, которые, с одной стороны, ведут себя так же, как обычные люди (например, они могут быть голодны или расстроены), а, с другой стороны, обладают неожиданными качествами, такими как бессмертие или чтение мыслей. Именно такие элементы делают истории вроде «Золушки» (или «Сумерек») такими привлекательными.
Однако исследования показывают, что в контексте дезинформации подобные элементы относительно редки. Даже дезинформаторы стремятся поддерживать доверие к себе, а слишком большое внимание к сверхъестественному может быть контрпродуктивным. Не смотря на это, прокремлевская дезинформация смогла сделать виновниками пожара в Нотр-Дам как пришельцев, так и ритуалы сатанистов.
Фактор привлекательности 5: Противоестественность
Или то, что исследователи называют «разрушение эссенциалистских убеждений». Простыми словами эссенциализм — это точка зрения, согласно которой каждое живое существо определяется своей сущностью, набором характеристик, которые определяют его индивидуальность и функции. Нарративы, которые противоречат сущности вещей — такие как генетические модификации и клоны — вероятно, становятся более запоминающимися, чем те, которые этого не делают.
Прокремлевская дезинформация пыталась напугать свою аудиторию именно такими нарративами, заявив, что США сеют генетически модифицированные культуры в Украине, чтобы вызвать там голод, или что соглашение о свободной торговле между ЕС и США принесет на старый континент ГМО, очищенную хлоркой курицу и клонированных коров. Подобные случаи также иллюстрируют, что дезинформационные нарративы могут содержать сразу несколько факторов, которые делают их для нас более интересными: курица, очищенная хлоркой — разве не отвратительно? (см. № 3).
Факторы привлекательности 6 и 7: Сплетни и знаменитости.
Кто не любит сплетни, особенно если они о тех, кого мы знаем, или, по крайней мере, думаем, что знаем? Исследование показало, что лучше всего распространяются ложные статьи, содержащие социальную информацию — сплетни или сведения о знаменитостях. Более того, большинство «знаменитостей» в рассматриваемых статьях на самом деле были политическими фигурами, а актеры, музыканты и звезды спорта были героями только 16% из них.
Эти тенденции широко применяются и прокремлевскими СМИ. EUvsDisinfo зафиксировали многочисленные случаи дезинформации об украинских, европейских и американских политиках, в том числе о том, что Президент Украины является частью возглавляемой Клинтоном глобальной кампании против Трампа; что все высокопоставленные политики стран Балтийского региона причастны к случаям педофилии, а также обвинения в адрес покойного американского Сенатора Джона Маккейна в поддержке ДАИШ.
Прокремлевские СМИ также не стесняются нападать на видных деятелей вне политических кругов, таких как лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич, украинская певица Джамала и даже немецкая рок-группа Rammstein.
В следующий раз, когда столкнетесь с историей, которая слишком хороша/плоха/отвратительна, чтобы быть правдой, — задумайтесь, ведь это действительно может быть так.
Источник: The Disinformation Review
Tweet