ДОРОЖНЫЙ ОТБОЙНИК КАК ОРУДИЕ УБИЙСТВА
Жуткое дорожно-транспортное происшествие случилось в июне нынешнего года на Оболони, где водитель легковушки Mazda-323 по каким-то причинам не справился с управлением. Машина на высокой скорости съехала с дороги и столкнулась со стальным отбойником. Металлическая лента отбойника прошла через салон автомобиля, словно шампур.Происшествие случилось среди бела дня на Новой кольцевой дороге, идущей от площади Шевченко в направлении Пущи-Водицы. В салоне, кроме водителя, находились два пассажира. Удар был настолько сильный, что машину буквально “нанизало” на металлические конструкции у дороги; через салон прошло около десяти метров отбойного бруса. На место случившегося пришлось вызывать спецотряд МЧС, чтобы те высвободили автомобиль. Сидевший спереди пассажир был госпитализирован в реанимационное отделение БСП в крайне тяжелом состоянии. Серьезные травмы получили водитель и второй пассажир, их также забрали бригады “скорой помощи”. Со слов водителя, машину внезапно резко потянуло вправо, после чего та врезалась в ограждение. Дорожный отбойник не только не спас жизнь пассажиров, но и стал орудием увечья.
Под Мерефой (Харьковская область) в страшную по своим последствиям аварию попала семья из Санкт-Петербурга, которая ехала отдыхать в Крым. Погибли двое детей – мальчики семи и четырех лет. Их десятимесячная сестра с закрытой черепно-мозговой травмой была госпитализирована в местную больницу скорой и неотложной помощи. Родители остались живы… Авария произошла около двух часов ночи на въезде в Мерефу. Водитель не справился с управлением автомобиля, и машина въехала в ограждение моста, металлический отбойник насквозь пробил салон “Жигулей”. По словам сотрудников ГАИ, водитель был трезв. Дорога, по которой он ехал, была сухой, но неосвещенной. До момента ДТП семья находилась в дороге десять часов. Госавтоинспекторы не исключают, что водитель уснул за рулем…
Ни в первом, ни во втором, ни в нижеприведенных случаях вы не найдете ни слова объяснения, почему отбойное ограждение украинских дорог не только не выдерживает удара автотранспорта, но и само становится фактором дополнительного риска и повышения аварийности.
Отбойники мостов удар не держат
Необычное дорожно-транспортное происшествие случилось недавно в Киеве, на Южном мосту. Субботней ночью, 9 сентября нынешнего года, легковой автомобиль “Волга” пробил отбойник и с высоты метров шести – семи рухнул вниз, в промышленную зону. Водитель почему-то скрылся с места происшествия – очевидно, он чудом не пострадал. Прибывшие на место ЧП сотрудники ГАИ установили картину произошедшего: “Волгу”, двигавшуюся по мосту, почему-то развернуло на сто восемьдесят градусов, после чего она въехала пассажирским боком в стальной отбойник, снесла его и рухнула вниз. Ремонтная бригада оперативно восстановила поврежденный отбойник.
Один человек погиб и еще двое получили тяжелые травмы в результате дорожно-транспортного происшествия в Закарпатье в июле. Водитель BMW-735 не сумел справиться с управлением машины прямо посередине моста через узкий ручей в селе Солочин Свалявского района. Машина, снеся ограждение моста, рухнула вниз, в результате чего тридцатидвухлетний пассажир погиб на месте. Еще два человека, находившиеся в салоне легкового автомобиля, получили тяжелые травмы. Прибывшие бригады “скорой помощи” доставили несчастных в Свалявскую районную больницу.
Странное в обывательском понимании “поведение” защитных дорожных ограждений, которые почему-то “удар не держат”, зачастую приводит к угрозе возникновения техногенных аварий и катастроф. Вот только два свежих эпизода, ставших достоянием гласности.
Серьезное дорожно-транспортное происшествие в нынешнем году имело место на Симферопольском шоссе в Харьковской области между городами Мерефа и Новая Водолага. Там столкнулись сразу три автомобиля – “Шкода”, ЗиЛ-4316 и КамАЗ-551, тянувший за собой на буксире автобус “Вольво”. Одна из машин после столкновения, снеся отбойное ограждение моста, упала с путепровода на железнодорожное полотно. Водитель ЗиЛа от полученных ранений скончался на месте. Лишь благодаря оперативным действиям бойцов Министерства по чрезвычайным ситуациям, ехавший через место случившегося пассажирский поезд экстренно затормозил в двухстах метрах от моста. В свою очередь, сотрудники ГАИ перекрыли движение по Симферопольскому шоссе, полностью блокировав его. Спустя два часа разбитый автомобиль удалось убрать с рельс, а движение автотранспорта и поездов было восстановлено. Выяснилось, что ДТП произошло в результате обгона “Шкодой” КамАЗа, тянувшего на буксире автобус. В это время по встречной полосе ехал ЗИЛ, водитель которого, избегая столкновения, резко вывернул вправо. Ограждение моста не выдержало удара автомобиля, и ЗиЛ рухнул с высоты около четырех метров вниз.
7 сентября на трассе Черновцы-Киев (Черновицкая область) водитель автоцистерны не справился с управлением: КамАЗ пробил отбойники моста и рухнул с пятиметровой высоты вниз. Перевернувшись, застрял между опорами моста. К счастью, пожара не было, хотя из поврежденного кузова пятнадцатитонного автомобиля вытекло около 4,5 тонн мазута. Прибыли спасатели; участок дороги на отрезке семи километров был перекрыт, а течь мазута ликвидирована. Если бы не оперативные действия бойцов “01”, нефтепродукт попал бы в близлежащие озера. Водитель грузовика в ДТП отделался лишь ушибами…
Тайна “специзделия”
Все попытки автора разыскать производителя дорожных отбойников успехом не увенчались. В “Укравтодоре”, где, по логике вещей, должны были владеть исчерпывающей информацией относительно технических характеристик столь важного элемента дорожной безопасности, каковым является отбойник, желающих прокомментировать многочисленные аварии, от которых не уберег отбойник, не нашлось. Чиновники ссылались на “незнание темы”, “невладение ситуацией” и даже сетовали на избирательную компанию, из-за которой нет времени на общение с журналистами. Поэтому официальной версии, объясняющей, почему автомобили успешно таранят специальное препятствие, так услышано и не было. Производитель, вид и марка материалов, из которых создается отбойник, их характеристики, предельные выдерживаемые нагрузки, стоимость погонного метра (километра) для налогоплательщиков, наконец, – вся эта информация оказалась почему-то тайной сродни государственной. Но все же об “изделии”, гарантирующего минимизацию последствий аварий на дорогах, немного удалось узнать.
Дорожные отбойники выполнены из стали. Потому под воздействием выхлопных газов автотранспорта быстро коррозируют (банально ржавеют), теряя первоначальные конструкционные качества. Ржавые, изношенные отбойники в том же Киеве нуждаются в частой перекраске. Толстый, многослойный слой краски, скорее, скрывает, чем существенно замедляет, неизбежный процесс старения и износа металлических конструкций. В Европе же лента отбойника покрывается алюминиевым напылением. Которое не только гарантирует прочность ленты, как минимум, на десятилетие, но и придает дорогам достойный вид. Но даже в столице Украины “Київавтошляхміст” – организация, отвечающая за состояние дорожных конструкций – ежегодно закупает тонны и тонны краски для “освежения” отбойников. Узнать у ответственных лиц об экономической целесообразности регулярной “краски-покраски” многих километров дорожных ограждений (неужели в Европе не просчитана выгода от установки ленты с антикоррозийным алюминиевым напылением?) автору также не удалось: телефоны “Київавтошляхміст”, выданные горсправкой, либо стоят в режиме автоматического приема факсимильных сообщений, либо не отвечают.
Но главное: изъеденный коррозией металл меняет свои первоначальные характеристики не в лучшую сторону. И безопасность такие отбойники уже не гарантируют.
Сама конструкция многих металлических отбойников вдоль обочин таит в себе потенциальную безопасность. Серая металлическая лента плохо заметна для глаза под тем или иным углом зрения. А начало и окончание металлического отбойника вдоль обочины зачастую не вкопано в землю с плавным подъемом – в Киеве таких мест десятки. В итоге, если легковая машина влетает в начало отбойника, вместо повисания на подвеске металлический профиль должен войти прямо в салон на скорости движения автомобиля. Остается надеяться, что эта практика выполнения отбойников будет в ближайшее время пересмотрена для повышения безопасности движения транспорта. Силовые барьерные ограждения обязательно должны иметь заделку оголовков с плавным подъемом в обочину дорожного полотна. К тому же украинским шоферам остается лишь мечтать о наличии на отбойнике предупреждающих отражателей (красного или белого цвета) на всем протяжении его конструкции.
А как у “них”?
Пример – Германия. Оборудование дорог в государстве-“локомотиве Европы” обязательно включает:
рефлекторные указатели, установленные с интервалами не более 50 метров;
постоянный автоматический мониторинг траффика и динамическое определение рекомендуемой максимальной скорости движения в зависимости от загруженности дороги и погодных условий;
телефоны для вызова помощи на каждые 2 (два) километра дороги;
предварительные предупреждения о любых препятствиях, которые могут появляться на дороге;
тотальная защита от “природных факторов” – на дорожное полотно не могут попасть животные – имеются специальные защитные ограждения с обеих сторон. Они же служат и для защиты населенных пунктов от шума автотранспорта;
лимиты скорости могут изменяться в зависимости от погодных условий, состояния покрытия, траффика на дороге и множества прочих факторов. Информация о таких изменениях обычно отображается на огромных световых табло, укрепленных над проезжей частью;
сервис – заправочные станции с магазинами, ресторанами, отелями;
зоны отдыха с парковками и туалетами.
Понятно, что ленты (столбики) дорожных отбойников в Германии ярко светятся даже ночью. Отбойник в цивилизованных странах не только конструкция пассивного препятствования ДТП с тяжелыми последствиями, но и инструмент профилактики безопасности движения. По моей просьбе коллега из Германии связался с полицией Кельна, чтобы задать единственный вопрос: как часто случаются в стране ДТП, в которых бы автомобили пробивали ленту дорожного отбойника. Покопавшись в памяти, а затем в персональном компьютере, офицер полиции уверенно ответил: “Восемь лет, что я на службе, таких ЧП в земле Северная Рейн-Вестфалия не было.”
Александра Павлова, специально для «УК». Использовались материалы сайтов Magnolia-TV.com и Медиа-группа “Объектив”
Tweet