Темная сторона соцсетей: «всепропальщики» и паникеры

На ротации в АТО я прочитал на соцсети Facebook пост, в котором автор сетовал, что в то время, когда простые ребята на фронте гибнут за свою страну, отечественная верхушка и киевские бизнесмены продолжают обогащаться и улучшать свое благосостояние, несмотря на войну. С примерами.

Текст  был написан настолько талантливо и эмоционально, что потом больше часа я бродил по расположению части и преодолевал невеселые мысли.

Перед глазами вставали лица сыновей, а душу терзало осознание того, что я могу их больше не увидеть, когда в то же самое время … Ну почему погибать должен я?

Успокоившись, я обдумал пережитое и был поражен – насколько легко и правильно написанный пост подавил во мне чувство долга, вселил в сердце сомнение и заставил бояться!

В тылу это трудно понять. Находясь возле смерти – страх преодолеваешь постоянно, и когда он прорывается – далеко не всегда удается взять себя быстро в руки. Даже мотивированный человек остается человеком со своими страхами и слабостями.

Поэтому если под влиянием правильно выписанных фраз мой собственный страх не сдержали ни журналистское прошлое, ни умение анализировать информацию, ни длительный опыт противостояния пропаганде Кремля – что говорить о простом парне на передовой, призванном из села или городка?

Темная сторона соцсетей

В в первые месяцы противостояния Украины с Россией деятельность российских пропагандистов почти не встречала сопротивления. Очевидно – украинские Вооруженные силы и МВД к гибридной войне готовы не были и как правильно им действовать – не знали. Обеспечение армии не выдерживало критики.

Политическое руководство явно тянуло с мерами. А наиболее оперативную информацию украинские граждане получали не от государственных структур, а от блогеров, солдат и волонтеров с мест. Вражеским агитаторам в то время даже не надо было ничего придумывать – было достаточно смаковать существующее положение вещей. Такая ситуация во многих сеяла страх и уныние.

В обществе всерьез обсуждалась версия, что политическое руководство страны пошло по стопам гетманов Брюховецкого и Самойловича, тайно заключило соглашение с Москвой и сознательно организуют военное поражение и ликвидации Украины как государства.

Именно тогда и появились интернет мемы «все пропало!» и «нас сливают». Лиц, делавших большинство своих сообщений именно в этом ключе, пользователи соцсетей окрестили соответственно – «всепропальщиками». Одно время деятельность «всепропальщиков» мало выбивалась из общей канвы – о проблемах и армии, и всего государства вообще, тогда так же говорила вся страна.

Первыми тревогу забили волонтеры – стараниями интернет-сообщества героями АТО были сделаны бойцы добровольческих батальонов, тогда как Вооруженным силам доставались лишь критика и информационная грязь, в то время как бремя войны более чем на 80% тянут именно ВСУ.

Результат такого перекоса был очевиден. «При всей своей «распиаренности», я едва выбрал батальон. Спасибо нашим доблестным «вишиватникам» за истерики о том, что у нас генералы всех сливают и крикам «не идите в армию, идите в добровольческие батальоны» … В итоге мы благодаря истерикам и недоразумению имеем то, что в армию никто не хочет идти»- сетовал в интервью тогда еще лидер волонтерской сети «Крылья Феникса» Юрий Бирюков.

Кто такие «всепропальщики» и за что они борются?

Собственный опыт деятельности в соцсетях позволяет разделить «всепропальщиков» на три неравнозначные группы.

К первой, наверное, наименьшей численно, но весьма влиятельной и эффективной, относится несомненная вражеская агентура, задача которой – сеять панику и совершать провокации среди украинских граждан.

Свои аккаунты в соцсетях эти люди оформляют в безупречно-патриотическом стиле (с государственными флагами и знаменами УПА), общаются часто на украинском и горячих дискуссий избегают. Они – не передают чужие тезисы, они запускают в жизнь тезисы свои (а чаще – переданные из соответствующего центра).

Действует эта группа не только в Интернете – многие тезисов она доносит и просто вживую. Например, офицеры – заместители командиров по работе с личным составом (по старинке – политруки) имеют немало хлопот с деятельностью гражданских лиц, которые (особенно непосредственно в зоне АТО) подходят к солдатам и заводят задушевные разговоры на тему «когда же вы поедете сбрасывать продажную власть в Киеве?» и «неужели вы не понимаете, что ваш враг – не в Донецке и Луганске?».

Другой пример – слухи о фантастических потерях ВСУ, которые умудряются почти слово в слово передавать и предводители так называемых «ДНР-ЛНР», и некоторые уязвимые граждане, которые ну очень озабочены судьбой страны. Из собственных впечатлений – постоянно слышал слухи о «забитых моргах» в прифронтовой полосе.

И вот когда я расспрашивал, видел ли очередной рассказчик эти морги лично, получал ответ – не видел. Слух поступал или от товарища-товарища-товарища (не проверить), либо – опять таки, от местных жителей. Дело свое агитаторы знают.

Слух, который солдатом будет воспринят критически, и который он передаст с оговоркой «врут, скорее всего», уже в пятой-шестой производной будет подаваться как истина, а попав в соцсети (или, еще хуже – в СМИ) будет легализована окончательно.

Цель у этой группы «всепропальщикив» понятна – расшатать общество и подготовить почву для Майдана-3, чтобы политическая нестабильность возникла в стране прямо во время боев.

Вторая группа «всепропальщиков» – это активисты политических партий.

Не секрет, в украинской политике запрещенных приемов нет, в борьбе за власть в ход идут всевозможные методы, вплоть до самых грязных.

Распространение слухов о невероятных потерях в Вооруженных силах и Нацгвардии, о сомнительных проектах правительства, о коррупции в высших эшелонах власти и т.д., в первую очередь ослабляют именно действующую власть, а следовательно – подрывают ее поддержку и создают возможность определенным партиям пройти во власть самим. То, что все это вредит не только правящей партии, но и стране, в расчет не берется – у нас «все дамы делают это».

Третья и наиболее массовая группа – это обычные граждане, которые искренне верят в то, что борются с коррупцией и предателями во власти, передавая вести о преступлениях чиновников, о «скрытых потерях» ВСУ и о проблемах на фронте.

Трагедия этих людей заключается в том, что бессознательно из борцов за улучшение страны они отчасти превращаются в разносчиками пропаганды врага и враждебных действующей власти политических организаций – и без третьей группы «всепропальщиков» деятельность первых двух была бы гораздо менее эффективна.

Пропасть недоверия

Наносят ли вред всепропальщики на фронте? По словам офицеров-политруков из 25-й воздушно-десантной бригады – незаурядной. Распространение электронных носителей, позволяющие выходить в Интернет, достигло такого уровня, что отделить армию от соцсетей на достаточно длительный период стало нереально.

Поэтому не будет преувеличением сказать, что пользователями соцсетей пока являются не менее четверти личного состава, а под влиянием соцсетей находится (через слухи и сплетни) не менее трех четвертей бойцов. Тезисы «всепропальщиков» к ним приходят регулярно.

О результатах такого влияния рассказывают волонтеры. «Пришлось делать коридор и поддерживать, прикрывать спину пацанам, которые выходили. Знаешь, сколько танкистов приехали на задание? Должно было одиннадцать. Один танк приехал. Вместо одиннадцати … А когда послали МТЛБ, то, извините, наши бравые бойцы … прыгнули на МТЛБ, бросили раненых и просто спетляли. Они бросили раненых», – рассказала в интервью волонтер, а ныне служащий министерства обороны Татьяна Рычкова.

Интересная деталь, увиденная мною же – во время боев за Донецкий аэропорт и Дебальцевский плацдарм соцсети кипели постами «всепропальщиков» о неадекватном руководстве ВСУ, об ошибках в военных операциях, о тех же недостатках в обеспечении и снабжении. Но стоило боям закончиться – и волна резко пошла на спад, так как проблемы исчезли сразу же с завершением активных боевых действий.

Еще пример из собственного опыта. В начале августа (за пару недель до катастрофы под Иловайском), находясь в Донецкой области, я был поражен двумя вещами – обеспечением солдат (стараниями волонтеров – гораздо лучшим ожидаемого) и совершенно упадническими настроениями среди личного состава.

Сетью тогда как раз ходили роптания о том, что в ВСУ никак наладят систему ротации, и поэтому бойцы вынуждены без отдыха сидеть на передовой без замены по несколько месяцев. Какие дельные замечания, да?

Но каково было это читать ребятам, призванным в марте-апреле на срок в два месяца, при условии, что они находились в АТО уже полгода без осознания, когда же их служба закончится?

Когда обсуждают причины Иловайской катастрофы, постоянно забывают фактор «груза 500», то есть бойцов, которые или рванули с передовой при первых же выстрелах или вообще отказались выдвигаться на боевые позиции. А кто постарался над соответствующим их моральным состоянием – догадаться не трудно.

И дело не в трусости отдельных бойцов – проблема значительно глубже.

Бывший советский разведчик, а ныне американский финансовый аналитик Юрий Швец сформулировал ее так: «Ситуация вокруг Иловайска и Дебальцево очевидно показала, что существует пропасть недоверия и даже вражды между личным составом Вооруженных сил Украины, находящимся на поле боя, и командованием. Командование может развернуть в определенных районах силы АТО, но как только начинаются боевые действия – тут же исчезает связь и управление. Армия оказывается брошенной на произвол судьбы и превращается в неуправляемую толпу. Ширится слух «Нас слили» и начинается паническое бегство».

К сожалению, такая пропасть существует не только в армии. Отношение украинцев к власти практически никогда не было положительным. В украинском обществе и сейчас довольно сильны левые идеи, по которой каждый состоятельный предприниматель сообществом воспринимается как «вор и бандит», а влиятельный чиновник – как «коррупционер». И не всегда безосновательно.

Политическая и бизнес-элита платит обществу той же монетой – считает массой, ленивой и прожорливой, не способной обеспечить собственное благосостояние самостоятельно тяжелым трудом – такой, чей голос на выборах можно получить обещаниями социальных подачек (а не средств для заработка денег самим), или просто купив за деньги. Опять же – не безосновательно.

Именно на эту пропасть возлагает свои надежды политическое руководство Кремля – на то, что при определенных военных или экономических неурядиц украинское общество удастся расшатать, натравить на собственную же элиту и погрузить в хаос политического раздора.

Очевидно – массы «всепропальщиков», независимо от мотивов, которыми управляют, исчезновению этой пропасти не способствуют. Наоборот! Они ее усугубляют.

Очевидно и другое, не преодолев этой пропасти, ни выиграть войну, ни реформировать страну украинцам не удастся.

Между плохим и худшим

Ситуации пропасти между политической элитой и обществом были в истории всех европейских стран и все они ее когда-то преодолевали. Вот только методы, которыми они это делали, для нас, очевидно, не подходят.

Прусский король Фридрих Великий, преодолевая подобный разрыв между своим генералитетом и армией (которая полностью состояла из наемников) создал афоризм «солдат должен бояться палки капрала больше, чем неприятеля».

Крутыми мерами преодолевал в своих полках разрыв между солдатами и генералитетом молодой Наполеон Бонапарт. Фактически в те времена разрыв преодолевался приучением солдата безусловно выполнять любой приказ, без возражений и сомнений.

Не лучше вели себя в прошлые годы в Европе и со «всепропальщиками». Во Вторую Мировую войну их наказывали во всех воюющих странах, с той лишь разницей, что одни (СССР и Германия) их расстреливали и гноили в концлагерях, а другие (Великобритания) сажали в тюрьмы и заставляли разбирать завалы от бомбардировок, наносимых немецкой авиацией.

Современная Россия разрыв одолела бешеной пропагандой, благодаря которой в стране создан культ личности президента Путина. Очевидно, для нас все подобные мероприятия – неприемлемы.

Украине нужно искать новые, креативные средства, чтобы исключить негативное влияние «всепропальщиков» на сознание граждан и в первую очередь – на армию.

Стоит отметить – сильным шагом для этого были четвертая волна мобилизации и демобилизации солдат, отслуживших год. Усталых, отчаявшихся и отчасти деморализованных мужчин заменили люди значительно более мотивированные – этот факт отметили даже издания террористов.

Изменился дискурс и в Интернете – от тотального осуждения власти и требований ее немедленной замены, в сети началась дискуссия на тему, приемлема ли замена руководства страны прямо под время войны, потому что к такому не прибегали даже казаки-запорожцы? Появился целый ряд блоггеров, которые всячески критикуют и высмеивают тезисы «всепропальщиков».

Существует, к сожалению, еще и противоположная крайность – случаи, когда ярлык «всепропальщиков» навешивают на людей, которые сообщают о реальных проблемах в зоне АТО или реальных угрозах.

Так , во время окружения на Луганщине 32-го блокпоста, волонтерам из «Фонда Дианы Макаровой» и «волонтерской сотне» пришлось выслушать массовые обвинения и в сеянии паники, и практически в государственной измене – потому что они сообщали о реальном состоянии ситуации вокруг гарнизона блок-поста, и это было явно не по душе командованию сектором.

Правда, в этой ситуации источником информации выступали не «диванные аналитики», а известные люди – волонтеры, которые на войне бывали неоднократно. Но борцов с «всепропальщиками» это не остановило.

Как отличить новости правдивые от очередной «всепропальной» волны?

Так же, как и анализируя любую информацию. Надо брать новости из нескольких источников, интересоваться, описывает человек собственные впечатления или передает чьи-то, задаваться вопросом, с какой целью может быть распространена та или иная информация, критически относиться к любым источникам.

Помнить, что впечатление с места не всегда соответствуют общей обстановке, и что каждый человек представляет свою субъективную точку зрения. И не забывать, что при любой ситуации нет советчика, хуже паники.

Однозначного решения проблемы – нету. А тогда в АТО, после осознания того, какой эффект могут иметь посты «всепропальщиков», я почувствовал злость примерно такого содержания: «Что б вам, мудрилы … Сами на войну-то едете? Поменять что-то способны? Так займитесь делом, а не болтовней».

Автор: Дмитрий Калинчук, ТЕКСТИ Перевод: Аргумент

 

You may also like...