Пчелы против меда. Украинская власть борется с коррупцией очень вяло и осторожно, как только можно

Рыба гниет с головы. С головы же в нашем государстве началась и инициатива борьбы с коррупцией: заняться этим решил сам президент. 26 марта 2010 года Виктор Янукович своим указом утвердил персональный состав Антикоррупционного комитета, поставив во главе, в лучшей своей традиции, самого себя, а исполнительным секретарем назначив министра юстиции Александра Лавриновича. К 22 апреля комитет должен был внести изменения в антикоррупционное законодательство, дабы покончить с этим позорным явлением раз и навсегда.

Антикоррупционный комитет в октябре 2010 г. выдал на-гора Национальную стратегию по предотвращению и противодействию коррупции на 2011-2014 гг., однако президент до сих пор не издал указа, вводящего ее в действие. Законотворческая же процедура растянулась во времени на восемь месяцев: законопроект авторства Виктора Януковича «Об основах предотвращения и противодействия коррупции в Украине» №7487 был зарегистрирован в Верховной Раде 17 декабря 2010 г. Рассматривала Рада президентское детище весьма неспешно, не завершив это дело до сих пор.

Тем временем срок действия «старых» законов о борьбе с коррупцией истек, и в законодательстве образовалась «коррупционная дыра», которая не закрыта до сих пор (подробнее — см. «Закон не писан», «ВД» №6 с. г.). Но, похоже, депутатов это не сильно тревожит — «антикоррупционный закон» отправили на подготовку к третьему чтению. Народные избранники никак не могут прийти к согласию по вопросам, изложенным в статьях №1, №11, №12 — кого считать близкими родственниками госчиновника, как проверять кандидатов на государственную службу и осуществлять финансовый контроль представителей власти. Эти нормы отправлены на доработку, хотя в сравнительной таблице перед вторым чтением указано, что они исключены.

Если исключенные нормы не вернут в текст закона, то можно будет безнаказанно фальсифицировать результаты народного волеизъявления: из перечня субъектов, ответственных за коррупционные деяния, были исключены среди прочих члены окружных и территориальных избирательных комиссий (во время исполнения ими своих функций). Также «пропали» оттуда помощники народных депутатов — значит, «решать вопросы» без последствий можно будет через них. Из текста выпал абзац о специальной проверке кандидатов на пост президента Украины, кандидатов в народные депутаты, депутаты ВС АРК, местных советов и кандидатов на посты мэров, сельских и поселковых голов.

Но даже и это, похоже, не до конца устраивает украинских «борцов с коррупцией»: затягивая принятие антикоррупционного закона и попутно вырезая из него самые «неудобные» для потенциального коррупционера пункты, власть озаботилась тем, чтобы «прикрыть тылы» с других сторон. В обсуждаемом законопроекте есть ремарка о том, что он будет распространяться на сферы, которые не исключаются международными договорами и другими законами. Например, законопроект №7532, принятый 15 марта 2011 г. за основу, упрощает систему госзакупок аккурат в сторону ее меньшей прозрачности. А закон о защите персональных данных делает персональные данные большинства публичных персон — в том числе и госчиновников — информацией с ограниченным доступом. А значит, на многие факты коррупции невозможно будет пролить свет — и все это в рамках законодательства.

По мнению аналитика Международного центра перспективных исследований Натальи Бородчук, законопроект о борьбе с коррупцией не соответствует двум основным критериям качества: в нем не прописана неотвратимость наказания за коррупционные деяния (в ряде случаев его можно избежать), а антикоррупционные органы не являются независимыми (в обсуждаемом законопроекте таким органом должен руководить президент). «Антикоррупционный орган не должен подчиняться тем структурам, которые он призван контролировать», — отмечает г-жа Бородчук.

Одним словом, вся борьба с коррупцией в Украине построена так, чтобы к тому моменту, когда антикоррупционное законодательство вступит в силу, коррупционерам было нечего опасаться. Как сказал «ВД» глава Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров, в нашей стране «коррупция является одним из системообразующих признаков государства». Значит, говорить о борьбе с ней — затея бессмысленная?

12 января 2010 г.

Виктор Янукович, президент Украины:

«Мы обязательно проведем судебную реформу, обязательно создадим эффективную систему борьбы с коррупцией. Украина будет развиваться как истинно демократическое государство».

27 декабря 2010 г.

Александр Лавринович, министр юстиции:

«Коррупция в Украине будет всегда».

25 февраля 2011 г.

Жак Фор, посол Франции в Украине:

«Мы снова находимся в ситуации ожидания, когда же, в конце концов, будет представлен, обсужден и проголосован в парламенте пакет антикоррупционного законодательства»

* Должности указаны на момент высказывания

Автор: Нина Курьята, ВД

 

You may also like...