Украинец в США нанял самолет, требуя ускорить суд
По числу заключенных на душу населения США опережают все остальные страны мира
В американских тюрьмах содержатся в общей сложности примерно 3 млн человек, то есть 1% населения страны, передает Би-би-си.
Большинство настаивает на своей невиновности и готовы кричать об этом на перекрестках, многие пишут в СМИ и конгрессменам, но почти все пребывают в полной безвестности.
Этого нельзя сказать о
Безоблачное небо над южной частью Манхэттена и Брайтон-Бич два часа бороздил белый самолет Cessna 172 Skyhawk, тащивший за собой на тросе большие голубые буквы, из которых складывались слова «Вадим Василенко больше 5 лет в тюрьме — без суда — законно ли это?»
За штурвалом самолета сидел Майкл Арнольд, президент известной в области воздушной рекламы компании Arnold Aerial Advertising. По его словам, компания берет 1,2 тысячи долларов в час и не впервые выполняет заказ клиента, находящегося за решеткой.
Как поведал Арнольд таблоиду New York Post, он работал на порнозвезд, мужей, которые пытаются вернуть ушедших жен, и женщину, которая решила поглумиться в небе над размерами мужского достоинства своего бывшего спутника жизни.
Эффективность воздушной рекламы
Арнольд является известным пропагандистом воздушной рекламы, заявляя, что она сравнительно дешева, привлекает внимание публики, которая любит смотреть на самолеты, особенно на пляже и в пробках, где ей больше нечего делать.
В конце августа мать Вадима наняла пилота, который пролетел над Гудзоном с другим лозунгом: «Мой сын — В. Василенко — в тюрьме 67 месяцев без суда. Он что — Аль Капоне?»
До этого воздушного аттракциона Василенко удалось заинтересовать в своем деле лишь украинскую прессу и русскоязычную радиостанцию «Радио Дэвидзон» в Нью-Йорке, которая регулярно передает интервью, взятые у него в тюрьме по телефону.
Сейчас же он, пусть и мимолетно, но прогремел на всю страну.
Небольшие сроки в обмен на признание
Однако Вадим Василенко, очевидно, хотел не столько прославиться, сколько повлиять на исход своего уголовного дела. Это, видимо, будет сложнее, поскольку прокуратура Манхэттена продолжает настаивать на его виновности и собирается просить для него у судьи многолетнего срока.
В первый раз Василенко и его жена Елена Барышева, которая на два года старше него, были арестованы в 2006 году.
Супруги, а также их сын Алексей Барышев, до сих пор находящийся в бегах, обвинялись в том, что их компания Western Express, которая поначалу располагалась в престижном Эмпайр-Стейт-Билдинге, а потом переехала на менее гламурную Восьмую авеню, занималась подделкой отчетности и обналичиванием чеков, а также переводом денег без соответствующей лицензии.
Супруги быстро сочли за благо признать себя виновными в обмен на сравнительно небольшие приговоры.
Вадим Василенко получил от двух до шести лет, а его жена — от одного до трех (законодательство штатов допускает такие приговоры). Учитывая предварительное заключение и его примерное поведение, отсидел Василенко немного: его привезли в тюрьму в город Бэр Хилл на севере штата Нью-Йорк 4 октября 2006 года, а уже 10 октября 2007 года выпустили, хотя и ненадолго.
Вадима Василенко тут же взяли под стражу сотрудники иммиграционного ведомства США, которые отвезли его в свою тюрьме в город Батавия дожидаться депортации на родину.
«Киберпреступная группировка»
Но незадолго до этого тогдашний главный прокурор Манхэттена Роберт Моргентау обнародовал новое уголовное дело против организации, которую он нарек «Киберпреступной группировкой Western Express».
Компания Василенко обвинялась на сей раз в целом букете преступлений: от торговли номерами 95 тысяч краденых кредитных карт и отмывании денег до организованной преступной деятельности, за которую Василенко и 16 другим фигурантам дела грозило уже до 25 лет тюрьмы.
Новое обвинительное заключение состояло уже из 173 пунктов и охватывало преступления, якобы совершенные с ноября 2002 до августа 2007 года.
Имена нескольких обвиняемых были засекречены и были оглашены лишь 7 сентября 2009 года, когда прокурор Моргентау сообщил, что россиянина Вячеслава Васильева (известного под ником The Vivor) и гражданина Молдовы Владимира Крамаренко (ники Inexwor, Envisor) арестовали в Чехии 30 июля 2008 года и выдали США.
В Греции в мае 2008 г. был задержан другой обвиняемый по этому делу — украинец Егор Шевелев (ник Eskalibur, Esk). Прокуратура также назвала имена других обвиняемых: белоруса Дмитрия Бурака и молдаванина Олега Ковелина, которые в тот момент скрывались от американского правосудия.
С 23 октября 2007 года Василенко находится в манхэттенской тюрьме, которую за внешний вид называют «Гробницей».
Его жена снова быстро признала себя виновной и давно находится на Украине. Но Василенко продолжает сидеть в Гробнице и ждать суда, который все не наступает.
В отличие от своих подельников, он не сидит сложа руки, пишет обращения к прессе, общественности и «профессорско-преподавательскому составу факультетов права», притом не только на компьютере.
По его словам, украинец от отчаяния написал кровью на стене свой камеры: «Судья, будьте мужчиной — закройте дело. Где мои конституционные права?»
Представитель тюремного управления однако заявила New York Times, что у нее нет данных об этом кровавом демарше.
Вадим Василенко требует, чтобы его, наконец, предали суду, на котором он обещает доказать свою невиновность, или отпустили на Украину.
Вокзал в час пик
Украинское генконсульство в Нью-Йорке не занимает никакой позиции по сути предъявленных Василенко обвинений, но недоумевает, почему его до сих пор не судили.
Местные юристы соглашаются, что Василенко ждет суда необыкновенно долго, но не считают, что это означает нарушение его прав. С ними согласен даже его нынешний адвокат Рик Пасакрета.
«Очень, очень небольшой процент дел длится столь долго, — говорит он, — но это не значит, что тут что-то нарушено».
Причин много: нью-йоркские суды крайне загружены (манхэттенский верховный суд, где слушается дело Василенко и его коллег, напоминает вокзал в часы пик), само дело непростое, по нему привлечена большая группа обвиняемых.
Вадиму Василенко, который сменил на данный момент уже четырех адвокатов, удалось добиться, чтобы судья в 2008 году снял пункт обвинения об организованной преступной деятельности.
Прокуратура опротестовала этот решение. Апелляционная инстанция рассматривала вопрос до апреля 2011 года и, наконец, восстановила этот пункт.
Теперь она рассматривает протест, которые заявили по этому поводу обвиняемые.
В 2009 году судья предложил дать Василенко в обмен на признание вины от четырех до 12 лет тюрьмы. Он отказался.
Теперь, когда апелляционная инстанция восстановила самый тяжелый пункт обвинения, прокуроры говорят, что будут требовать для него от 14 до 45 лет заключения.
Владимир Козловский Русская служба Би-би-си, Нью-Йорк
Tweet