Сержант, потеряв свой телефон, потребовал от всего взвода скинуться ему на новый
Ни для кого не секрет, что и образование, и медицину в Крыму едва ли можно назвать бесплатными: всевозможные благотворительные взносы, платные справки и мелкие услуги есть повсеместно. Но вот где человек уж точно не рассчитывает тратить деньги, так это в армии. Однако опрос служивших в разных частях Крыма молодых людей показал, что и там порой приходится нести расходы. Об этом пишет
«Сегодня».
«В учебке, как только прибыли, старшина собрал с нас по 40 гривен на бытовые нужды. В конечном итоге купил каждому пластиковую мыльницу за две гривны, половинку пенала под зубную щетку и три китайских иголки, которыми невозможно шить. По идее, всем этим нас должна была обеспечить армия, — рассказывает Игорь, демобилизовавшийся из радиотехнических войск в октябре 2011 года. — Были и другие варианты поборов. К примеру, когда нас из учебки перевозили на место непосредственного несения службы, старлей взял по пятнашке за проезд в троллейбусе, хотя для солдат он вообще бесплатный».
Симферополец Виктор рассказывает, что в части, где ему довелось служить, ежемесячно сразу после выдачи довольствия они с сослуживцами скидывались приблизительно по 30 грн с человека на нужды казармы: «Деньги собирали офицеры. Часто мы покупали за свои средства веники, лампочки, туалетную бумагу. В части никто не имел физической возможности отлучиться в магазин. Чтобы сходить за покупками, сержанту обязательно надо было купить что-то: кока-колу, шоколад или тому подобное. Однажды я отказался покупать кофе, так как отпрашивался в магазин, чтобы взять вещи не для себя, а на нужды казармы. Сержант провел со мной воспитательную беседу «с пристрастием», а в армии без пристрастия вообще ничего не бывает».
Виктор вспоминает, как однажды сержант, потеряв свой
телефон, потребовал от всего взвода скинуться ему по 30 грн на новый. После того как солдаты отказались подчиниться, их заставили отжиматься в полной выкладке с противогазами в сушилке, температура в которой доходила до +35 °С. Жаловаться они никуда не стали, хотя еще в военкомате всем новобранцам выдали книжечки с номерами телефонов доверия. Но так как иметь при себе мобильные в армии запрещено, а свободного доступа к стационарным аппаратам нет, воспользоваться ими так и не удалось.
«Естественно, все мы скидывались контрактникам на покупки: сигареты, продукты, пополнение счета, — говорит Алексей, служивший год назад в войсках противовоздушной обороны. — Обычно они брали себе из этой суммы 50 гривен, а на остальные нам покупали то, что мы просили. Был случай, когда контрактнику скинулись гривен на 200, а он вообще ничего не купил. Но ничего с этим не сделаешь, ведь в армии стукачество не приветствуется. Если что-то ляпнешь, и офицеры, и деды будут клевать. Хотя и говорят, что после сокращения срока службы до 12 месяцев дедовщины в армии не стало, но это только разговоры».
БОЯТСЯ ЖАЛОБ — НЕТ НАКАЗАНИЯ
В армейском руководстве объясняют, что поборы происходят не только из-за наглости старших по званию, но и из-за недофинансирования. Расходы на армию в 2012 году составляют 16,4 миллиарда гривен, что почти на 30% больше, чем в предыдущем году. Однако выделенные деньги направляются на создание учебно-тренировочных самолетов и ракетных комплексов, а не на решение бытовых проблем.
В руководстве Вооруженных сил Украины подтвердили факт наличия практики денежных поборов в армии. Начальник управления воспитательной и социально-психологической работы ВС Украины генерал-майор Александр Копаница объяснил «Сегодня»: «Да, иногда такие факты имеют место быть. Но мы боремся с ними жесточайшим образом. Если узнаю о подобном, назначаю расследование, и мы начинаем разбираться. Это вопрос гражданского общества и демократии. Почему об этом говорят те, кто уже отслужил, почему не жалуются те, кто служит сейчас? Что касается проблемы отбирания денег, мы должны дать возможность солдатам самим лично купить все, что им нужно, чтобы они никому ничего не сдавали».
Валентина Артамонова, глава Всеукраинской организации солдатских матерей, отмечает, что в последние несколько лет жалобы на поборы от военнослужащих к ним также не поступали. По ее словам, это связано с банальной боязнью солдат публично говорить о таких нарушениях со стороны старших по званию.
Денис Мацола