Железнодорожники продают пассажиров

Государственная железнодорожная компания Deutsche Bahn планирует зарабатывать на персональных данных своих многочисленных клиентов: намерения DB поделиться личной информацией пассажиров с банками, страховыми компаниями или сетями ресторанов быстрого питания подняли волну возмущения и протестов, в связи с которыми железнодорожникам пришлось идти на попятную.

Крупные клиентские базы данных весьма ценятся на свободном рынке: как известно, те же банки активно раздают мелкие потребительские кредиты под «нулевой процент» в том числе для того, чтобы, получив личные данные нового клиента, иметь возможность предлагать ему всё новые и новые услуги. Одной из наиболее полноценных и интересных свободному рынку баз данных немецких клиентов располагает государственная железнодорожная компания: практически каждый, кто приобретал билеты Deutsche Bahn через интернет или при помощи кредитной карты, оставил АО «Немецкие железные дороги» информацию о себе. Ей железнодорожники и хотят распорядиться «с умом», намереваясь продать персональные данные владельцев скидочной карты BahnCard, участвующих в дополнительной премиальной программе Bahn-Bonus: за счёт изменений, внесённых в пользовательский договор, эти пассажиры вскоре начнут получать «ориентированную на индивидуальные потребности» рекламу партнёров Deutsche Bahn – тех же банков, страховок и ресторанов.

Данные, которые железнодорожники собирают о своих «премиальных» клиентах, весьма детальны: кроме имени-фамилии, домашнего адреса, номера телефона и адреса электронной почты Deutsche Bahn хранит сведения о цене купленного пассажиром-участником программы Bahn-Bonus билета, маршруте поездки, классе вагона и месте продажи билета. «Немецкие железные дороги не торгуют личными данными пассажиров, – утверждает уполномоченный компании по защите личной информации Крис Невигер (Chris Newiger), – но располагают разнообразными возможностями предложить своим партнёрам обратиться напрямую к клиентам Deutsche Bahn».

Представители организаций, следящих за соблюдением прав пассажиров, как и правозащитники, озабоченные сохранностью персональных данных жителей ФРГ, выразили возмущение планами железнодорожников. Повышенный общественный интерес вынудил госкомпанию отказаться от собственных намерений продать данные пассажиров: «Deutsche Bahn не передавал данные пассажиров третьей стороне в целях маркетинга и не планирует этого в дальнейшем», – гласит срочно опубликованный пресс-релиз «Немецких железных дорог». Фактически же условия программы Bahn-Bonus по умолчанию предусматривают передачу личных данных для персонализированного маркетинга: разумеется, клиент, согласившийся на предложение Deutsche Bahn, может опротестовать такое использование информации о себе.

Дополнительный приработок на персональных данных пассажиров представляется не самым необходимым «Немецким железным дорогам» шагом: в 2012 году компания получила самую высокую прибыль за всю историю своего существования, заработав 2,7 миллиарда евро – на 400 миллионов больше, чем годом ранее. Расходы железнодорожников в прошлом году выросли незаметно: уже несколько лет Deutsche Bahn вынуждена обходиться старыми поездами из-за серьёзных проблем производителей с поставкой новых составов. При этом регулярное повышение цен на перевозки не останавливает значительный прирост числа пассажиров.

 

Максим Смирнов, Русская Германия

You may also like...