«Умудрились нарушить все, что только можно»,- эксперт о задержании милицией женщин и детей

Сотрудники Ленинского райотдела милиции Николаева умудрились нарушить чуть ли не все нормы закона при проведении допроса свидетелей.

Об этом в комментарии «Преступности.НЕТ» заявил эксперт Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в деятельности милиции Владимир Батчаев.

Напомним, в Николаеве, на улице 11-ая линия, в воскресенье, 11 августа, сотрудники милиции забрали трех женщин и их двоих малолетних детей 12-ти и 13-ти лет в Ленинский райотдел милиции города Николаева, где заставляли их признаться в нападении на мужчину на автозаправке. При этом, как заявили женщины, милиционеры без объяснений увезли их с порога дома и почти четыре часа допрашивали их по очереди, в том числе и детей – без присутствия родителей или психолога. Кроме этого, правоохранители провели обыск без понятых в доме. Все из-за того, что хозяйка дома Валентина на вопрос пришедших милиционеров, знают ли они мужчину, которого на днях «подрезали» возле автозаправки, ответила утвердительно.

– Наша милиция опять умудрилась нарушить все, что только можно. Существует определенный порядок вызова граждан в милицию, в том числе и в качестве свидетелей. Для этого есть повестка. Милиция обязана была составить соответствующую повестку, в которой указать, куда, кто приглашает, в какой кабинет, вручить эту повестку либо на руки, либо электронной почтой, либо по телефону. При этом, согласно статье 135 Уголовно-процессуального кодекса, повестка человеку должна быть вручена не позднее, чем за три дня до даты вызова. То есть нельзя прийти и сказать – вот вам повестка, через полчаса ждем вас, – утверждает Батчаев.

Во-вторых, по его словам, свидетель имеет право на адвоката, точно также, как и подозреваемый.

– То есть человека лишили права получить квалифицированную юридическую помощь. Если этих женщин допрашивали под протокол, то в таком случае сотрудники милиции провели уголовно-процессуальное действие с нарушением УПК, – добавил эксперт.

Допрос в такой форме малолетних детей Батчаев и вовсе считает беспределом. По его словам, УПК дает неплохие, но неполные гарантии для малолетних (до 14 лет) и несовершеннолетних лиц (от 14 до 18 лет).

– В частности, да, действительно предусматривается проведение допроса с ребенком, но в любом случае в присутствии законного представителя, педагога или психолога, а при необходимости и врача. Законный представитель – это, прежде всего, родитель. То есть должен быть родитель, который может сказать, что нет, мой ребенок нервничает, поэтому зовите сюда психолога, врача и так далее. Допрос ребенка не может длиться беспрерывно больше, чем час, – говорит он.

Владимир Батчаев утверждает, что часто украинские милиционеры используют незапрещенную форму общения с населением – приглашение на беседу, в качестве прикрытия своих незаконных действий.

– Милиционеры любят вызвать, поморочить голову, а потом видят для себя, что ничего не получается, и начинают говорит, что это мы просто пригласили для беседы, мы не проводили процессуальных действий. Вот если женщины что-то там подписали, то все – это уже можно расценивать как процессуальное действие. А чего детей опрашивали, опять же таки, могут съезжать, мы ж не могил детей дома самих оставить. Законодательство очень четко прописывает процессуальные действия, а вот такие вещи, как опрос, собеседование – нет. Этим милиционеры и пользуются, они этим приглашением на беседу себе делают лазейку, чтобы опросить человека, попрессовать и так далее, и так далее. Опять же, если женщины заявят, что они не хотели беседовать, что категорически отказывались, нас грузили в машину вместе с детьми. Что это за беседа? Это нарушение, – заявил эксперт.

Кроме того, по его словам, сотрудники Ленинского райотдела милиции в данном случае, помимо всего остального, провели незаконное задержание без каких-либо на то оснований. Как известно, женщин с детьми продержали в РОВД 3,5 часа.

– В ходе досудебного расследования они пришли опросить соседей, правильно. Поквартирный обход – добрый день, вы знаете такого мужчину? Да, мы его знаем. Хорошо, дальше. Милиционер, действующий законно, он либо выписывает им повестку, либо говорит – согласитесь ли вы дать объяснения предварительно? Милиции никто не запрещает брать пояснения, хотя для того, чтобы это было процессуально оформлено, должен быть протокол допроса. А эти нарушили уже изначально, а потом нарушения кататься как снежный ком и обрастает все новыми и новыми нарушениями. Вот они обрадовались, что женщины знают этого мужчину – они их тут без ничего, без повестки, незаконно забрали. На каком основании их принудительно туда доставили? Есть определенный порядок доставления в райотдел, если человек не прибыл по выписанной повестке (опять-таки, лица до 16 лет доставлению в таком порядке не подлежат). Задержать тоже могут в определенных случаях: если человека застали в момент совершения преступления или во время попытки его совершения, если непосредственно после совершения какой-то свидетель или потерпевший указал на этого человека, если на одежде человека остались явные следы совершения ним преступления, если у милиции есть доказательства совершения человеком преступления. Можно также высказывать сомнения законности допроса, так как не было адвоката и он не был предложен, – резюмировал сотрудник Ассоциации УМДПЧ.
 

You may also like...