Врачи наживаются на болезнях киевлян!

Андрей Макаренко живет в Киеве без прописки. Потому решил обратиться в частную больницу. Прием врача и анализы обошлись ему в $300, а составленный список лекарств в аптеке оценили еще в $800. Отчаявшись, Андрей пошел в районную поликлинику по месту жительства и обнаружил, что достаточно двух бесплатных анализов. Диагноз получился тот же, а вылечиться можно менее чем за 100 грн. «Ноги моей больше не будет в этих частных структурах – на что они рассчитывают?» – говорит он.

К сожалению, судиться с клиникой Андрей не решился. С жалобами на неправедные поборы не обращаются и во Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов. «Именно таких формулировок нет, – рассказал вице-президент совета Виктор Сердюк. – К нам обращаются с жалобами на неправильную диагностику, неправильное лечение, нанесенный вред. Но если разобраться, то «внутри» каждого такого дела есть неоправданные процедуры, анализы, манипуляции».

По данным совета, завышенные цены и «лишние» расходы – дело в украинских больницах обыденное и как бы само собой разумеющееся. Традиционно медицинское учреждение имеет договоренность с аптекой о проценте от продаж, а также с лабораториями – о проценте от сделанных анализов. «Для украинских врачей это примерно 10 %, – говорит г-н Сердюк. – То есть вместо трех анализов человеку назначают десять, и оплату за один из них полностью получает врач». По данным совета, подобные назначения делаются не только с молчаливого согласия руководства, но и по специальным распоряжениям.

Причина завышенных трат на лечение – не только во врачах, но и в пациентах. Если первые могут манипулировать предписаниями и рекомендациями, то вторые, пребывая в состоянии стресса, забывают поинтересоваться, зачем нужна та или иная процедура. «Врачи очень остро реагируют на вопросы пациентов, – продолжает Виктор Григорьевич. – Если раньше люди просто давали деньги, а врачи делали, что считали нужным, то при подробных расспросах они чувствуют себя некомфортно».

Кроме того, именно по реакции на вопросы можно определить степень заинтересованности врача в кошельке пациента. Если врач охотно объясняет, какой эффект и как скоро дадут прописанные препараты, или предлагает на выбор всю ценовую линейку лекарств схожего действия – значит, стоит лечиться дальше. «Если вы чувствуете, что врач будет к вам менее доброжелателен – спросите обязательно! – рекомендует г-н Сердюк. – Если действительно отношение к пациенту ухудшается, бросайте этого врача, ищите другого».

Есть и другие способы обезопасить себя от злоупотреблений. Самый действенный – документировать все общение с врачом. Например, расписываться на всех страницах истории болезни, ставить дату. Если лечение окажется неправильным, то любая страница без автографа будет свидетельствовать о подделке. «Если вам не дают карточку на руки – требуйте, это же ваша личная информация!» – говорит правозащитник.

Назначить лишние и дорогие манипуляции любят одинаково и в государственных, и в частных учреждениях. «Траты на медицинское обслуживание в государственных и частных клиниках вполне сопоставимы, – говорит г-н Сердюк. – Разница только в том, что в государственной вы платите отдельно врачу, отдельно медсестрам, отдельно санитаркам. В частной клинике за ту же сумму уже «все включено». Так что при выборе врача украинцы могут смело гадать на кофейной гуще и точно знать: вариантов всего два – «повезет» и «не повезет».

Чтобы избежать лишних расходов и уберечь себя от врачебных ошибок, Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов рекомендует придерживаться нескольких простых правил:

задавать вопросы: пациент имеет право знать;

обращать внимание на то, как лечат, насколько дружелюбно относятся;

выяснить все о диагнозе, анализах;

попросить родственников и друзей отстаивать интересы, если самостоятельно по состоянию здоровья делать это невозможно;

уточнить, какое лечение назначено и почему именно это;

участвовать в принятии решений относительно лечения;

снимать копии с истории болезни и любых назначений.

Ольга Покотило, «24»

«КИЯНИ»

You may also like...