Правительство–президент: 100 дней противостояния!
Первые сто дней работы правительства Юлии Тимошенко ознаменовались серией публичных конфликтов с секретариатом президента и самим главой государства Виктором Ющенко.
«Газета…» охарактеризовала самые острые из них. И подвела первые итоги этого противостояния в верхах. Предвыборные обещания Тимошенко вернуть вклады советского Сбербанка сторонники президента называли популизмом. Подобную точку зрения, но более тактично, высказывал и сам Ющенко. Но стоило начать выплачивать первую тысячу гривен, стремительно рванул вверх рейтинг премьера. И увидев это, президент постарался перетянуть на себя «одеяло» главного благодетеля.
Были даже попытки заменить главу Ощадбанка Анатолия Гулея на президентского человека. Тимошенко Гулея отстояла. Поняв, что процесс выплат под контроль не взять, Ющенко применил новые «двойные стандарты». С одной стороны, начал подстегивать премьера как можно быстрее возвращать деньги. С другой – звучала критика, что выплаты приводят к инфляции. А тратить на выплаты вкладов средства от приватизации – просто «проедать».
Приватизационные войны
Кабмин надеялся, что с социальными выплатами поможет продажа оставшегося крупного госимущества (ОПЗ, «Укртелеком», ряд облэнерго). Бюджет-2008 предусматривает 12 млрд. грн. от приватизации направить вкладчикам советского Сбербанка.
Но Банковая не позволила снять с поста главы Фонда госимущества Валентину Семенюк, основного борца с инициативами Тимошенко. Помимо этого, Ющенко говорит о недопустиомсти продажи стратегических предприятий. И сама приватизация предприятий, запланированных к продаже на этот год, до сих пор не началась.
Это играет на руку оппонентам и может серьезно откорректировать планы правительства.
Самый «газовый друг» Путина
Премьер Тимошенко тактически переиграла президента на «газовом фронте». Хотя, февральские договоренности Ющенко с президентом Владимиром Путиным, якобы разрешившие проблемы украинских долгов за газ, должны были показать украинцам: именно Виктор Андреевич может договориться с Москвой о дешевом газе. Тимошенко же обязали четко выполнять все указания президента. Шаг лево, шаг вправо – следовал град обвинение в срыве договоренностей с Кремлем. Однако самостоятельная игра премьера – победа в мартовской «газовой блокаде», стабильная цена и формальное устранение посредников с рынка – отдало «лавры победителя» именно леди Ю. Впрочем, подписанное соглашение с «Газпромом» вызывает много претензий и вопросов.
Черновецкий, прощай!
Казалось, после формирования коалиции о предвыборном обещании сменить столичного мэра «оранжевые» дружно забыли. Но в марте Тимошенко удалось буквально «продавить» постановление Рады о досрочных выборах мэра и Киевсовета. А вот Ющенко предстал в этой ситуации не в самом лучшем свете. Сначала Банковая публично защищала мэра Леонида Черновецкого, потом – безуспешно старалась обменять его отставку на поддержку БЮТ президентского Закона о Кабмине. Сейчас президентские стратеги надеются не допустить на внеочередных выборах избрание мэром «человека Тимошенко».
Конституция «под Ющенко» – стоп!
Еще с середины 2007 года Секретариат президента начал готовить почву для принятия новой редакции Конституции. Предполагается, что в новом Основном Законе будут усилены полномочия президента. Банковая приступила к активному продвижению идеи новой Конституции. Тимошенко достаточно долго отмалчивалась, отставляя Ющенко надежду на свою лояльность. И вот в марте, из Брюсселя, леди Ю категорически заявила: в Украине не будет президентской формы правления. Она ясно дала понять – президентский вариант Основного Закона не получит необходимые голоса фракции БЮТ для утверждения.
Таким образом, если первое время после назначения премьер Тимошенко занимала скорее оборонительную позицию, избегала конфликтов и сносила все удары и публичные «пощечины» от Ющенко, то уже с февраля начала открыто демонстрировать свое несогласие с Гарантом. И, в конечном итоге, почти на всех фронтах за 100 дней руководства Кабмином переиграла президентскую команду. Однако у президентского лагеря есть достаточно возможностей. чтобы отыграться. Будет ли это «завал» бюджета? блокирование принятия программы правительства «Украинский прорыв»? или провал единого «оранжевого» кандидата в столичные мэры? Вариантов достаточно много.
Tweet