Пенсионер отбился от пьяной кодлы ножом. Жаль, не убил

Этот случай на станции Барышевка, что в Киевской области, породил много разговоров. Не часто ведь бывает, чтобы человека, нанесшего ножевое ранение, одни считали настоящим героем, а другие боялись, что его «несправедливо» упекут в тюрьму. Грядет суд. И перед служителями Фемиды и вправду стоит непростая задача.

«СЫНОЧКИ, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ…»

В тот день Ольга, работающая кассиром в железнодорожной кассе, заступила на очередное дежурство. Без десяти восемь вечера она услышала крики и пьяную ругань. Выглянув в окошко, увидела компанию молодых людей, цеплявшуюся к прохожим, — перед этим шумная троица отмечала в соседнем кафе день рождения приятеля. Люди возмущались хамским поведением хулиганов, но никто не решался сделать им замечание.

Ольга оказалась не из робкого десятка. Как официальное лицо на территории, где происходил дебош, она попросила прекратить безобразия. И тут же получила в ответ нескончаемый поток нецензурной брани.

«Хлопцы плевали в окошко кассы, пытались разбить стекло, матерились, угрожали… — рассказала Ольга Федоровна. — На мои замечания не реагировали». Она окинула взглядом зал вокзала — сразу выделила довольно крепкого мужчину средних лет, на помощь которого мысленно рассчитывала. Но здоровяк неожиданно попятился назад. «Мужчина так был напуган, что от страха у него дрожали колени. Мы потом его с напарницей успокоительными отпаивали», — вспоминает тот роковой вечер отважная Ольга. Каково же было ее удивление, когда защита пришла совсем с другой стороны.

На пути хулиганов встал неприметный старик, сидевший неподалеку в ожидании электрички. «Он несколько минут назад купил у меня билет и единственный, кто заступился за меня. «Сыночки, — говорит, — что ж вы делаете! Она же вам в бабушки годится!» А те его — головой об стену, что аж кровь хлынула, — вспоминает кассир. — Бросили на пол и давай ногами бить по чем попадя. Женщина какая-то в истерике забилась. А один из них на весь зал кричал, что так будет с каждым, кто посмеет ему возразить. На наших глазах убивали человека, а помочь было некому. И тут, защищаясь, старик выхватил раскладной нож и пырнул хулигана… Если бы он не переключил внимание на себя, не знаю, чем бы все закончилось…»

Удар ножом, рассказывают свидетели, не остановил хулигана, а, напротив, поддал жару. Даже раненный в живот 18-летний житель Киевской области с еще большей жестокостью набросился на пенсионера, продолжая его избивать. Один из трех приятелей, видимо, наиболее трезвомыслящий, попытался оттащить друзей от лежащего на полу человека. Тот тяжело дышал — как выяснилось потом, из-за сломанных ребер и других многочисленных травм. Весь пол был залит кровью. Только когда раненый молодчик почувствовал себя плохо, оставил свою жертву в покое и направился в центральную районную больницу…

«САМИ СЕБЕ МИЛИЦИЯ»

В подобные ситуации, а они, по словам местных жителей, здесь не редкость, обычно мало кто вмешивается. Разве что таксисты, которые паркуются на привокзальной площади. Но и те в борьбу за справедливость вступают неохотно. И это понятно. У всех семьи, дети, и никому не хочется нарываться на неприятности.

«Я работаю здесь уже 19 лет, — продолжает свой рассказ кассир Ольга. — Драками на вокзале нас не удивишь. Поблизости находятся торговые точки, продающие спиртное. Сами понимаете, какой контингент собирается. Тот парень, которого подрезали, тоже неблагополучный. Без матери растет, обозленный на весь мир. Отчим, говорят, справиться с ним не может… Дежурного милиционера на станции нет. Видать, никто не хочет за маленькую зарплату работать. Поэтому мы сами себе и милиция, и скорая помощь. Ночью по двое дежурим, чтоб не так страшно было. Этой весной парнишку одного спасла. Опоздал на электричку. Пристала к нему пьяная компания. Мобильный телефон требовали. Сильно избивать стали. Так я их, поганцев, веником разгоняла. Пассажиры вступились, помогли парню в поезд запрыгнуть и путь хулиганам преградили. Думала, что и на этот раз своими силами управимся…»

«ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО СКАЖЕТ СУД»

По кровавым, в буквальном смысле слова, следам сотрудники уголовного розыска линейного управления задержали участников инцидента. Встал вопрос, кто же виноват — пострадавший, но начавший жестокое избиение пенсионера парень, или пенсионер, защитившийся ударом ножа? И если речь идет о самозащите, то не было ли ее превышения?

По словам начальника линейного отдела на станции Дарница ЛУ Юго-Западной железной дороги УМВД Украины на железнодорожном транспорте подполковника милиции Олега КУЛЬБАШНОГО, в настоящее время уголовное дело возбуждено пока не в отношении конкретного лица, а по факту хулиганства (ч. 2 ст. 296 Уголовного кодекса Украины).

«Я считаю, — отметил подполковник, — что в данной ситуации, учитывая то, что жизни 59-летнего жителя Киевской области угрожала реальная опасность (человека жестоко избивала группа лиц, в результате чего у него были сломаны ребра и т. д.), с его стороны не было превышения меры самообороны. Как выяснилось, до этого конфликта зачинщик группового избиения уже находился под следствием за хранение наркотиков».

А что говорит Уголовный кодекс? Начальник линейного отдела помог найти соответствующую статью. Часть 5 статьи 36 УК Украины гласит: «Не является превышением пределов необходимой обороны и не влечет уголовной ответственности применение оружия или каких-либо иных средств либо предметов для защиты от нападения вооруженного лица или нападения группы лиц, а также для предотвращения противоправного насильственного вторжения в жилище либо другое помещение, независимо от тяжести вреда, причиненного посягающему». Как видим, даже если нож признают холодным оружием, и независимо от тяжести нанесенного им ранения, пенсионера могут оправдать. «Впрочем, — подытожил Олег Кульбашный, — в любом случае, последнее слово скажет суд».

ВЕДЬ ЗВАТЬ ЕГО — АЛЕКСАНДР

Однако думают так не все. После того как сюжет об инциденте прошел по телевидению, в адрес следователя стали поступать угрозы. Молодой человек, получивший отпор со стороны жертвы (которую, может быть, просто не успел забить до смерти ногами), считает в этой истории потерпевшим себя. После ранения его успешно прооперировали. Пострадавший же пенсионер отказался от госпитализации, несмотря на полученные многочисленные увечья, так как является единственным кормильцем в семье, где пятеро детей и жена — инвалид, прикованная к постели.

Автору этих строк довелось кратко увидеться с ним. На вопрос, не страшно ли было пойти на конфликт с хулиганами, превосходящими и числом, и физической силой, щуплый с виду мужичок с большими седыми усами и морщинистым лицом ответил просто. Мол, это мой человеческий долг. И добавил: если сядет на скамью подсудимых, все равно никогда не пройдет мимо человека, попавшего в беду. Пусть даже придется заплатить за это ценой собственной жизни. Ведь звать его — Александр, а это обязывает, ибо означает в переводе с греческого «защитник людей».

Не будем забегать вперед, расставлять акценты до суда. Надеемся, он будет справедливым.

Марина Котенко, пресс-служба УМВД Украины на железнодорожном транспорте

«Ведомости»
 

You may also like...