Как бороться с криминалом из-под облаков?
В замечательном научно-фантастическом фильме «Дежа вю» спецслужбам удаётся «пробить окно» в прошлое. Увы, несмотря на то, что соавтором был известный физик, фильм получился всё-таки больше фантастическим, чем научным: от простого наблюдения герои очень уж легко переходят к путешествиям во времени. Но тем проще ответить на вопрос: кто из смотревших эту ленту мог предположить, что подобную систему удастся построить в обозримом будущем?
А ведь удалось! Вот уже несколько лет как минимум на северо-американском континенте работают несколько таких систем — и как раз сейчас разгорается скандал по поводу применения одной из них. В кино нетрудно обойти «острые углы»: следователь может подглядывать за другим человеком без спросу и ведома, без ордера. В жизни такой номер не пройдёт — и непонятно, к счастью или к сожалению…
Так вот, к скандалу. В центре его — небольшая американская компания Persistent Surveillance Systems (нечто вроде «Системы Наблюдения От Которых Не Спрячешься»). Разработанный и построенный её специалистами аппарат с вышеупомянутым фильмом коррелирует, конечно, весьма условно — в том смысле, что никаких «кротовых нор» и перемещений во времени не совершает. Всё проще и хитрее одновременно.
Взята дюжина промышленных фотокамер высокого разрешения, из них собран массив с частично перекрывающимися полями (62 кг, 1 кВт), написано программное обеспечение, «сшивающее» снимки в одну огромную панораму. Всё это подвешено к обычной «Сессне» и выведено под самые облака. Оттуда, на протяжении как минимум всего светового дня (военный вариант «видит» и ночью), ведётся живая трансляция в офис, по кадру в секунду. Каждый кадр содержит почти 200 миллионов пикселей и покрывает порядка 60 квадратных километров территории. Для города Балтимор, полиция которого решилась заключить с PSS временный контракт, это означает, что каждую секунду «небесное око» запечатлевает почти половину городской территории.
Сами понимаете, о мелких деталях речи не идёт: разрешение — полметра на пиксель. То есть человеческие фигуры присутствуют, но лишь в виде туманных пятнышек. Равно как и автомобили (даже марку которых установить невозможно), и прочие некрупные предметы. Прелесть такой системы в другом: поток накапливается на сервере и при желании аналитики могут в считанные секунды восстановить происходившее на той или иной улице в конкретный момент времени в прошлом — и не просто восстановить, а и по шагам «промотать» вперёд или назад. Ну чем не «Дежа вю»?
Изначально эту систему строили для военных, как средство для борьбы с террористами в Ираке. Но и на «гражданке» она оказалась незаменимой, ибо такого функционала не даёт пока никто и ничто другое. Вот история из жизни как пример. Одним февральским вечером близ автобусной остановки были застрелены двое стариков. Даже привычный к насилию и полицейскому произволу Балтимор «встал на уши». Но обычные розыскные мероприятия результатов не дали. К счастью, PSS уже вела съёмку.
Её аналитики сфокусировались на месте трагедии и за считанные часы обнаружили и проследили путь пешехода, явно пытавшегося скрыться после стрельбы. Так они установили куда он спрятал оружие (задействовав попутно обычный Google Earth — где улицы отсняты детально, пусть и давно), определили человека, в дом которого он заходил (принадлежит подруге печально известного в городе рецидивиста) и, главное, назвали камеры уличного наблюдения, в поле зрения которых он попадал. Перекрёстный анализ снимков с камер и личность подруги позволили назвать имя подозреваемого и объявить его в розыск. Позже он был схвачен. Правда, без объяснения того, как именно на него вышли, что уже тогда вызвало у некоторых местных обоснованные сомнения: что за тайный метод применила полиция?
Уже по одной этой истории понятно, что речь о золотой жиле. В одном только Балтиморе, ведя съёмку даже не каждый день на протяжении примерно полугода, PSS успела так или иначе поучаствовать в раскрытии более сотни преступлений. Но почему же город в конце концов контракт с ней приостановил, и почему к ней не стоит очередь мэров городов, страдающих от криминала?
А загвоздка в пресловутом вторжении в личную жизнь — игнорировать которое было очень просто в кино, но чрезвычайно трудно в реальности. Мне, впрочем, не хотелось бы занимать чью-то сторону: аргументы обеих сторон убедительны. Решите сами для себя, с кем согласиться и как себя вести — когда подобное предложат использовать или начнут использовать у нас.
В самой PSS съёмку с неба не считают подглядыванием за гражданами или слежкой. Ведь любые действия по анализу должны быть санкционированы полицией. Да и уровень детализации явно недостаточен, чтобы разглядеть «что-нибудь такое». PSS рассматривает свою систему как естественное продолжение сети камер уличного наблюдения. В том же Балтиморе их сотни, как и в любом крупном городе, и в случае необходимости органы охраны правопорядка, конечно, могут получить доступ к любой из них. Но камеры охватывают лишь небольшую часть городской территории, зато цифровое око под облаками — сразу полгорода! И вы сами убедились, насколько эффективно оно может сработать.
По правде говоря, узким местом такой системы уже сейчас стали не возможности техники, а штат аналитиков — которых попросту не хватает для помощи полиции по каждому тревожному сигналу. Наверное, если бы полиция сама оплачивала услуги PSS, штат можно было бы расширить, и следить за ситуацией в реальном времени, реагируя на самые тяжёлые происшествия моментально. Но в Балтиморе работу «небесного ока» оплатило третье лицо, конкретно — благотворительный фонд, спонсирующий новаторские методы борьбы с преступностью. Полиция не решилась платить сама, верно предположив, что общественности это не понравится.
Противостоят PSS правозащитники и активисты, уверенные, что наблюдение с неба попирает гражданские права и свободы. Что там, некоторые протестуют против наблюдения вообще! Да, находясь, к примеру, на улице гражданин не вправе рассчитывать на приватность (вспомните дискуссию вокруг апскирта). Но ведь с равным успехом камеры PSS заглядывают и за заборы частных владений, куда полиции без ордера просто так не сунуться. Хуже того, правозащитники считают неверным сравнение «небесного ока» с уличными камерами.
Уличные камеры стационарны — они не могут полететь за гражданином, показавшимся подозрительным. Плюс, камеры принято специально помечать (в частности, подсветкой), чтобы дать гражданам понять, что ведётся наблюдение. PSS же эксплуатирует незаметную и беспрецедентно инвазивную систему, да к тому же делает это тайно (в известность не поставили ни мэра, ни вообще кого-либо из избранной власти).
Вот почему бушует скандал. Вот почему контракты с городами, которые PSS удавалось заключить, оказывались краткосрочными, разовыми. И тем не менее лично мне верится, что за подобными системами будущее. Себестоимость, конечно, удастся срезать — применив дрон вместо дорогого самолёта с двумя сотрудниками на борту. Охватываемую территорию — увеличить, в том числе за счёт применения продолжающих совершенствоваться фотосенсоров. И я согласен с PSS в том, что уже сама по себе установка такой системы сократит количество правонарушений на 20% и более — просто потому, что потенциальные правонарушители будут знать, что за всеми постоянно наблюдают.
Остаётся только решить вопрос с возможными злоупотреблениями.
Автор: Евгений Золотов, КОМПЬЮТЕРРА
Tweet